Вы замечали, что дети, порой, говорят такие мудрые вещи, что диву даешься! Как в такой маленькой головке родилось такое суждение!
Нам с дочкой очень нравится слушать сказки: народные, авторские, православные, всякие! А в последнее время любимым занятием стало в эти сказки играть! То она Машенька, которая убегает от медведя, то Василиса Премудрая на полянке собирает цветочки, то козленочек, который единственный смог спрятаться от волка. Вот в одной из таких игр и прозвучала очень важная мысль.
Сначала все шло, как обычно: бабушка была мамой козой, а дедушка — злым волком! Дошли до кульминационного моменты игры, и дочка спрашивает:
— А тебе других козлят, которых волк съел, жалко?
— Конечно жалко — отвечает бабушка! — Это же мои любимые детки! Мы сейчас пойдем с волком прыгать через костер — начала пересказывать сказку бабушка, — у него живот от огня лопнет, и козлята оттуда выскочат!
— Нет, бабушка, не надо! Его волчица же будет горевать! — говорит дочка.— а козлят мы как-то иначе достанем!
Представляете! «Волчица будет горевать!» Мы все с детства знаем эти сказки и судим по справедливости: волк съел козлят, поэтому справедливо, что он попал в костер. Но ребенок, чистая, тонко чувствующая душа, говорит о том, что у волка есть волчица, а может даже детки, зачем нужна такая справедливость, если потом все равно кто-то будет страдать? — ребенок в 3 года решил, что убийство — это не выход из ситуации. Долго у меня этот разговор из головы не выходил... Вот оно — настоящее милосердие, от которого я отвыкла. Как легко мне примерить на себя образ праведного судьи и рассудить всех по справедливости...Я, читая эту сказку думала о том, что волк съел козлят и справедливо поплатился жизнью. Но тут «устами младенца» весь мой справедливый суд рассыпался... Слава Тебе, Господи, за такие простые и жизненные уроки, которые ты преподносишь в самые неожиданные моменты моей жизни.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау. О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение