
По профессии я художник. По костюмам. А еще я преподаю рисование детям. Начала преподавать после декрета. И мне это понравилось.
Дети все разные. И каждого стараюсь почувствовать.
Есть среди моих учениц девочка Аня. Она пришла ко мне, когда ей было лет 5-6. Скромная, молчаливая, как рыбка. И так тихо, но с большим удовольствием рисовала. У неё получались тонкие акварельные работы. Милая скромная девочка. Мы с ней хорошо ладили. Через какое-то время у Ани изменилась прическа, в волосах появились яркие розовые пряди. Потом появилась юбка из фатина с леопардовым рисунком. Она почти совсем перестала рисовать. Говорила, что настроение плохое. Сидела сложив руки и качалась на стуле. Иногда просто странно себя вела. Залезала под стол и рычала на меня и других детей, пугала нас.
Я не понимала, в чем причина таких перемен. Однажды Аня принесла на рисование плюшевых монстров, целых 7 штук. Я спросила, не боится ли она их? На что Аня ответила, что она их любит, ей и самой нравится быть плохой и считать себя демоном.
Как реагировать на такие слова ребёнка? Объяснять, что такое хорошо, что такое плохо? Думаю, это не всегда выход. И я просто решила не верить Ане.
Я сказала Ане, что считаю её хорошей. Сказала, что она чудесная замечательная девочка. Так что, не обманывай меня, Аня, я никогда не поверю, что ты плохая, и уж тем более, что ты демон.
Эти слова оказались каким-то ключиком. Аня после занятия подошла, обняла меня и шепнула:
— Я тебя люблю
— А я тебя — ответила я.
После такого разговора Аня начала немного меняться. Снова стараться рисовать, лучше вести себя. Больше не говорила, что у неё нет настроения.
Позже я узнала, что у Ани есть младший братик, и что ему постоянно нужны курсы реабилитации. А в семье нет мира. Я не вдавалась в подробности.
Психологи говорят, что дети могут испытывать чувство вины когда у родителей сложные отношения. Может быть Аня чувствовала себя плохой именно поэтому.
Если бы я ругала Аню за её поведение и говорила ей как нужно себя вести, она бы продолжала чувствовать себя так же плохо, а может и ещё хуже.
Я была бы тем человеком, который подтвердил ей дурные мысли о себе. «Да, я думаю ты права, ты плохая».
Иногда, мы помогаем укоренить в ребенке мнение о себе. И бывает, что это мнение негативное.
Но, правда состоит в том, что все дети изначально хорошие. Я верю, что такими их задумал Господь. Ну, не рождаются дети жадинами, грубиянами, хитрым и манипуляторами.
Мы часто даём оценку детям не отделяя их от их поступков. Иногда дети просто неудобные, потому взрослые убеждают их в том, что они плохие. Неудобно, когда ребёнок хочет рисовать то, что хочет. Неудобно, когда он имеет свое мнение. Неудобно, когда он бывает непослушным.
Но, дети ведь не рождаются быть удобными. Они рождаются быть. И имеют право на свою самость и принятие. А изначально все дети хорошие и светлые. Часто именно взрослые делают мир вокруг них серым и суровым. А мир, как говорят мои маленькие ученики — это любовь. Нам бы у них поучиться.
Автор: Екатерина Мишакова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер