У нас в гостях был педагог, музыкант, руководитель Ансамбля «ИХТИС» Адриан Гусейнов.
Мы говорили с нашим гостем о том, как для него связаны вера и музыкальное творчество, о преподавании детям основ православия, а также об участии Адриана в «Светлом концерте» Радио Вера.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
– Дорогие слушатели, здравствуйте! «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать. Вот мы с вами встречаемся, и все ближе и ближе наш светлый концерт – «Светлый концерт» пройдет 21 октября в «Крокус Сити Холл» в Москве, на замечательной площадке. «Крокус Сити Холл» уже не первый раз нас принимает, и мы с удовольствием туда возвращаемся. В 8 вечера начнется сам концерт, в котором примет участие ансамбль «Ихтис»… И я сразу представляю нашего сегодняшнего гостя – это руководитель ансамбля «Ихтис», педагог Адриан Гусейнов. Здравствуйте!
А. Гусейнов
– Добрый вечер!
А. Пичугин
– Здравствуйте, добрый вечер… И помимо «Ихтис» – «Калинов мост», Антон и Виктория Макарские, «Кукушкин баритон», Юта, Александр Иванов, Валерия, Ольга Кормухина, Зара и многие-многие другие. Приходите – ваши любимые артисты собираются вместе, чтобы вы могли посмотреть друг на друга и пообщаться, пообщаться в том числе и с сотрудниками радио «Вера» – мы с 6 вечера в холле «Крокуса» будем вас ждать. Будет возможность поговорить о жизни радиостанции, что-то спросить, что-то рассказать, обменяться впечатлениями – в общем, мы будем очень и очень рады, если вы к нам в «Крокус Сити Холл» придете. Ну и отдельно я также отмечу, что средства, которые собираются за билеты – они будут направлены на помощь переселенцам с Донбасса.
Сегодня поговорим про ансамбль «Ихтис», про участие в светлом концерте, про творчество, ну и, конечно, про педагогическую деятельность Адриана – об этом, мне кажется, мы еще в рамках «Светлых вечеров» не говорили, хотя Адриан к нам много раз приходил. Я помню, когда радио «Вера» еще только-только началось в 2014 году, вышло в fm-диапазон – тогда же вышел диск ансамбля «Ихтис» – альбом, спродюсированный радио «Вера». И вот как раз тогда, мне кажется, вот это плодотворное сотрудничество началось и продолжается по сию пору, чему мы все очень рады.
А как сам «Ихтис» начинался? Вдруг кто-то с вами еще не знаком, или, например, слышал композиции в эфире радио «Вера», но не было возможности что-то узнать про ансамбль…
А. Гусейнов
– «Ихтис» начался с нашей такой братской дружбы с виолончелистом Петром Акимовым. Мы с ним как-то начали исполнять такие народные, казачьи песни, и попали на неделю русской культуры в Сербии, в Белграде – и там познакомились с певицей и общественным деятелем Иваной Жигон. Она услышала в нашем исполнении вот эту песню, которая сейчас популярна – «Вера наша», и она предложила нам сделать совместно вот такой… это был целый проект действительно, не просто клип…
И мы согласились, конечно. Но знаете, самое главное, что мы увидели в Сербии – это как можно народный материал вот фольклорный подавать для молодежи. Там удивительно, смотришь: едет молодой человек в хорошей машине, открыты окна – а у него звучит не попса, а именно какая-нибудь… трубы сербские, или еще что-то…
А. Пичугин
– Да, это очень…
А. Гусейнов
– И вот мы тогда решили и поняли, что это возможно… И там же, в Сербии, в этой же поездке был Миша Смирнов с нами, перкуссионист – и он сказал, что если мы всерьез, то в общем, он встает с нами. И как сказал Петр, «когда обрелась третья точка»… Любая устойчивая конструкция начинается, в общем, с трех точек… Вот так мы, в общем, и решили… То есть, «Ихтис» зародился на ночной улице Белграда…
А. Пичугин
– Над ночным Белградом, да… Я тоже, часть жизни у меня связана с Балканами… Пожалуй, больше нигде я не слышал, действительно… Едешь в машине, переключаешь радиостанции – и добрых две трети радиостанций музыкальных будут транслировать музыку… Даже если это популярная какая-то музыка, она все равно несет в себе какие-то элементы популярной культуры – ты это ни с чем не спутаешь никогда…
А. Гусейнов
– Да, и они этого как-то не стыдятся – все, в общем, гармонично, без надрывов… Нам это очень понравилось!
А. Пичугин
– Я даже помню какие-то ранние годы посещения тогда еще Югославии… Я покупал какие-то кассеты в белградских… не белградских даже, не помню, в каких-то переходах… Это группа «Биjело Дугме» очень популярная, которую Горан Брегович когда-то основал – ее называли даже любимой группой Тито… А как это воспринималось в России тогда? Потому что… Это какой год примерно?
А. Гусейнов
– «Вера наша» снималась в конце 2000-х; а уже «Ихтис», первый наш концерт, был в 2012 году – в России имеется в виду, первый концерт Рождественский был в 2012 году…
А. Пичугин
– Я думаю, что это все-таки ложилось на благодатную почву, потому что лет за 8 до того я вдруг ощутил, что в Москве – причем на таких неплохих площадках, в клубах – стала исполняться народная музыка. Не обязательно русская народная – ну, это и Балканы были, и это была самая разнообразная этника – и это очень популярно было…
Я помню, что в доброй половине тогдашних групп играл мой очень хороший товарищ, который сейчас, кстати, в Черногории живет – Костя Федоров. И вот Костя Федоров нас таскал по всем этим клубам и коллективам, где он выступал – он мультиинструменталист. И вот я вдруг понял, что у людей есть запрос на это. И я думаю, в 2011-2012 году этот запрос только вырос…
А. Гусейнов
– Да… Ну тем более, мы взяли такой вектор… при таком стиле – мы стеснялись того, что мы «церковники», и в общем… А то, что Вы говорите – это просто надо шляпу снять и сказать пару слов добрых о Сереже Старостине, который у вас тоже бывает здесь в гостях…
А. Пичугин
– Да, бывает…
А. Гусейнов
– Удивительный, конечно, человек… И Котов Андрей…
А. Пичугин
– И он тоже…
А. Гусейнов
– Да, и они много сделали для этого – не просто филармоническое, а народное такое, глубокое искусство… Вот. И могу сказать, допустим, что больше всего и Котов, и Старостин оказали свое влияние на меня, безусловно. И Сережа это знает – мы уже с ним давно дружим тоже. Единственное, чем мы отличаемся – мы прямо в лоб…
А. Пичугин
– Проповедовали – не проповедовали?
А. Гусейнов
– Не проповедовали… Ну да, мы избегаем себя прямо миссионерами называть. Но вместе с тем нам стало противно стесняться этого, и мы вот так, как можем… Вроде пошло хорошо…
А. Пичугин
– Этому же предшествовали еще годы клироса?
А. Гусейнов
– Да, да, с 1994 года клирос… Это тоже, конечно, наработка материала… Потому что понятно, что между служб там, или какие-то праздники – все время какие-то песни пели народные, и оттуда багаж, в принципе, большой вышел. Вот сегодня в эфире у вас будет звучать «Грешный человече» – такие песни набирались именно оттуда, из околоклиросного пространства…
А. Пичугин
– Ну и в 90-е годы все-таки… Не то что люди были не готовы, но наверное, было какое-то количество церковных людей (или воцерковлявшихся тогда), которым все это было интересно, для которых это было таким вот логичным освоением нового пространства…
А. Гусейнов
– Да, в этом смысле не скрою, что я немножко скучаю по 90-м годам, по тому огню, который в нас был, неофитскому… Мне и сейчас интересно жить, но просто иногда в качестве такой ностальгии я вспоминаю прямо с улыбкой и с теплом это время…
А. Пичугин
– Но в интервью «Правмиру» Вы как-то говорили, опять же… Вы говорили, что вы – «церковники», и поэтому любая композиция, которую вы исполняете – она духовна, и дальше уже неважно, из какой традиции и культуры она… Не то чтобы неважно – но они приходят из совершенно разных традиций, культур… Это не только Балканы, не только Сербия…
А. Гусейнов
– Да-да… У нас как бы очень такой вот…
А. Пичугин
– Разнообразный христианский мир…
А. Гусейнов
– Да, мы исполняем песни православных народов мира – не только, но в основном православных народов мира. Если это не православные – то я как бы просеиваю на тему там… искажений нет ли каких-либо…
А. Пичугин
– Ну, там, на самом деле, мне кажется, вряд ли…
А. Гусейнов
– Вы знаете, есть… исторические искажения, но они очень умилительные – причем это у болгар и у греков там… Богородица родила Младенца, пошла вниз по Иордану и встретила Иоанна Крестителя – хотя мы знаем, что он всего на полгода был старше Младенца – и попросила Его крестить…
А. Пичугин
– Ну, это очень умиляет… Я думаю, многие смотрят какую-то там «Голубиную книгу», да…
А. Гусейнов
– Да…
А. Пичугин
– А она насыщена такими сюжетами, что… ну, если ты знаком с текстом Евангелия, ты понимаешь, что этого там не будет никогда – это не оттуда история. Но она настолько переработана в народном сознании, причем переработана с любовью, что…
А. Гусейнов
– С любовью… Кстати, я вспомнил, что я хотел сказать – вторая мысль про 90-е. Мне еще посчастливилось… Сейчас уже очень многих людей нет того времени. Сейчас открою небольшой секрет – мы сейчас пишем (опять же, при помощи радио «Вера») третий альбом – давно его пишем, нас уже все ругают, много лет его ждут… Ну если Господь благословит, уже к весне он выйдет.
И там мы немножко отклонились от такой нашей чисто церковной линии. Он у нас… как бы такое рабочее название – а может, оно и останется – «Мужские песни». Я почему о нем вспомнил? Там, например, песни такие застольные красивые, и некоторым мы вернули старое содержание, которое было.
Вот я, например, в 90-х годах – благодарю Бога, что я успел услышать – есть такая песня знаменитая «Вниз по матушке по Волге». Она, в общем, как-то так заканчивается непонятно… А в старом изводе…
А. Пичугин
– А я не помню, как она заканчивается?
А. Гусейнов
– Ну, что вот он в красной шитой рубахе стоит – хозяин, и говорит, мол: налегайте, братцы, на весла… И как бы непонятно, чего в итоге. А заканчивается на самом деле – я от старых иконописцев московских услышал, в их кругу они пели на каком-то застолье – вот, значит, на носу корабля стоят хоругви, и там едут христиане… И тогда все это обретает смысл – что вопреки этим бурям с молитвой они преодолевают это…
Или «Ой, мороз, мороз» мы там поем – в полном варианте она очень красивая казачья песня… Ну, в общем, вы удивитесь, когда послушаете. Ну и так далее. И это я из 90-х тоже вытащил. Господь надоумил тогда записывать – отличающуюся часть вот этого фиксировать. А я потом удивился – почему я это все записывал? А вот чего…
А. Пичугин
– У меня была книжка в детстве, и где-то она лежит – прямо вот я бы ее с удовольствием сейчас достал, нашел – не знаю, где там она заложенная стоит… Это советское исследование народных песен, достаточно позднесоветское, где приводятся различные варианты песен, которые получили такое официальное народное распространение – с начала 20 века и вот до издания книги. И естественно, практически у каждой находился более ранний вариант, то ли на эту мелодию… Вот где эта книжка лежит – жалко, сейчас ее не найти…
А давайте мы обратимся теперь к музыке. Вы сказали, что «Ихтис» фактически начинался в Белграде с песни «Вера наша». И вот песня «Вера наша» – она же… А можно пару слов о ней?
А. Гусейнов
– Да, это песня святителя Николая Сербского. Я ее впервые услышал на… Вот мой близкий человек – Сергей Васильевич Харлов – церковный человек, он же режиссер – он устроил как-то в конце 90-х такой театральный фестиваль православных школ. И я помню там… по-моему, из Ясеневской гимназии, не помню точно – они просто в хоровом исполнении тихонечко исполнили… Она у меня запала, я ее сразу зафиксировал для себя, нашел текст, нашел сербский вариант исполнения…
И в общем, получилось так, что мы ее оживили вот такой инструментальной подачей. И в общем, Алексей, поверьте – получилось так, что мы даже стали популяризаторами ее в самой Сербии. Потому что когда мы увидели, как они ее исполняют – это было не очень зажигающе. А они вот в свою очередь… Ивана это почувствовала, и вот решила… предложила сделать вообще видео.
И когда мы сняли это видео… Там тоже так интересны все эти подводные задумки – там по задумке разрушенный храм, сербские дети; вот приходят русские; и они объединяются в храме; и храм уже, естественно, восстановленный – в другом месте снимался…
И вот разрушенный храм сначала планировалось снимать в Косово. А Ивана – она такая известная, общественный деятель… И потом нам какая-то разведка донесла, что косовары узнали и, в общем, приготовили нам встречу там, в кавычках… А Ивана, с одной стороны, такая смелая, с другой – с нами дети; решили не рисковать. И нашли в горной деревушке сербской разрушенный храм с удивительной историей… Там во время войны усташи захватили (это хорватские такие подразделения СС) захватили деревню, загнали всех сербов в храм, начали взрывать – не взрывать… минировать…
А. Пичугин
– А это нынешняя Сербия или нынешняя Хорватия? Потому что НГХ – это же территория независимого государства Хорватия, если уж мы совсем во времена Второй мировой войны обратимся…
А. Гусейнов
– Вот это я не могу сейчас точно сказать. Я помню, это в горах, мы куда-то долго ехали на машине из Белграда… Вот, да, и три раза переминировали – и когда храм не взорвался, приехали СС уже немецкие – и они оказались гуманнее… они людей выгнали, а храм все-таки заминировали – и тогда он взорвался. Поэтому сербы… это как-то для них удивительно, что так вот Господь…
Вот, и в этом храме мы снимали первую часть. И интересно, что во время съемок над ним появился крест такой, такое как будто перекрестие, если присмотреться – от центра лучи расширяющиеся…
А. Пичугин
– Не самолет пролетел?
А. Гусейнов
– Вот понимаете, многие говорят, что самолет – но он на наших глазах так и исчез… И интересно, что расширялся от центра… Ну, кто не верит – говорит, что самолет… А доказывать чего?
А. Пичугин
– Ну да…
А. Гусейнов
– Вот… И когда мы его сняли, он такой… в общем, резонанс по православному миру пошел очень большой. И в общем, в некотором смысле стал такой нашей визитной карточкой. Мы его исполняем и на русском, и на сербском. Ну и мы избалованы уже тем, что в последние года мы исполняем его вместе с залом зрительным – в общем, нам все подпевают…
А. Пичугин
– Я думаю, что постоянные слушатели радио «Вера» сейчас в машине, может, где-то едут с работы домой и тоже подпоют с удовольствием. Песня «Вера наша» в исполнении ансамбля «Ихтис», художественный руководитель которого, Адриан Гусейнов, сегодня в программе «Светлый вечер».
А. Пичугин
– Друзья, напомню, что сегодня в гостях у программы «Светлый вечер» – Адриан Гусейнов, художественный руководитель ансамбля «Ихтис». И мы говорим про историю ансамбля, говорим о музыке… И конечно же, рады пригласить вас на наш «Светлый концерт» – ваши любимые артисты в «Крокус Сити Холл 21 октября в 8 вечера выйдут на сцену. Среди гостей – конечно же, ансамбль «Ихтис», группа «Ладони», Александр Иванов, «Калинов мост», Светлана Феодулова и многие-многие другие замечательные люди, замечательные исполнители, которых объединяет вера… и радио «Вера», в том числе. Чуть раньше, где-то, наверное, с шести – половины седьмого в фойе «Крокуса» ведущие радио «Вера» тоже появятся и с удовольствием пообщаются с вами – обсудят и радиостанцию, и какие-то новые идеи, проекты, и с удовольствием выслушают ваши пожелания.
И вот возвращаясь, знаете, к теме того, что вы поете различные песни, песнопения православных народов, но иногда и неправославных – мне кажется, что когда это идет из глубины народного сознания, то тут какое-то высокое богословие действительно уступает чувствам, уступает место чувствам… И вряд ли будет сильно отличаться песня из какой-нибудь католической деревушки, католической… сельской местности итальянской… и песня, написанная где-то на Балканах или там в российской глубинке…
А. Гусейнов
– Да, вы знаете, у нас в «Рождественском альбоме» есть как раз латинская песня – «Gaudete». Ну там в каком смысле, понимаете… Вот когда есть прямо явные народные – вот мы с вами сейчас говорили: Богородица, Младенец, Иоанн-Креститель… Это такое, это с любовью, в общем – не догматическое искажение. Я про себя, допустим, вот «Gaudete» просеял на тему филиокве – я бы не хотел, чтобы прямые ереси как-то проходили – ну, простите меня, слушатели, за эмоцию такую – как-то для меня… Я всегда мучаюсь перфекционизмом и других мучаю…
А. Пичугин
– Кстати, знаете – проходите в наших народных песнях точно так же…
А. Гусейнов
– Да, прохожу… Я вам могу рассказать про одну песню… Мы с одной певицей пели песню, и там вдруг сюжет – что на горе стоит храм, и во храме три гроба, и что в первом Иисус Христос, а во втором Богородица… Я говорю: стоп, стоп… Как это? Христос Воскрес! Я не буду ее петь… И я не стал ее петь. А она древняя, народная… Я в этом смысле не очень легкий пассажир…
А. Пичугин
– И они же… В народном православном сознании это легко укладывается… Мне кажется, таких много материалов можно найти…
А. Гусейнов
– Ну вот я как-то стараюсь…
А. Пичугин
– А как вы вообще ищете материал?
А. Гусейнов
– А они как-то сами приходят. Они как-то сами приходят… Тем более, кто вот как-то знает нашу жизнь, стиль, кто-то мне присылает – а вот посмотрите, а попробуйте… Я некоторые выбираю очень интересные вещи – молдавскую вот прислали, мы в Рождество записали… Вот так по интернету… Где-то я сам натыкаюсь на что-то… Где-то я натыкаюсь и понимаю, что это уникальный случай, и если я сейчас не зафиксирую, то она уйдет, и я уже не найду. Вот, например, болгарская «Замъчи се Божа Майка», где как раз этот сюжет с Богородицей – я случайно в ютубе и понял, что… я сразу ее зафиксировал, потому что понял, что я бы не нашел ее потом. Ну вот по-разному…
А. Пичугин
– А вы при этом можете сказать, что вы говорите на языках…
А. Гусейнов
– Это было бы круто! (смеется) Мы поем на 11-12 языках, чтобы на них всех говорить… Конечно, я изучаю перевод, изучаю произношение… Конечно, нет – было бы очень круто, если бы я владел…
А. Пичугин
– Я помню, Псой Короленко – у меня товарищ хороший как-то оказался с ним в одной компании, и думает: чего же спросить? И говорит: «А Вы на всех языках говорите, на которых поете? Он говорит: «Да, на большинстве говорю». Тот: «Вау, надо же»…
А. Гусейнов
– Ну да, он поет на русском, иврите…
А. Пичугин
– На идише он поет, на английском он поет… Не, ну много…
А. Гусейнов
– 4-5 языков…
А. Пичугин
– Ну это же изначально он в первую очередь филолог, поэтому…
А. Гусейнов
– Ну да… Когда ты «обкатываешь» эти песни на языках, на которых даже не говоришь – ты уже настолько понимаешь, о чем они, что ты… Это ты песню понимаешь – ты понимаешь прямо, что за слова ты произносишь… Это в начале сложнее, когда ты изучаешь…
А язык – нет, это уже… Я как-то хотел в семинарии на экзамене по латинскому как раз песню выдать – но хитрость моя не прошла (смеется). У меня «четверка» по латыни…
А. Пичугин
– А много ли у вас случается таких поездок к тем людям, чьи песни вы поете? Ну, не только в России, соответственно – в Болгарии, в Сербии, в Черногории...?
А. Гусейнов
– Ну, к сожалению, не очень много. Вот мы в Сербии выступали, в Черногории. А в Болгарии у нас не было… Нет, не очень много. За рубежом, собственно… Ну вот в Алании мы еще были – но там русская община (имеется в виду турецкая Алания)…
А. Пичугин
– Ну, турецкая Алания – там большая русская община, знакомый настоятель храма там…
А. Гусейнов
– Отец Константин Чеченов…
А. Пичугин
– Отец Константин, да… Хорошая такая община…
А. Гусейнов
– Вот он нас приглашал… А так – нет… Мы вот по республикам часто – нас приглашают – в Якутию вот несколько раз ездили… Но вот на Украине не были, в Белоруссии не были – хотя белорусы нас очень хотят, они каждый раз… Но пока никто не возьмется это все организовать. Это непросто – нас много…
А. Пичугин
– А знаете, у меня почему-то вопрос возник…
А. Гусейнов
– Извините, перебью – но архиереи, которые наши архиереи в наших национальных республиках российских, как вот в Якутии – они почему нас стараются приглашать? А чтобы показать тем же якутам или кому-то еще, что православие – оно наднациональное… И при этом – русское пространство вмещает в себя все народы. И вот это работает!
А. Пичугин
– Как раз про национальные республики мне стало интересно. Кавказ… Ну, понятно, что в основном ислам, да. Но при этом там народные традиции не просто очень хорошо укоренены – понятно, что укоренены; но они очень хорошо еще вследствие этого, мне кажется, воспринимают какие-то другие традиции, если они к ним в гости приходят. «Ихтис» может приехать в Дагестан, например, и исполнить свою программу, и это будет интересно не православным Дагестана, а это будет интересно мусульманам…
А. Гусейнов
– Ну, вообще да, нас слушали… Тут вопрос только, кто это будет организовывать. Я имею в виду… Не было такого, чтобы, допустим, наш концерт организовывали мусульмане…
А. Пичугин
– А кстати, это было бы интересно…
А. Гусейнов
– Но если бы они, допустим, присутствовали в зале – ничего бы такого, что бы вызвало у них негатив, не было…
А. Пичугин
– Так они… Когда мы говорим… Дагестан – хороший пример, потому что там много людей, которые очень хорошо воспринимают соседние культуры, и которые не в штыки это будут принимать, а которые придут, прочувствуют, будут благодарны…
А. Гусейнов
– Именно в Дагестане – я там не был ни разу, но то, что я слышал – да, это удивительно… При всем при том, что там… Это Дербент, самый древний город, о них говорит Коран, у них мечеть древнейшая…
А. Пичугин
– У них мечеть, кстати, знаете – из храма перестроенная…
А. Гусейнов
– Мечеть Дербентская?
А. Пичугин
– Да…
А. Гусейнов
– Нет, не знал…
А. Пичугин
– По последним исследованиям – никто не знает, что это за храм, но – это изначально какая-то христианская базилика…
А. Гусейнов
– Вот у них осталось как-то уважение к христианству. И там вот среди них… Ну, если не иметь в виду какие-то элементы, зараженные радикализмом…
А. Пичугин
– Нет-нет, мы вообще не про это, не про радикалов…
А. Гусейнов
– То там вполне себе мирно… Я даже прямо удивлен был…
А. Пичугин
– Напомним, друзья, что сегодня у нас в программе – Адриан Гусейнов, лидер ансамбля «Ихтис», который, я думаю, нашим постоянным слушателям (и не только постоянным слушателям) прекрасно знаком. Ну вот «Ихтис» действительно сейчас очень популярен. Я от разных своих знакомых, в том числе достаточно далеких от церкви, от православия, слышу, что «Ихтис» очень тепло принимается ими…
Мы буквально через минуту вернемся в нашу программу, продолжим говорить о музыке и о педагогической деятельности Адриана Гусейнова – потому что о ней мы еще, кажется, в «Светлых вечерах» не говорили – тоже интересная очень сторона его жизни… Ну и напомню также, что 21 октября в 8 вечера мы всех ждем на наш «Светлый концерт», который пройдет в «Крокусе».
А. Пичугин
– Друзья, возвращаемся в нашу программу. Напомню, что художественный руководитель ансамбля «Ихтис», педагог Адриан Гусейнов сегодня вместе с нами…
И мы напоминаем, что 21 октября радио «Вера» приглашает всех в «Крокус». В 8 вечера. Даже чуть раньше – там в пол-седьмого примерно в фойе «Крокуса» мы будем вас ждать, чтобы поговорить с вами о радио «Вера», послушать вас, посмотреть друг на друга…
Ну а в 8 вечера на сцену выйдут замечательные артисты – это ансамбль «Ихтис», группа «Ладони», Александр Иванов, «Калинов мост», Антон и Виктория Макарские, «Кукушкин баритон», Зара, Светлана Феодулова, Ольга Кормухина, Валерия и многие-многие другие – список артистов у нас пополняется. Даже вот буквально за несколько дней до концерта мы всех-всех не назовем, но это действительно будет грандиозное зрелище. Мы уверены, что вы останетесь довольны тем, как проведете вечер.
Ну, и также напомню, что прибыль от концерта пойдет на помощь людям, которые сейчас вынуждены были уехать с Донбасса и живут в России.
О педагогической деятельности. Знаете, у нас сейчас еще 2023 год грядущий объявлен годом педагога. Сейчас много говорят про образование, этому уделяется большое внимание, есть даже национальный проект «Образование», и по всей стране учителя, педагоги могут повышать свою квалификацию, получать методическую поддержку, участвовать в работе создающихся на базе педагогических вузов педагогических «кванториумов»…
А вот есть ли для преподавателей духовных предметов или основ православной веры (оказывается, у нас «основы православной веры» – вот мы с Адрианом выяснили, я не знал, например, что это так называется) – такие возможности повышать свою квалификацию? И как Вы вообще воспринимаете воспитательную функцию школы и педагога?
А. Гусейнов
– Да, безусловно, есть. Это, как правило, такое все концентрируется на «Рождественских чтениях» – там отдельная есть секция по этим методикам вот, методички там всякие интересные, вот… Но знаете, важно, чтобы носители этого всего – конечное звено, которое непосредственно с детьми – чтобы вот здесь было все интересно. Интересно! Потому что хуже всего, когда вот эти серьезнейшие вещи преподносятся скучно и занудно. Вот прямо сердце болит, когда сталкиваешься с таким. С одной стороны.
С другой стороны, я понимаю, что хочется подойти и обнять такого педагога, потому что понимаешь, что у него нет огня – знания есть, а огня не хватает…
А. Пичугин
– Вы знаете, здесь дело даже не в огне… Дело, кажется, в том – если мы говорим про общеобразовательные школы, вот про ту ситуацию, которую я сам наблюдал, когда… Ну, есть у нас несколько базовых предметов, которые ученик может выбирать – основы светской этики, православная культура, ислам, иудаизм… Я, честно говоря, не общался с теми, кто преподает…
Да, собственно, те же самые люди, которые и православную культуру преподают… Они делают это в нагрузку к другим предметам! Вот им говорит завуч: «Светлана Петровна, ты литературу преподаешь, русский преподаешь, у тебя вроде бы все это как-то связано с культурой – вот и ОПК тоже на тебе»…
– Да, для наших слушателей давайте тоже уточню – что в светских школах есть предмет «основы православной культуры», а в православных общеобразовательных школах этот предмет называется по-другому – «основы православной веры». Собственно, это заменило прежнее название – «Закон Божий», чему я очень рад. Потому что «Закон Божий» – это название, пришедшее к нам из протестантского мира, и оно мне по сути никогда не нравилось, в этом есть какая-то подневольность – закон, наручники – простите за такое…
А. Пичугин
– Да не, ну оно действительно так…
А. Гусейнов
– А основы православной веры – оно прямо… Я вот еще думал до введения этого, как бы я назвал – я думал «основы православия». А тут, в принципе, основы православной веры – тоже хорошо, поэтому очень рад, да.
И то, что основы православной культуры часто даются таким педагогом, не имеющим отношения к этому, просто как бы в нагрузку – это, конечно… вследствие этого – отсутствие вот этого огня.
А вот когда в православных школах, где человек в теме, дается преподавание основ православной веры, а вот этого огня он не додает… Ну понимаете, требовать огня от людей нельзя, но надо все-таки, чтобы это было интересно. Это касается любых наук. Вот если ты любишь математику – действительно любишь, и ты можешь это передать – у тебя дети будут любить эту математику. Ну, если ты заинтересован, чтобы они ее полюбили, а не просто вызубрили…
А. Пичугин
– Да, а «Закон Божий» – действительно звучит как что-то подневольное… И это пришло просто к нам из дореволюционного образования, из дореволюционных гимназий. А мы все-таки выросли частично на советских книжках, которые рисуют… Да они справедливо достаточно рисуют этот образ не очень хорошо образованного священника с розгой, который заставляет ребенка штудировать, учить и на горохе стоять, если нет, эту книжку…
А потом, я тоже хорошо помню – может, слушатели давно церковные со мной не согласятся, но – книжка «Закон Божий» Слободского, при всем уважении к протоиерею Серафиму Слободскому, сама эта книга морально устарела…
А. Гусейнов
– Она не просто морально устарела, там богословские есть уже устаревшие вещи, не отражающие современной действительности… И вот современные богословы, кто обратил на это внимание, они нам указывали на это в семинарии, конкретные вещи… Ну, там про первую материю, которая, получается, что совечна Богу была, если она до сотворения времени и пространства… Там есть вещи, действительно… Она все равно… Там есть много полезного, но есть какие-то вещи, которые уже действительно… они не отражают истину, если так уж прямо сказать…
А. Пичугин
– А что взамен?
А. Гусейнов
– Причем важно знаете что подчеркнуть? Это не потому, что что-то поменялось в нас. Нет. А обнаружили как раз от древних знаний святых, что это несовпадение со святоотеческим как раз…
Взамен – вот наши с вами рассуждения о том, что что-то устарело… Слава Богу, Вы же тоже богословское образование получали. Нам с Вами преподали это – что там есть уже не актуальные положения, и мы это должны нести в люди, в народ…
И Вы знаете, Алексей… Я правда… Вот у нас прямо нехватка… Я вот сегодня к вам ехал на такси, и человек вот начал вещать совершенно… Я долго молчал, а потом говорю: «Вы знаете… Можно, Вы готовы слышать?». Он там про апостолов что-то… Я говорю: «Вы знаете, Вам просто, может, не посчастливилось попасть… Сейчас вот у Вас пассажир – человек богословски образованный, а Вы неправильно говорите… Вы хотите немножко стать образованнее? Извините, что я Вас так…». Он говорит: «Что Вы имеете в виду?». А я ему рассказал когда, почему каждый евангелист… в чем его особенности – и он как-то… ему неловко стало, он пристыдился, поблагодарил…
Вы знаете, вот действительно – нам необходимо просвещение! Причем это будет звучать странно, да – народ как бы крещен, но не просвещен – все это мы знаем… Но нам необходимо народ просвещать именно богословски! Вот это странно, но это именно так. Хотя бы вот… Я стараюсь это делать – Господь мне дал такую возможность…
Это не реклама, это просто пользу может принести – можно в интернете посмотреть цикл передач «Быть человеком». Это мои беседы с подростками на разные темы. У меня там, знаете, родился такой своеобразный сплав из догматического богословия и антропологии какой-то православной. В принципе, получилось неплохо, все хвалят. Ну и получилось не только для подростков – в общем, пишут, что всем это нравится…
Не хвалю в этом случае себя – сам диву даюсь, как у меня что-то такое получилось. Но вместе с тем, в общем, надо стараться… Потому что молодежь – им это становится интересно когда: когда ты актуализируешь для них это. Например, как?
Вот Вы сейчас сказали, что мы будем про педагогику говорить – я на опережение, получается, немножко иду. Вот мне дали 11-й класс – вот они в 10-м классе сдают экзамен по ОПВ (основам православной веры), и в 11-м мне их отдают в «свободное плавание». Я для них составил такую программу своеобразную – в первом полугодии я им даю основную конструкцию нашего богословия; а во втором полугодии я прихожу на уроки в виде какого-то там старообрядца, католика, и «громлю» их православную веру. И они должны, в общем, защитить ее. И когда происходит катарсис, когда вот они уже…
А. Пичугин
– Ну, для этого Вы должны очень хорошо сами готовиться и разбираться в основах, которые там исповедуют старообрядцы, католическую догматику…
А. Гусейнов
– Конечно, конечно. Но я не просто схоластику – я это оживляю для них. Конечно, конечно… И дальше, когда уже происходит катарсис – я уже даю ключевой ответ им. Я могу «сажать в лужу» типа… И они понимают, как это делается, как это мусульмане могут делать…
Но при этом я подчеркиваю, что это надо делать с любовью! Потому что один раз мне потом прилетело. Я узнал, что мои ребята ходили по городу Троицк и наткнулись на иеговистов, которые продавали книги… В общем, они их довели до того, что они их в следующий раз увидели и убежали… Я говорю: «Ребят, чего вы добились? Они любви не почувствовали от вас. Они почувствовали горделивых таких вот «типа мы все знаем»… Тем более, вы не все знаете»…
А. Пичугин
– Это возраст такой, видите…
А. Гусейнов
– Да, понятно; но очень важно говорить им, что так не надо… Надо с любовью, надо с любовью… Потому что мы – медь звенящая, как говорит апостол Павел, без любви…
А. Пичугин
– А тут интересно…
А. Гусейнов
– Извините, Алексей – тут очень важно знаете что? Очень важно, что они поначалу не верили, первые (я уже много лет), что это будет актуально в университетах, в институтах. Потому что молодые протестанты – они очень заточенные, они неравнодушные, они знают Священное Писание. Молодые мусульмане – они тоже неравнодушны. И вот уметь с ними с любовью говорить на эти темы – это надо уметь.
И потом пошла обратная связь – они благодарят, они говорят: это действительно работает!
А. Пичугин
– Я много думал о том, что для молодого… что же может привлечь молодого человека к вере? Даже если он воспитывался в церковной семье, даже если его с детства водили в храм, наступает как раз тот самый возраст детей, которые к вам приходят – 10-й, 11-й классы, или это раньше начинается – когда он начинает задавать себе вопросы, и на основании этих вопросов приходит к тому, что Бог ему не нужен сейчас, церковь ему не нужна – он и так постигает мир без этого… Что это, извините за бедность речи, такой устаревший марксистский термин – за надстройка, которая для него не важна?
Я помню, что я на эту тему читал… Не помню уж, кто это был – кто-то из прихожан Антония Сурожского, живущий в Лондоне, где он описывал быт храма – лондонского собора… И он говорит, что это нормальная история – когда ребята в 12, 14, 15, 17 лет из церкви уходят, а в следующий раз мы их видим, когда они уже приходят сами со своими детьми и семьями. Когда у них начинаются вопросы, на которые они… вернее, они уже сами начинают находить ответы в христианстве.
И вот я как-то, долго думая про это, понял, что до определенного возраста это не будет верой подростка или ребенка – это будет верой его родителей. И он даже если сам приходит в церковь – это скорее по инерции. И только когда он – возможно, через отрицание, возможно, нет – придет к своей собственной вере, тогда это случится его личная встреча с Богом. Но можно ли его через школу привести – вот это вот вопрос…
А. Гусейнов
– Не через школу, а через общение…
А. Пичугин
– Через общение…
А. Гусейнов
– Можно, можно. Здесь, понимаете, наука в чем? Надо всячески избегать того, что это вот – прежде всего, в семьях, конечно – что это вот «повинность», на службу в воскресенье утром… Надо вот как-то…
Мне очень понравилось, как-то отец Владимир Воробьев в свое время – я давно-давно услышал у него такую историю – что их мама водила маленькими ко причастию в воскресенье, и она называла это праздником. Маленькие – то есть, они не стояли всю литургию, не мучились – она их приводила ко причастию, и это был праздник. И она даже наказывала тем, что лишала праздника, если… И для них это было прямо горе, если вот сегодня «не праздник»…
И мне это так понравилось! То есть, наоборот – чаша становится вожделенной с детства! А это очень важно… Вы знаете…
А. Пичугин
– Но это не отвечает на вопрос, что если в 14-15 лет…
А. Гусейнов
– А я сейчас начал специально с младенцев знаете почему? Это очень важно – запахи, восприятие праздника, где, в какой… Я на секунду отвлекусь – я в детстве, младенцем разревелся – тетка моя рассказывала – мама куда-то ушла в магазин… И она не могла меня успокоить! В итоге она вдруг додумалась – она взяла халат мамин, и вот стороной, где грудь, где запах молока, вывернула, поднесла мне к носу – и я сразу вырубился…
Понимаете, детское восприятие – это когда мы мир познаем через запахи, через все – и вот для младенца праздник в храме – запах ладана, звон… И вот этот праздник – сначала надо какой-то… хотя бы полчаса, да. И это с детства впитывается детьми. Не зря многие же… Толстой там говорил, что до трех лет то, что воспитал – то воспитал…
А дальше, когда уже начинаются подростковые все эти пубертаты, сомнения, все… Если у него база – любовь вот эта в церкви, то, как Иоанн Златоуст говорит, вы не смущайтесь, вы, говорит, сейте – а там оно взойдет…
Другое дело, что все-таки педагогическое искусство, православное… Ну, в принципе, оно состоит в том, чтобы дать ему, помочь ему пройти этот период сомнений, и актуализировать, сделать это его, его…
А. Пичугин
– Частью какой-то личной истории…
А. Гусейнов
– Его инструментарием, да, его личной историей… И даже вот здесь, не скрою, здесь немножко провокационные есть моменты, когда… Ну здесь надо прямо аккуратно, чтобы они не увлеклись вот сравнительным богословием – в чем вот разница, «а у нас вот так»… Вот это их немножко увлекает, азарт – но надо, чтобы это вот в этом возрасте… Сравнительное богословие очень помогает; но вместе с тем – чтобы всегда, всегда это осолено было все любовью…
А. Пичугин
– Я тут тоже знаю несколько примеров, когда люди, вышедшие из церкви в силу возраста определенного и не вернувшиеся в нее – тоже они с младенчества были воспитаны в традиции, как они говорили…
А. Гусейнов
– Вопрос – как…
А. Пичугин
– К сожалению, там примеры были не очень хорошие – ну, понимаю, что по-разному бывает… И до сих пор, знаете, вот запах ладана – того, из конца 80-х – начала 90-х там, пименовского ладана…
А. Гусейнов
– Да…
А. Пичугин
– Такого софринского (смеются) – он что-то в любом из них такое теплое из детства может пробудить. Как мне говорила одна моя приятельница, «я до сих пор с закрытыми глазами всю литургию спою» – но это абсолютно теперь не ее история…
А. Гусейнов
– Да… Не ее история – до поры до времени…
А. Пичугин
– Ну, может быть… Но годы идут, и вот это все у нее продолжается… И у меня плеяда таких знакомых!
А. Гусейнов
– Есть, есть… Алексей, я в этом смысле…
А. Пичугин
– Причем это замечательные люди, у них замечательные семьи! Но вот как-то, видимо, я на этот вопрос отвечаю так: ну, во-первых, они свою веру не обрели еще, а во-вторых, они… в детстве их перекормили!
А. Гусейнов
– Ну вот! Либо травма – либо заставляли, что-то такое… Я иногда встречался с такими случаями – просто волосы дыбом, думаю: человек, что ты делаешь…
А. Пичугин
– Друзья, напомню, что в гостях у светлого радио сегодня – Адриан Гусейнов, педагог, музыкант, лидер ансамбля «Ихтис». Я думаю, всем вам хорошо знакомого. Тем более, в ротации, в эфире светлого радио играет не одна композиция «Ихтис», и альбомы «Ихтис» в сотрудничестве с радио «Вера» созданы… два, да?
А. Гусейнов
– Два пока… Вот Бог даст, может третий…
А. Пичугин
– Третий к весне появится, надеемся… Давайте к музыке тогда вернемся. Третий альбом, Вы говорите, будет не только духовные песни содержать. Можно поподробнее про него?
А. Гусейнов
– Там даже не будет духовных песен как таковых. Там будет… рабочее название, я уже говорил – «Мужские песни». Это такие песни, которые вот за столом можно петь в хорошей компании. Только мы немножко… Опять же, в нашем стиле, чтобы молодежи это было интересно – не просто академическое там… «Жило двенадцать разбойников» по голосам – нет, все ближе к народу. И вместе с тем, многие песни мы «вытащили» благодаря некоему такому личному опыту – в первоначальном варианте как они пелись еще до атеистического периода, что очень важно.
В одном монастыре за трапезой (это 90-е годы, соответственно) пригласили четырех певцов из Лавры, там было большое какое-то… Монастырь восстанавливался буквально из руин… И там приехали «братки», которые только пришли в церковь. Они знакомятся, значит… И вот отец настоятель пригласил на трапезу… Все хорошо, значит, и вдруг хор запел «Жило двенадцать разбойников». Эти братки смутились. Когда те допели, сели – один подошел к этому солисту и говорит: «Слышь, не – ну непонятно, как понять «бросил своих он товарищей»? Как это, по понятиям, бросил? Что значит бросил»…
А. Пичугин
– Не по понятиям! (смеются) А вы их исполняете на концертах сейчас?
А. Гусейнов
– Нет. Ну, некоторые исполняем – как «затравку», но в основном мы их как бы так сейчас бережем для новой презентации. Некоторые исполняем. Мы на рождественских концертах исполняли те, которые совпадают с зимой – «Ой, мороз, мороз» там, еще кое-что…
А. Пичугин
– С чем «Ихтис» на «Светлый концерт» придет?
А. Гусейнов
– На «Светлый концерт» мы придем с нашей визитной карточкой – «Вера наша». Потому что по замыслу режиссера, прошлый концерт заканчивался там же, в Крокусе, этой песней. И как бы такая преемственность, передача – в этот раз она как бы начнет… То есть, как продолжение того концерта – начнется с этой песни. Может, будет еще одна – мы пока думаем…
А. Пичугин
– Да, не будем всего раскрывать. А вообще для такого исполнения, как Вы считаете, что благоприятнее? Где это благоприятнее слушать – в таких залах, как «Крокус», огромных, многотысячных, или это камерное?
А. Гусейнов
– Нет, и там, и там – все зависит от настроения. Я, в общем, одинаково чувствую, что это, в общем, наполняет пространство и кулуарное свое такое, и большие…
А. Пичугин
– Я просто раньше думал, что это, наверное, какая-то камерная обстановка больше располагает… Но вы, Сретенский хор, который ездит и выступает в огромных залах, и собираются эти залы…
А. Гусейнов
– Да, даже когда на Красной площади мы выступали – 1025-летие Крещения Руси, там все патриархи мира сидели с правительством, большая Красная площадь заполненная, в общем – и там оно хорошо пошло. Даже кто-то писал потом репортаж, что народ там шел… Извините, такое немножко – сам себя похвалю, хотя не себя… Ну, расходились в метро – и там кучками, группками пели «Вера наша, вера славна, вера наша православна»… Это для меня было удивительно и радостно очень.
Да, она «заходит» и в больших помещениях, в общем… И так, и сяк…
А. Пичугин
– А Вы еще известны как автор песенных флешмобов, которые вот так по интернету расходились – что это был за проект?
А. Гусейнов
– Ну да, это был 2012 год, и тогда, в общем, у меня родилась идея – провести такой «Рождественский флешмоб». Я уже много где это рассказывал, поэтому пусть меня простят те, кто уже это слышал… И вдруг – я уже батюшек там «зарядил» поющих, все это начал собирать – и вдруг один батюшка мне присылает… вот перед этим вышел зарубежный флешмоб – они Генделя пели, по-моему, «Аллилуйя». И вот так же, в фуд-зоне…
Я когда увидел – у меня вообще шок был. У меня было ощущение, что у меня кто-то в голове копался и все украл. И я думаю: нет, мы это не будем делать – чего повторюшками быть… А отцы мне сказали: нет, дорогой – давай по-нашему сделаем, по-православному! И я сказал: ну давайте молиться…
И сам про себя сказал: «Господи, я тупой, ничего не понимаю; давай… если есть воля Твоя, Ты пошли мне – я паруса приготовил – Ты пошли мне ветер!». И звонит телефон – значит, Наташа Лосева дорогая моя, звонит… Мы с ней тогда толком не были еще знакомы. А она говорит: «Адриан, если у вас идея такая есть, и вы не отказываетесь, то информационное агентство готово вам помочь в реализации»…
Ну, я понял, что ветер подул! И я говорю: аллилуйя, вперед! И вот мы сделали в 2012 году на Курской…
А. Пичугин
– В «Атриуме»…
А. Гусейнов
– В «Атриуме», да… Был как раз Рождественский период, там елка стояла, и мы сделали такое… Информационное агентство – они молодцы! Там очень строгая охрана, и там прямо был договор с администрацией, и вот 15 минут нам дали – с трех до трех пятнадцати. И вот мы сделали… И я не ожидал такого эффекта, правда! Это вообще в истории первый православный флешмоб…
А. Пичугин
– Ну а потом вы же продолжили?
А. Гусейнов
– Вы знаете, дело вот в чем. Мы сделали этот флешмоб – и по всему миру, из Америки, и все плачут почему-то – можем же, туда-сюда… И все: давайте, давайте на Пасху! И мы сделали на Пасху – в Камергерском переулке сделали… Он тоже прямо это, но он… Хотя кому-то он даже больше нравится, чем рождественский – я не знаю…
А. Пичугин
– Тут главное – не повторяться…
А. Гусейнов
– Да, и мы изменили… Ну, мы многое поменяли… И после этого у меня… Понимаете, все начали почему-то думать, что я такой флешмобер профессиональный. А я это от души просто сделал два раза – и все! И больше… У меня была еще одна задумка – реально оригинальная. Но у меня как-то сразу ветер не подул, не сошлось ничего. Она у меня пока лежит на полке внутренней… Но если Господь даст – может, сделаем…
Но – мне после этого начали звонить! А сделайте нам такой флешмоб… Я говорю: ребят, я не флешмобер, вы чего! Но одна была очень настойчивая – это, знаете, в Череповце – у них был день памяти Саши Башлачева – какой-то юбилей…
А. Пичугин
– Ну да, недавно у него был юбилей – кстати, 60 лет… Уже 62…
А. Гусейнов
– Ну вот, и я думал, отбивался сначала, думал – честное слово, вот чтоб отвязались, думаю, «от балды» им предложу, и говорю: вы знаете что? Вы сделайте финальной песню «Время колокольчиков», и раздайте перед этим всему залу колокольчики – ну, закупите там… И в этот момент, когда песня «Время колокольчиков», камера отходит от экрана – лица Башлачева – и пошло как в «Асса», когда кончается там с этими – все достают колокольчики, весь зал… «Гениально, Адриан, спасибо!», туда-сюда, столько эпитетов… А я говорю про себя: «Слава Тебе, Господи!»… А они в итоге провели велопробег!
А. Пичугин
– Памяти Башлачева?
А. Гусейнов
– Да!
А. Пичугин
– С колокольчиками?
А. Гусейнов
– Нет – просто велопробег! И я просто зарекся после этого что-либо кому-либо рекомендовать…
А. Пичугин
– Это все потому, что это делают люди, которые… Вы знаете, Башлачева уже нет 34 года, а было бы ему 60. Там в Череповце сколько людей, которые его помнят? И Башлачев не стал – слава Богу, что он не стал – «брендом» Череповца, как там Янка в Новосибирске, Летов в Омске…
А. Гусейнов
– Вы знаете, те, кто к нему с теплом относится, знают, что архиерей питерский дал… у него была бумага, что у него действительно психические расстройства были, и он благословил отпеть – Башлачев отпетый… Ну это я так…
А. Пичугин
– Тогда же, в 88-м?
А. Гусейнов
– Нет, позже, уже в 90-х…
А. Пичугин
– В общем, хорошо, что он не стал брендом Череповца. Но хорошо бы, чтобы жители Череповца все-таки знали, что это их земляк, и слушали, и помнили… Потому что Башлачев для меня – наверное, один из первых… Высоцкий позже пришел, Окуджава позже пришел, а сначала у меня был Башлачев. Вот как-то это, видимо, возрастное…
А. Гусейнов
– Здесь тонкий момент… Да, Алексей, это возрастной момент. Вот в то время это было просто явление. Вопрос, насколько это для сегодняшней молодежи будет актуально… Это не принципиальный вопрос, но…
А. Пичугин
– Актуально! Я вот его переслушиваю часто…
А. Гусейнов
– Мы – в нашем возрасте, да… Ну, правда, Цой – это феномен, его до сих пор поют…
А. Пичугин
– У меня жена, что Вы – ее в помине не было, когда Башлачева не стало; но для нее Башлачев – это вот все время звучит где-то… А Цой не так…
А. Гусейнов
– А для меня как для педагога феномен, что вот 25 лет уже, а подростки – они за 25 лет очень разные – они все поют Цоя…
А. Пичугин
– Вы знаете, я тоже удивляюсь… Я тоже с детьми работаю и удивляюсь, что где-то они там встречаются, собираются у костра и… Папа твой под стол пешком ходил, когда Цой погиб! А вот он… Ну это, значит, явление все-таки…
А. Гусейнов
– Да…
А. Пичугин
– Ну что, у нас сейчас финальная песня будет звучать – «Грешный человече». Тоже визитная карточка ансамбля «Ихтис»?
А. Гусейнов
– Ну, она тоже получилась удачная такая, да…
А. Пичугин
– А можно о ней тоже в двух словах?
А. Гусейнов
– Ну, она очень такая – вот как раз Вы спрашивали о таком клиросном опыте – вот как раз в этих кругах я ее услышал…
А. Пичугин
– Тогда, тоже привет из 90-х?
А. Гусейнов
– Да, я крестился в 94-м, и как раз вот это все… И она как-то поразила меня тогда какой-то своей тавтологией, такой пронзительностью и, собственно, таким смыслом, говорящим о главном. Вот… И честно говоря, я даже не думал, что у нас так получится – как-то вот получилось так очень светло…
Очень строгий батюшка один – я просто смотрю по интернету, все ему не нравится – вдруг сам похвалил эту песню, я прямо удивился…
А. Пичугин
– А ему слишком бездуховно?
А. Гусейнов
– Нет, ну он вообще ко всему строгий, понимаете – все у него строго, все прямо… А тут вдруг говорит: слушайте, хорошая у вас получилась песня… Я думаю: ничего себе… А он не духовник мне, никто, просто я со стороны боялся с ним пересекаться – потому что… Ну, есть такие люди, которые строгие – я сейчас не хочу сказать «вредные», но строгие. А тут вот – на тебе, и так прямо порадовало…
Друзья, я отвлекся немножко – послушайте, я надеюсь, вам понравится…
А. Пичугин
– И приходите на наш «Светлый концерт»…
А. Гусейнов
– Да, приходите на «Светлый концерт» – там действительно список участников очень интересный. Я хотел бы обратить ваше внимание на группу «Ладони» – я вообще признаюсь, что я сделал все, чтобы они попали в свое время на радио «Вера», потому что для меня Макс – он современный Есенин в общем…
А. Пичугин
– И найдите эфир с группой «Ладони»…
А. Гусейнов
– Да, и послушайте, особенно одноименную их песню «Ладони» и «Распутица»…
А. Пичугин
– 21 октября приходите в «Крокус» к 8 вечера. В 8 вечера начало концерта, а чуть раньше, часа за полтора, ведущие и те люди, которые делают радио «Вера» – мы там будем, будет возможность пообщаться, поговорить, обсудить радиостанцию, посмотреть друг на друга, что очень важно… И ансамбль «Ихтис», «Калинов мост», Александр Иванов, Антон и Виктория Макарские, «Ладони» и многие-многие другие замечательные артисты выйдут в этот день на сцену, чтобы встретиться с вами…
Спасибо, Адриан Гусейнов…
А. Гусейнов
– Спасибо, дорогие…
А. Пичугин
– Руководитель ансамбля «Ихтис», педагог, музыкант; я – Алексей Пичугин; прощаемся – до встречи!
А. Гусейнов
– До встречи 21-го…
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе