
Происходят в жизни разные события. Встречи и случаи, в разное время, в разных местах. А потом оказывается, что они чём-то объединены, связаны между собой.
Мой родной дядя Геннадий был мне, как отец. Я нежно его любила. С самого моего рождения он дарил мне заколочки, бусики, колечки, прочие украшения. Всячески меня баловал всю свою жизнь.
В 50 лет он скоропостижно скончался. День его смерти оказался днём памяти благоверной княгини Анны Кашинской. Я о такой на тот момент даже не слышала ничего.
Сороковой день выпал на мой день рождения. Мы собрались всей семьёй по обоим случаям. Во время застолья вдова моего дяди вручила мне подарок — маленькую коробочку. Я сразу поняла, что там украшение. А тетя сказала: «Это подарок тебе, чтобы не нарушать традиций, Гена и сам бы тебе это подарил».
Открываю коробочку и вижу подвеску-кулон с изображением святой Анны Кашинской. Подарок меня удивил. А тетя объяснила — «сегодня день ее памяти. Ты родилась в день Святой Анны Кашинской».
Вот так совпало — между памятными датами благоверной княгини ровно 40 дней.
Так я познакомилась со своей небесной покровительницей. Помню, это было волнительно. Я даже заплакала, получив подарок. Но изучать житие своей святой я тогда не поторопилась. Видимо, ждала третьего звоночка. Недолго пришлось ждать.
В тот же год я начала исследовать свою родословную. Стала искать погибших в Великую Отечественную войну предков. На одном сайте обнаружила данные о своем прадедушке по отцовской линии. Оказалось, что он погиб и захоронен в Кашине. В городе, где и прославлена моя святая Анна.
Это открытие меня поразило. Я тут же позвонила маме:
— Представляешь, мой день рождения выпал на день обретения мощей Анны Кашинской 3 августа, и Гена ушёл в день перенесения её мощей 25 июня, и прадед мой погиб в Кашине. Сколько совпадений! Вы с папой намеренно меня в её честь назвали?
— Да. Мы выбирали между двумя вариантами, но в роддоме акушерка мне подсказала, что сегодня день святой Анны. Так мы и определились.
— И я это узнаю только сейчас?!
Если бы не все эти события, я, возможно, так никогда и не узнала бы, в честь кого меня крестили!
Тут уж я побежала читать её житие. Княгиня — настоящий воин Христов. Она воплощает в себе главную христианскую добродетель — терпение. В Евангелии от Луки мы читаем: «Терпением вашим спасайте души ваши». Русь во времена жизни благоверной княгини находилась под игом Орды. Она потеряла близких, но сумела все снести, находя опору в Господе.
«В женском естестве мужескую крепость имела еси...» — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость.
Мое знакомство со святой Анной произошло в момент моей скорби от утраты дяди. И покровительница моя, знающая горечь боли от потерь близких пришла меня поддержать. Благодарю тебя. И славлю Бога за его милосердие и за святых, которых он посылает нам в утешение. Людей, прошедших земной путь, понятных и, оказывается, таких близких нам.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер