Рубль падает, люди нервничают, злятся и паникуют; между тем это не первый кризис в мировой истории, и нам давно уже сказано, как надо (и как не надо) на него реагировать.
Прежде всего, не надо делать резких движений. Весь мировой — и, особенно, отечественный опыт — показывает, что нет такой плохой ситуации, которую нельзя было бы радикально ухудшить. Ситуация перед революцией 1917 года была намного тяжелее, чем сейчас — уже три года шла мировая война, миллионы людей погибли, еще миллионы — привыкли к оружию, насилию и жестокости, еще миллионы в тылу — к суровым лишениям. Что может быть хуже? Люди вышли на улицы с красными бантами, и вскоре убедились, что хуже быть может — причем значительно хуже. Эта история повторяется раз за разом, мы можем читать о ней в учебниках, а можем наблюдать в реальном времени — люди становятся недовольны своим положением, воспламеняются гневом, яростью, энтузиазмом по поводу того, что вот, будем метаться и буянить, и все как-то улучшится. В результате все только ухудшается. В советской школе — кто ее застал — мы твердо выучили фразу Салтыкова-Щедрина «Дорога из Глупова в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу». Эта хлесткая фраза — как это обычно для хлестких фраз — верна с точностью до наоборот. Дорога через Буянов ведет в Разорилов и Голодалов, а никак не в Умнов. Множество людей в разные времена ходили этой дорогой и убедились. В книге Пророка Исайи сказано: «Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели» (Ис.30:15)
Это верно для стран в целом; это верно и для отдельных людей — трудные обстоятельства сами по себе гораздо менее губительны, чем неправильная реакция на них — паника, метания, истерика, ярость на реальных или предполагаемых виновников. Люди выведенные из эмоционального равновесия становятся легкой добычей разного рода манипуляторов — от биржевых спекулянтов до революционеров, от мелких мошенников до экстрасенсов.
Что же делать? И Священное Писание, и все Предание Церкви говорит о смирении и терпении, как о правильном ответе на жизненные неприятности. Это непопулярный ответ — он был непопулярен во времена Пророка Исайи, он непопулярен сейчас. Но лучшее, что можно сделать — это принять изменившиеся обстоятельства. Да, в жизни бывают неприятности, иногда существенные. Нередко они совершенно не зависят от нас, наших усилий или наших проступков, а сваливаются нам на головы, как стихийное бедствие. Мы живем в падшем мире, который вообще полон бедствий — стихийных и рукотворных. Мы живем еще в относительно благополучной его части.
А перестав метаться, можно обрести надежные источники надежды, твердости, стойкости и упорства. Мы, христиане, верим в Промысл Божий. В то, что нам нечего бояться, потому что наша жизнь — в руках Бога.
Очень важны наши отношения с Богом и ближними, очень важно, что происходит внутри нас, с нашими душами, которые могут быть спасены для блаженной вечности, а то, что происходит на биржах — не важно. Надо только принять все это к сведению для того, чтобы наилучшим образом исполнить наши обязанности — и сосредоточиться на исполнении воли Божией. Тогда мы увидим, как Промысл обратит все обстоятельства нашей жизни к нашему временному и вечному благу.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница