
Валентин Серов
Изображение: https://clck.ru/35MVEf
В Мариинском театре представляли «Рогнеду». Вот уже несколько лет опера композитора Александра Николаевича Серова с успехом шла на сцене главного театра Петербурга. В этот раз, как и всегда, зал был полон. Закончился третий акт. Автор вышел на поклон. Его окружили артисты в костюмах скоморохов, плясунов, ряженых. У одного из них на поводке был дрессированный медвежонок. Зверь встал на задние лапы. И в этот самый момент среди грома аплодисментов раздался детский крик: «Ой, боюсь! Медведь папку съест!». Зал взорвался смехом. В ложе бенуара, испуганно прижав ручки к груди, стоял маленький мальчик. Белокурый, большеглазый. Это был маленький сын композитора — Валентин Серов.
Будущий художник, выдающийся портретист, автор знаменитой картины «Девочка с персиками» родился в ночь на 7 января 1865 года. Счастливые супруги не могли оторвать глаз от крошечного младенца — своего сына. «Появление Вали на свет Божий привело нас в неописуемый восторг», — вспоминала мать художника, Валентина Семёновна. Она, как и её супруг, тоже была музыкантом. Вместе они писали оперы, издавали музыкально-просветительский журнал. И вот теперь их объединило нечто большее, чем безграничная любовь к музыке. Они стали родителями.
И Александр Николаевич, и Валентина Семёновна души не чаяли в маленьком Серовчике — так они называли между собой сына. Закрепилось за малышом и другое ласковое домашнее прозвище — Тоша. Серовы всюду брали сына с собой. В театре, во время репетиций, малыш мирно посапывал за кулисами под звуки оркестра. А когда немного подрос, садился в уголке, брал карандаш, лист бумаги, и рисовал лошадок. Свои художества Тоша с гордостью преподносил маме с папой. И хотя у его лошадок родители нередко насчитывали по несколько лишних ног, они сумели заметить в этих наивных детских рисунках первые искры таланта. Больше всего Тоша любил рисовать вместе с отцом. Александр Николаевич открывал старую зоологическую энциклопедию, и они выбирали, кого сегодня запечатлеть — льва, бегемота, а может быть, гориллу? Для пущей наглядности композитор пытался с помощью мимики изображать животное, которое они выбирали для рисунка. «Сколько смеха было, сколько радости!» — вспоминала Валентина Семёновна Серова.
Тоше было шесть лет, когда Александр Николаевич скоропостижно скончался от болезни сердца. «Сын стал моим единственным утешением в те дни», — писала мать Серова в своих мемуарах. Тогда, чтобы отвлечь мальчика от горя утраты, она впервые купила ему краски. Спустя два десятка лет, уже знаменитым художником, Валентин Александрович Серов напишет портрет отца — таким, каким тот остался в его памяти: за работой, среди нот, с сияющими вдохновением глазами.
Вскоре после смерти Александра Николаевича Тоша с матерью уехали за границу. Несколько лет мать и сын провели в Германии и Франции. Валентина Семёновна вспоминала, что жилось им тогда весело и беззаботно. С подросшим и возмужавшим Тошей у них установились дружеские отношения. К тому времени он уже стал вполне сложившимся художником. Однажды утром Валентин пришёл к матери с мольбертом. Сказал: «Я надумал писать твой портрет». Валентина Семёновна предложению обрадовалась. Молодой человек усадил женщину к окну, и карандаш запорхал в его руках. Вот как описывала в своих мемуарах этот эпизод Валентина Семёновна Серова: «Мы оба молчали, оба прониклись серьезным значением момента. Тоша острым взглядом художника как будто проникал в самую сокровенную глубь души...». Карандашный портрет матери живописца находится в Государственной Третьяковской галерее.
Валентина Семёновна всю жизнь берегла рисунки сына. Благодаря ей сохранились почти все детские и ученические работы Валентина Александровича Серова. Когда художник уже взрослым приезжал навестить мать, они часто рассматривали эти альбомы, вспоминая, как счастливо жили когда-то все вместе: отец, мать и сын. И знаменитый живописец вдруг снова становился маленьким Тошей, а Валентина Семёновна — хлопотливой молодой мамой...
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица