
Анна Тумаркина
Православные христиане часто говорят о себе: «Мы — дети Божьи». Это, собственно, так и есть. В отношениях с Богом человек больше всего напоминает ребенка: наивного, любознательного и... непослушного.
Я задумалась об этом, когда в очередной раз отругала сына за плохое поведение. Сын, подросток, на меня всерьез обиделся и, уходя на прогулку, демонстративно хлопнул дверью. Я расстроилась, но так бывает: чем больше ребенку лет, тем больше он желает быть самостоятельным.
Ближе к вечеру набрала номер сына. В трубке — тишина. Всерьез начала волноваться. Примерно через два часа — звонок. Номер неизвестный. Я беру трубку и слышу знакомый голос:
— Мам... ты знаешь... я телефон разбил.
Так — думаю — час от часу не легче. Мало того, что дверью хлопает, так еще и вещи не бережет.
— Эх ты... — говорю я ему, — как же ты теперь гулять собираешься? Без связи?
— Мам — продолжает ребенок, — я пока у друга телефон попросил. Пока гуляю. А ты... ты за меня не волновалась?
Именно этот вопрос заставил меня задуматься: а ведь с Богом мы ведем себя точно так же. Изрядно нагрешив, убегаем от гнева Божьего, демонстративно хлопая дверью: «Все равно я лучше знаю и точка!» Затем долго-долго блуждаем, пока не столкнемся носом к носу с последствиями собственных грехов. Хорошенько настрадавшись, мы поднимаем голову к Небу и спрашиваем: «Господи, а Ты за нас не волновался? Ты нас все еще ждешь?»
А ведь Господь ждал. И звал нас. Но мы не слышали. Так были заняты собой и своими переживаниями. К тому же искренне надеялись, что Бог решит все проблемы, которые мы сами себе создали, пока были вдали от Него. Вдали—вне зоны доступа, не на связи.
Сын попросил у меня прощения. Разумеется, я простила. Он честно пообещал мне, что будет еще звонить в течение дня. Обещание выполнил. А еще пообещал хорошо себя вести. Выполнит ли он это обещание? Не знаю. Но ведь и мы, взрослые православные христиане, искренне просим прощения, исповедуемся, снова и снова возвращаемся к Богу. Почти на каждой исповеди каемся в одном и том же. И батюшка из раза в раз читает над нами одну и ту же разрешительную молитву. А Господь снова и снова очищает от бремени грехов. Потому, что Он любит нас. Потому, что мы — Его дети, хоть и не всегда послушные.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема