
Вы замечали, что дети, порой, говорят такие мудрые вещи, что диву даешься! Как в такой маленькой головке родилось такое суждение!
Нам с дочкой очень нравится слушать сказки: народные, авторские, православные, всякие! А в последнее время любимым занятием стало в эти сказки играть! То она Машенька, которая убегает от медведя, то Василиса Премудрая на полянке собирает цветочки, то козленочек, который единственный смог спрятаться от волка. Вот в одной из таких игр и прозвучала очень важная мысль.
Сначала все шло, как обычно: бабушка была мамой козой, а дедушка — злым волком! Дошли до кульминационного моменты игры, и дочка спрашивает:
— А тебе других козлят, которых волк съел, жалко?
— Конечно жалко — отвечает бабушка! — Это же мои любимые детки! Мы сейчас пойдем с волком прыгать через костер — начала пересказывать сказку бабушка, — у него живот от огня лопнет, и козлята оттуда выскочат!
— Нет, бабушка, не надо! Его волчица же будет горевать! — говорит дочка.— а козлят мы как-то иначе достанем!
Представляете! «Волчица будет горевать!» Мы все с детства знаем эти сказки и судим по справедливости: волк съел козлят, поэтому справедливо, что он попал в костер. Но ребенок, чистая, тонко чувствующая душа, говорит о том, что у волка есть волчица, а может даже детки, зачем нужна такая справедливость, если потом все равно кто-то будет страдать? — ребенок в 3 года решил, что убийство — это не выход из ситуации. Долго у меня этот разговор из головы не выходил... Вот оно — настоящее милосердие, от которого я отвыкла. Как легко мне примерить на себя образ праведного судьи и рассудить всех по справедливости...Я, читая эту сказку думала о том, что волк съел козлят и справедливо поплатился жизнью. Но тут «устами младенца» весь мой справедливый суд рассыпался... Слава Тебе, Господи, за такие простые и жизненные уроки, которые ты преподносишь в самые неожиданные моменты моей жизни.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема