Валентина Валентиновна Гориневская — врач, спасшая многих людей от смерти, могла утешить одним своим взглядом, от чего, как замечали больные, отступала боль.
Валентина Валентиновна мечтала стать доктором с детства, на что ее вдохновил папа — детский врач. В 1914 году, во время Первой мировой войны, Валентина Валентиновна сформировала женский медицинский отряд, который под её руководством самоотверженно трудился в госпиталях Западного фронта. Даже став профессором к началу Великой Отечественной войны, но не подлежав мобилизации по возрасту, Валентина Валентиновна добровольцем ушла на фронт. На фронте «милую докторшу» знали буквально все.
Валентина Валентиновна была автором нескольких научных работ по травматологии, директором травматологической клиники московского института имени Склифосовского. Её руки называли «золотыми». Что для неё было самой главной наградой?

Пациенты хирургического отделения Петропавловской больницы для бедных радовались, когда на дежурство заступала «милая докторша» — так они называли Валентину Валентиновну Гориневскую. В 1908 году девушка окончила Петербургский Женский медицинский институт и была в клинике самым молодым хирургом. Однако о её знаниях и опыте с большим уважением отзывались даже строгие маститые профессора. Валентина лечила травмы: ушибы, переломы, вывихи. Больные выстраивались к ней в очередь. Говорили: у докторши — лёгкая рука. Один из пациентов вспоминал, как она вправляла ему сустав. Чтобы отвлечь от довольно чувствительной процедуры, рассказывала что-то смешное. «Не успел оглянуться — и уже как новенький!» — рассказывал больной. Доброжелательная улыбка, ободряющие слова, понимающий взгляд встречали каждого, кто переступал порог кабинета Валентины Валентиновны Гориневской.
Доброму отношению к пациентам она научилась у своего отца — детского врача. Идти по его стопам Валентина решила в самом юном возрасте. Однажды девочка заявила: «Меня зовут так же, как папу — значит, как и папа, я буду врачом!» Медицина стала для Валентины Валентиновны призванием. Специализируясь на травмах, она, тем не менее, вникала во всё. Однажды в Петропавловскую больницу привезли пациента с кишечной непроходимостью. Главный хирург, профессор Кадьян, ученицей которого когда-то была Валентина, решил, что в операции необходимости нет. Но Гориневская набралась смелости и возразила учителю. Немедленно нужно оперировать, настаивала Валентина. Прошло немного времени, и больному стало хуже. Профессору пришлось признать, что его ученица оказалась права. Пациента успешно прооперировали, и он выздоровел. А профессор с тех пор взял привычку по каждому спорному случаю советоваться с молодым доктором.
В 1914 году началась Первая Мировая война. В первые же дни Гориневская решила ехать на фронт. Валентина сформировала женский медицинский отряд, который под её руководством самоотверженно трудился в госпиталях Западного фронта. А после Октябрьской революции 1917-го переехала в Самару. Как раз в то время там, на базе Самарского государственного университета, открывалась кафедра общей хирургии. Гориневской предложили её возглавить. Вокруг был голод и разруха. Но студенты толпами шли к ней на лекции и часами просиживали в нетопленном помещении, слушая Валентину Валентиновну, и совсем не замечая холода. В те годы Гориневская несколько раз ездила на Донбасс, оказывать медицинскую помощь шахтёрам. С какой же радостью её там встречали! Травм на шахтах всегда было немало, а вот врачей не хватало... Тем более таких, как Валентина — светлых, готовых утешить и поддержать.
За эту удивительную способность ценили Валентину Гориневскую и бойцы Красной армии во время Великой Отечественной войны. В 1941 году Валентина Валентиновна уже была профессором, автором нескольких научных работ по травматологии, директором Травматологической клиники московского института имени Склифосовского. Она не подлежала мобилизации по возрасту. Но всё равно отправилась на войну — добровольно. На фронте Валентину Валентиновну знали все. Она служила в госпиталях под Москвой и Сталинградом, под Керчью и на Дону, в Белоруссии и в Литве. Дни и ночи проводила у операционного стола, часто — под вражескими обстрелами и авианалётами. «Золотые руки», — называли её раненые. Солдаты говорили: стоило ей посмотреть своими добрыми, спокойными глазами — и боль отступала. День Победы профессор Гориневская встретила в Берлине.
Сколько чудес совершили её руки! Скольких она спасла от смерти и боли. Вся грудь у Гориневской была в медалях: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но главной наградой для доктора всегда была радость в глазах людей, которым она смогла помочь.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема