Урюпинская икона Божией Матери соответствует иконографическому типу Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Пречистая Дева держит на руках Богомладенца, указывая на Него, как на истинный путь Спасения. По сравнению с классическим вариантом иконы, Урюпинская Одигитрия дополнена некоторыми деталями. Так, голову Богородицы окружает сияние. Иисус доверчиво касается ладонью руки Матери. Ноги Христа прикрыты красным покрывалом. Так неизвестный иконописец показал, что Спасителю предстоит пролить Свою кровь на Кресте.
Названа икона по месту обретения. Оно произошло 21 июня 1827 года неподалёку от казачьей станицы Урюпинской. Сейчас это город Урюпинск Волгоградской области. Образ нашли на дереве в урочище Каменный Баерак две пожилые женщины. Они были христианскими подвижницами, построили себе хижину в отдалении от станицы и проживали отшельницами. Обе тяжко страдали различными болезнями. Поместив найденный образ у себя в келье, женщины просили Богородицу об исцелении. И через несколько дней почувствовали себя совершенно здоровыми!
Слух о чуде распространился в народе. Односельчане приходили к отшельницам, чтобы помолиться перед благодатным образом. И свидетельствовали, что Божия Матерь откликалась на просьбы! По благословению священников икону перенесли в местную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К месту обретения святыни верующие стали совершать крестные ходы. Священноначалие благословило жителей станицы Урюпинской фиксировать все сведения о чудесах, явленных Божией Матерью от иконы. И записей накопилось немало. По молитвам перед Урюпинским образом прекращались эпидемии, засуха сменялась благодатным дождём, земля радовала урожаями.
На месте явления иконы забил целебный источник. В советское время его не раз пытались засыпать, но тщетно. Вода вновь и вновь пробивалась сквозь землю. Этот родник оставался местом паломничества, когда Покровскую церковь закрыли в тридцатые годы двадцатого века. Богослужения в ней возобновились во время Великой Отечественной войны, в сороковых.
Урюпинскую икону в период гонений верующие прятали по домам, а в 1993 году вернули в храм. Тогда же в городе возродилась традиция совершать крестный ход со святыней в день её обретения. Ежегодно 21 июня паломники со всей России приезжают в Урюпинск, чтобы поучаствовать в молитвенном шествии, поклониться чудотворному образу Небесной Заступницы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (29.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 34 зач., XIV, 6-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас случалось убеждать кого-нибудь в своей точке зрения. И, конечно, нам хотелось обладать такой мерой убедительности, чтобы у другого не оставалось никаких сомнений. В такие моменты мы иногда думаем: вот бы уметь совершить чудо, которое всех убедит! Но хороша ли такая позиция и что в ней может быть опасным? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили,
Если прочитать сегодняшний отрывок из книги Деяний апостольских с позиции проповедника, которому во чтобы то ни стало необходимо убедить слушателей в своей правоте, поступок Варнавы и Павла может вызвать только удивление. Они шли проповедовать Христа, совершили чудо, после которого их посчитали богами. Современному человеку, который ни во что не верит, может показаться, что им предоставилась прекрасная возможность... Если их посчитали богами, это значит, что и всю их дальнейшую проповедь слушатели воспринимали бы как проповедь богов, которым надо подчиняться, которых надо беспрекословно слушаться. Более выигрышную проповедническую позицию сложно себе представить... Проповедуй что хочешь, испуганные слушатели всему поверят.
Однако Варнава и Павел пришли в ужас от происходящего. Очевидно, что проповедь Христа была для них главным делом в жизни. Но проповедовать Спасителя, доказывая свою правоту любой ценой они были не готовы. И это при том, что каждый обращённый человек был для них спасённым, становился для них братом... Казалось бы, можно было воспользоваться ошибкой легковерных язычников ради благой цели, а уже потом рассказать людям правду, когда они окажутся на правильной стороне... Но для апостолов совершенно очевидно, что проповедь Евангелия не может основываться ни на каких уловках и манипуляциях, нельзя верить просто из страха, нельзя ради выгоды... Иногда люди с такой веры начинают, но, если не переходят к более глубокой вере — всё разрушается.
Апостолы убеждают жителей Листры в том, что они не боги, но совершенно подобные им люди, только поклоняющиеся истинному Богу вместо ложных богов. Что же после этого происходит? Народ начинает расходиться по домам. Более того, сами апостолы убеждают каждого идти в свой дом, а тех, кто решил остаться, продолжают учить. Они не гонятся за числом уверовавших, никого не пытаются останавливать. Каждый придёт в своё время, когда будет готов не просто гоняться за чудесами и почитать языческих богов, но верить в Бога истинного, творящего чудеса не ради эффектного привлечения учеников, но по любви к ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Кто стоял у истоков реформы российского образования XIX века?
В 1856 году в журнале «Морской сборник» вышла статья знаменитого врача Николая Ивановича Пирогова, которая называлась «Вопросы жизни». Те, кто ждал от доктора очередной публикации на медицинскую тематику, оказались удивлены. Он посвятил свою статью... проблемам образования. Это был одновременно философский трактат, духовное руководство и социологическое исследование. Прочитав «Вопросы жизни», друг Пирогова, знаменитый русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, написал: «Он пробудил спавшую у нас доселе педагогическую мысль».
Государство в то время переживало кризис системы образования. Заложенная ещё во времена Екатерины II, к середине XIX века она во многом изжила себя. Так, например, образование в России по-прежнему оставалось сословным. То есть, детям из купеческих семей путь лежал исключительно в купцы. Дети священников шли в семинарию. Дворяне традиционно делали военную или управленческую карьеру. Ну, а крестьяне и вовсе часто оставались неграмотными.
Такое положение дел искренне огорчало Николая Ивановича Пирогова. В нём он видел не только социальную несправедливость, но и препятствие для развития страны. В статье «Вопросы жизни» он писал: «Кто дал право властвовать самоуправно над благими дарами Творца, которыми Он снабдил детей? Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время, и у вас будут и предприниматели, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди». Как подчёркивал историк отечественной педагогики, Архип Алексеевич Красновский, доктор Пирогов одним из первых обратил внимание на необходимость свободы самоопределения, которую может дать общее образование. Другими словами, прежде чем делать из ребёнка купца или военного, из него нужно сделать человека. Внушить ему нравственные, духовные ценности. Дать общее развитие.
Эти своевременные мысли нашли большой отклик не только у педагогической общественности, но и во властных кругах. Статью Пирогова прочёл император Александр II. В 1856 году он приступил к подготовке серьёзной образовательной реформы, в которой ясно слышались отголоски педагогических идей доктора. 14 июня 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». В них стали принимать детей всех сословий. На государственном уровне была сформулирована и цель общеобразовательной программы — совсем по Пирогову: «утверждение религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Был утверждён «Устав гимназий и прогимназий». Они разделялись на классические и реальные. То есть, на гуманитарные и технические. Доступ в них открывался для представителей всех сословий.
Годом ранее, в 1863-м, изменения прошли в сфере высшего образования. Появился новый Университетский устав. Теперь поступить в университет мог каждый, кто успешно окончил гимназический курс. Таким образом, образование действительно становилось общим и народным. Эти важные перемены вошли в историю как образовательные реформы императора Александра II. Но именно доктор Николай Иванович Пирогов заложил в них те глубинные основы, на фундаменте которых вот уже полтора столетия держится отечественная школа.