Валентина Валентиновна Гориневская — врач, спасшая многих людей от смерти, могла утешить одним своим взглядом, от чего, как замечали больные, отступала боль.
Валентина Валентиновна мечтала стать доктором с детства, на что ее вдохновил папа — детский врач. В 1914 году, во время Первой мировой войны, Валентина Валентиновна сформировала женский медицинский отряд, который под её руководством самоотверженно трудился в госпиталях Западного фронта. Даже став профессором к началу Великой Отечественной войны, но не подлежав мобилизации по возрасту, Валентина Валентиновна добровольцем ушла на фронт. На фронте «милую докторшу» знали буквально все.
Валентина Валентиновна была автором нескольких научных работ по травматологии, директором травматологической клиники московского института имени Склифосовского. Её руки называли «золотыми». Что для неё было самой главной наградой?

Пациенты хирургического отделения Петропавловской больницы для бедных радовались, когда на дежурство заступала «милая докторша» — так они называли Валентину Валентиновну Гориневскую. В 1908 году девушка окончила Петербургский Женский медицинский институт и была в клинике самым молодым хирургом. Однако о её знаниях и опыте с большим уважением отзывались даже строгие маститые профессора. Валентина лечила травмы: ушибы, переломы, вывихи. Больные выстраивались к ней в очередь. Говорили: у докторши — лёгкая рука. Один из пациентов вспоминал, как она вправляла ему сустав. Чтобы отвлечь от довольно чувствительной процедуры, рассказывала что-то смешное. «Не успел оглянуться — и уже как новенький!» — рассказывал больной. Доброжелательная улыбка, ободряющие слова, понимающий взгляд встречали каждого, кто переступал порог кабинета Валентины Валентиновны Гориневской.
Доброму отношению к пациентам она научилась у своего отца — детского врача. Идти по его стопам Валентина решила в самом юном возрасте. Однажды девочка заявила: «Меня зовут так же, как папу — значит, как и папа, я буду врачом!» Медицина стала для Валентины Валентиновны призванием. Специализируясь на травмах, она, тем не менее, вникала во всё. Однажды в Петропавловскую больницу привезли пациента с кишечной непроходимостью. Главный хирург, профессор Кадьян, ученицей которого когда-то была Валентина, решил, что в операции необходимости нет. Но Гориневская набралась смелости и возразила учителю. Немедленно нужно оперировать, настаивала Валентина. Прошло немного времени, и больному стало хуже. Профессору пришлось признать, что его ученица оказалась права. Пациента успешно прооперировали, и он выздоровел. А профессор с тех пор взял привычку по каждому спорному случаю советоваться с молодым доктором.
В 1914 году началась Первая Мировая война. В первые же дни Гориневская решила ехать на фронт. Валентина сформировала женский медицинский отряд, который под её руководством самоотверженно трудился в госпиталях Западного фронта. А после Октябрьской революции 1917-го переехала в Самару. Как раз в то время там, на базе Самарского государственного университета, открывалась кафедра общей хирургии. Гориневской предложили её возглавить. Вокруг был голод и разруха. Но студенты толпами шли к ней на лекции и часами просиживали в нетопленном помещении, слушая Валентину Валентиновну, и совсем не замечая холода. В те годы Гориневская несколько раз ездила на Донбасс, оказывать медицинскую помощь шахтёрам. С какой же радостью её там встречали! Травм на шахтах всегда было немало, а вот врачей не хватало... Тем более таких, как Валентина — светлых, готовых утешить и поддержать.
За эту удивительную способность ценили Валентину Гориневскую и бойцы Красной армии во время Великой Отечественной войны. В 1941 году Валентина Валентиновна уже была профессором, автором нескольких научных работ по травматологии, директором Травматологической клиники московского института имени Склифосовского. Она не подлежала мобилизации по возрасту. Но всё равно отправилась на войну — добровольно. На фронте Валентину Валентиновну знали все. Она служила в госпиталях под Москвой и Сталинградом, под Керчью и на Дону, в Белоруссии и в Литве. Дни и ночи проводила у операционного стола, часто — под вражескими обстрелами и авианалётами. «Золотые руки», — называли её раненые. Солдаты говорили: стоило ей посмотреть своими добрыми, спокойными глазами — и боль отступала. День Победы профессор Гориневская встретила в Берлине.
Сколько чудес совершили её руки! Скольких она спасла от смерти и боли. Вся грудь у Гориневской была в медалях: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но главной наградой для доктора всегда была радость в глазах людей, которым она смогла помочь.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. Об оптинских старцах

Сегодня 24 октября. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
Об оптинских старцах — игумен Назарий (Рыпин).
Оптинское старчество стало тем костром, у которого отогревала сердца вся Россия, как об этом говорил Концевич. И благодаря оптинскому старчеству произошёл во многом переворот в душах очень многих людей и возвращение к Богу, возвращение к Церкви нашей русской интеллигенции.
Во многом благодаря тому, что оптинские старцы, такие как Макарий Оптинский, Амвросий Оптинский, старец Нектарий, Иосиф, Иларион, Анатолий Старший, они, будучи людьми образованными, могли говорить на одном языке с образованными людьми. Это было очень важно для России, и поэтому значение оптинского старчества очень велико.
Помимо того, что, конечно же, они имели пример личной святости, пример любви, которую они проявляли к людям, и это привлекало очень-очень многих. Этот живой пример христианства, не отвлечённого, не умозрительного, реального христианства, людей, носителей Духа Христова, тех богоносцев, которых так сложно встретить нам на путях своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема







