
Анна Тумаркина
Православные христиане часто говорят о себе: «Мы — дети Божьи». Это, собственно, так и есть. В отношениях с Богом человек больше всего напоминает ребенка: наивного, любознательного и... непослушного.
Я задумалась об этом, когда в очередной раз отругала сына за плохое поведение. Сын, подросток, на меня всерьез обиделся и, уходя на прогулку, демонстративно хлопнул дверью. Я расстроилась, но так бывает: чем больше ребенку лет, тем больше он желает быть самостоятельным.
Ближе к вечеру набрала номер сына. В трубке — тишина. Всерьез начала волноваться. Примерно через два часа — звонок. Номер неизвестный. Я беру трубку и слышу знакомый голос:
— Мам... ты знаешь... я телефон разбил.
Так — думаю — час от часу не легче. Мало того, что дверью хлопает, так еще и вещи не бережет.
— Эх ты... — говорю я ему, — как же ты теперь гулять собираешься? Без связи?
— Мам — продолжает ребенок, — я пока у друга телефон попросил. Пока гуляю. А ты... ты за меня не волновалась?
Именно этот вопрос заставил меня задуматься: а ведь с Богом мы ведем себя точно так же. Изрядно нагрешив, убегаем от гнева Божьего, демонстративно хлопая дверью: «Все равно я лучше знаю и точка!» Затем долго-долго блуждаем, пока не столкнемся носом к носу с последствиями собственных грехов. Хорошенько настрадавшись, мы поднимаем голову к Небу и спрашиваем: «Господи, а Ты за нас не волновался? Ты нас все еще ждешь?»
А ведь Господь ждал. И звал нас. Но мы не слышали. Так были заняты собой и своими переживаниями. К тому же искренне надеялись, что Бог решит все проблемы, которые мы сами себе создали, пока были вдали от Него. Вдали—вне зоны доступа, не на связи.
Сын попросил у меня прощения. Разумеется, я простила. Он честно пообещал мне, что будет еще звонить в течение дня. Обещание выполнил. А еще пообещал хорошо себя вести. Выполнит ли он это обещание? Не знаю. Но ведь и мы, взрослые православные христиане, искренне просим прощения, исповедуемся, снова и снова возвращаемся к Богу. Почти на каждой исповеди каемся в одном и том же. И батюшка из раза в раз читает над нами одну и ту же разрешительную молитву. А Господь снова и снова очищает от бремени грехов. Потому, что Он любит нас. Потому, что мы — Его дети, хоть и не всегда послушные.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О подлинной радости

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам».
О подлинной радости — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. Об истории Ташлинской Иконы Богородицы «Избавительница от бед»

Сегодня 21 октября. Церковь чтит Ташлинскую Икону Богородицы «Избавительница от бед».
О её истории — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 242 зач., II, 16-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Ищу человека», — говорил древнегреческий философ Диоген. При этом он ходил днём с фонарём по людным местам Афин. Так он давал понять, как сложно каждому из нас найти того, кто смог бы удовлетворить нашу потребность в искреннем общении. И для многих из нас это становится настоящей проблемой. Что же по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос можем увидеть в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Тимофей, о котором говорит сегодня апостол Павел, был его ближайшим соратником. Павел упоминает о нём как минимум в пяти своих посланиях. Причём два из них он адресовал Тимофею лично. Желая подчеркнуть крепкую дружбу, которая возникла между ними, апостол называет его своим сыном. И всё это небезосновательно. Для Тимофея Павел был духовным отцом и учителем, которого он сопровождал во многих миссионерских путешествиях. Он последовал за своим наставником даже в римскую тюрьму, где продолжал ему всячески служить.
Всякий из нас хотел бы иметь подобные отношения хоть с кем-то в этой жизни. Иметь рядом с собой такого же человека, как Тимофей. Кто-то ищет надёжного друга, кто-то верного супруга или супругу, кто-то умного подчинённого, кто-то порядочного начальника, кто-то проницательного собеседника. Сколько людей, столько запросов. Однако нередко ищем и не можем найти. А если и находим, то вскоре люди разочаровывают нас. Возможно, они обманывают наши ожидания, может быть, даже предают. И в следующий раз нам уже сложно открыться.
Почему же так? Апостол сегодня прямо указывает на причину этого разлада: «все ищут своего, а не то, что угодно Иисусу Христу». Любой союз, в котором люди хотят наполниться за счёт друг друга, обречён. Такие связи очень краткосрочны. Ведь, по сути, ближний нужен мне лишь для того, чтобы использовать его как эмоциональную подпитку. Да, отношения могут быть очень яркими. Но они заканчиваются ровно в тот момент, когда чувства проходят. А проходят они обязательно. Ведь человек переменчив и нестабилен. Сегодня он хочет одного, завтра другого. Вертится, как флюгер на ветру.
В отличие от большинства из нас Павел и Тимофей имели чёткую цель — служить Христу и Его Евангелию. Эта цель была на первом месте в их жизни. Их не интересовала дружба сама по себе. Они не искали приятного собеседника. Тимофей не искал наставника, а Павел — ученика. Они просто искренне хотели послужить Богу. Быть полезными людям. И они делали всё для того, чтобы выполнить эту задачу. И Господь за это закрывал и все остальные их вполне человеческие потребности. Он давал и пропитание, и крышу над головой. И, конечно же, он давал им надёжных товарищей и верных друзей. Таких, с которыми они могли не угождать друг другу, а служить Богу. И эта цель связывала их намертво, буквально, до смерти. Потому что соединены они были не чувствами, не юридическим контрактом, а даже не долгом. Они были связаны Богом. Его Духом.
Если у меня внутри пустота, если во мне живёт острая потребность в другом человеке, это очень по-человечески. Это нормально. Ведь человеку нужен человек. Однако, прежде чем с головой бросаться в отношения, дружеские, любовные, профессиональные, спросим себя: а какая у меня цель? Чего я в конечном счёте хочу от этой жизни? Если я отвечу: я хочу, чтобы мне было хорошо, — надо быть готовым, что вряд ли кто-то когда-то сможет меня наполнить. Возможно, лишь на очень небольшое время. Единственная цель, которая может дать моей душе полноту, — во всех своих делах искать волю Бога и служить ради Него тем, кто меня окружает. Если пойдём по этому пути, естественным образом рядом с нами окажутся те, в ком мы нуждаемся. А, возможно, мы увидим, что у нас и так всего предостаточно. Что само служение Богу и людям дает нашему сердцу то, в чем оно действительно нуждается.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов