
Люди старшего поколения любят рассказывать, что по большим православным праздникам их в храм не пускали: вокруг храма выстраивались дружинники и особо ретивые комсомольцы, и вот они-то и не пропускали молодежь в церковь.
Конечно, если идешь к пасхальной заутрене с комсомольским значком на груди и с ясным взглядом молодого строителя коммунизма, то могли и не пропустить, а то и устроить допрос: откуда, мол, где учишься, зачем идешь, когда знаешь, что религиозный дурман... и так далее. И спорить с ними никак нельзя: начнешь возражать, доказывать — уж точно не пропустят. Могут и в институт сообщить.
Всё так. Только вот меня почему-то всегда пропускали. Меня — студента Московского университета! Как это выходило? Нет, я не пользовался знакомством со священником, чтобы его не подводить, да и себя тоже; не искал потайных ходов и троп. Я шел напрямик. Но! К этому надо было приготовиться. Даю инструкцию, которая ныне, слава Богу, никому не пригодится.
Итак.
Во-первых, необходимо было отрастить трехдневную щетину на щеках. Скажут: это ж модно, многие из молодежи трехдневной щетиной щеголяют! Сейчас — да, а раньше, в 60-х годах прошлого века студентам-комсомольцам полагалось быть чисто выбритыми.
Во-вторых, одежду надо было иметь на себе самую простую: спортивная куртка, и не приведи Господь — джинсы, техасы — категорически исключались! Так — старенькое пальтишко и свитерок под ним, а еще лучше — сразу рубашка, застегнутая под горлышко, как в деревне, и брюки немодной ширины. Ну, и ботинки фабрики «Скороход», слабо и давно чищенные. Да, еще: непременно кепка нужна, чтобы снять ее в нужный момент! Это о внешнем виде. Однако главное — лицо! К нему и переходим.
В-третьих. Выражение лица должно излучать смиренную, но непреклонную отрешенность.
Вооружившись настоящей инструкцией, мною самим и изобретенной, я спокойно подходил к комсомольскому кордону, останавливался почти у самых ног цепи дружинников так, чтобы всем стало ясно, что я их просто не вижу, и, устремив взор в открытые двери храма, трижды тщательно и подробно крестился... нет — творил Крестное Знамение, сопровождаемое поясным поклоном. И шел в храм, глядя сквозь кордон «лазерным» взглядом. Расступались! Всегда! Потому что, с безумным связываться себе дороже, да и лень. Не наш он — отравленный «опиумом для народа», бедолага!
Фантастические времена, антиутопия какая-то! Но так мы жили. Чтобы к торжеству Воскресения Христова присоединиться, надо было усилие употребить. И это правильно: ведь Царство Божие усилием берется! А дружинники-то об этом не слыхали, вот уж, правда, бедолаги!
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема