Урюпинская икона Божией Матери соответствует иконографическому типу Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Пречистая Дева держит на руках Богомладенца, указывая на Него, как на истинный путь Спасения. По сравнению с классическим вариантом иконы, Урюпинская Одигитрия дополнена некоторыми деталями. Так, голову Богородицы окружает сияние. Иисус доверчиво касается ладонью руки Матери. Ноги Христа прикрыты красным покрывалом. Так неизвестный иконописец показал, что Спасителю предстоит пролить Свою кровь на Кресте.
Названа икона по месту обретения. Оно произошло 21 июня 1827 года неподалёку от казачьей станицы Урюпинской. Сейчас это город Урюпинск Волгоградской области. Образ нашли на дереве в урочище Каменный Баерак две пожилые женщины. Они были христианскими подвижницами, построили себе хижину в отдалении от станицы и проживали отшельницами. Обе тяжко страдали различными болезнями. Поместив найденный образ у себя в келье, женщины просили Богородицу об исцелении. И через несколько дней почувствовали себя совершенно здоровыми!
Слух о чуде распространился в народе. Односельчане приходили к отшельницам, чтобы помолиться перед благодатным образом. И свидетельствовали, что Божия Матерь откликалась на просьбы! По благословению священников икону перенесли в местную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К месту обретения святыни верующие стали совершать крестные ходы. Священноначалие благословило жителей станицы Урюпинской фиксировать все сведения о чудесах, явленных Божией Матерью от иконы. И записей накопилось немало. По молитвам перед Урюпинским образом прекращались эпидемии, засуха сменялась благодатным дождём, земля радовала урожаями.
На месте явления иконы забил целебный источник. В советское время его не раз пытались засыпать, но тщетно. Вода вновь и вновь пробивалась сквозь землю. Этот родник оставался местом паломничества, когда Покровскую церковь закрыли в тридцатые годы двадцатого века. Богослужения в ней возобновились во время Великой Отечественной войны, в сороковых.
Урюпинскую икону в период гонений верующие прятали по домам, а в 1993 году вернули в храм. Тогда же в городе возродилась традиция совершать крестный ход со святыней в день её обретения. Ежегодно 21 июня паломники со всей России приезжают в Урюпинск, чтобы поучаствовать в молитвенном шествии, поклониться чудотворному образу Небесной Заступницы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Храм Казанской иконы Божьей Матери (с. Срезнево, Рязанская область)
Село Срезнево в Шиловском районе Рязанской области — совсем небольшое. Между тем, известно оно далеко за пределами Рязанщины. Оттуда родом известный учёный 19 столетия, филолог и этнограф, первый в России доктор славяно-русской филологии, Измаил Иванович Срезневский. Там, на родной земле, академик, по его собственному завещанию, и погребён — у стен Казанской церкви, в которой испокон веков служили священниками его предки.
Белоснежная, скромная, при этом невероятно изысканная, Срезневская церковь Казанской иконы Божьей Матери стоит на берегу Оки, в окружении деревьев, на фоне убегающих за горизонт полей. Этот каменный храм появился здесь в 1905-м году. Раньше в селе была деревянная Покровская церковь, с которой связано одно любопытное предание. В 1734 году деревянный храм, который стоял фактически на краю обрыва, было решено сдвинуть на сотню метров вглубь села, потому что берег опасно размывался водами Оки. Собрались местные крестьяне, и аккуратно, не разбирая на брёвна, перекатили сруб. Говорят, что в это время на Престоле стояла чаша со святой водой и пока двигали церковь, ни одна капля из неё не расплескалась!
К началу ХХ века деревянный Покровский храм обветшал, и вместо него построили каменный — во имя Казанской иконы Божией Матери. После октябрьской революции 1917 года Казанская церковь оказалась едва ли не единственным в округе действующим храмом. Сюда стекались православные со всей Рязанщины и из-за её пределов. Монашествующие из разорённых и закрытых обителей находили приют в домах сельчан. Укрылся здесь от гонений и настоятель Спасской Пронской мужской пустыни, старец Филарет (Пряхин). С собою он принёс широко почитаемую верующими икону Божией Матери «Споручница грешных». Люди шли помолиться перед чудотворным образом и к старцу Филарету — за духовным утешением и поддержкой. В те тяжёлые, страшные годы Срезневская Казанская церковь стала островком веры в бушующем океане богоборчества. Однако слухи о многолюдных богослужениях и чудотворной иконе дошли до властей. Старца Филарета арестовали. Много лет он провёл в исправительно-трудовых лагерях, в одном из которых скончался в 1942-м году. Храм некоторое время стоял закрытым, но во время Великой Отечественной войны в нём вновь зазвучала молитвы. Вернулись из заключения некоторые монахи, жившие при церкви. Одна из них — матушка Агния (Столярова) даже организовала при храме тайный монастырь. К счастью, власти больше не вмешивались в жизнь Казанской церкви. А потом времена изменились. Верующим больше не нужно было таиться. В 2000-м году Церковь прославила Срезневского старца Филарета (Пряхина) в лике преподобномученика, а матушку Агнию (Столярову) — как преподобноисповедницу. И сегодня люди по-прежнему приезжают в Срезнево, чтобы поклониться чудотворному образу Божьей Матери «Споручница грешных» в скромной сельской церковке на берегу Оки.
Все выпуски программы ПроСтранствия
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема











