«Творчество и вера». Адриан Гусейнов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Творчество и вера». Адриан Гусейнов

* Поделиться

У нас в гостях был педагог, музыкант, руководитель Ансамбля «ИХТИС» Адриан Гусейнов.

Мы говорили с нашим гостем о том, как для него связаны вера и музыкальное творчество, о преподавании детям основ православия, а также об участии Адриана в «Светлом концерте» Радио Вера.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

– Дорогие слушатели, здравствуйте! «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать. Вот мы с вами встречаемся, и все ближе и ближе наш светлый концерт – «Светлый концерт» пройдет 21 октября в «Крокус Сити Холл» в Москве, на замечательной площадке. «Крокус Сити Холл» уже не первый раз нас принимает, и мы с удовольствием туда возвращаемся. В 8 вечера начнется сам концерт, в котором примет участие ансамбль «Ихтис»… И я сразу представляю нашего сегодняшнего гостя – это руководитель ансамбля «Ихтис», педагог Адриан Гусейнов. Здравствуйте!

А. Гусейнов

– Добрый вечер!

А. Пичугин

– Здравствуйте, добрый вечер… И помимо «Ихтис» – «Калинов мост», Антон и Виктория Макарские, «Кукушкин баритон», Юта, Александр Иванов, Валерия, Ольга Кормухина, Зара и многие-многие другие. Приходите – ваши любимые артисты собираются вместе, чтобы вы могли посмотреть друг на друга и пообщаться, пообщаться в том числе и с сотрудниками радио «Вера» – мы с 6 вечера в холле «Крокуса» будем вас ждать. Будет возможность поговорить о жизни радиостанции, что-то спросить, что-то рассказать, обменяться впечатлениями – в общем, мы будем очень и очень рады, если вы к нам в «Крокус Сити Холл» придете. Ну и отдельно я также отмечу, что средства, которые собираются за билеты – они будут направлены на помощь переселенцам с Донбасса.

Сегодня поговорим про ансамбль «Ихтис», про участие в светлом концерте, про творчество, ну и, конечно, про педагогическую деятельность Адриана – об этом, мне кажется, мы еще в рамках «Светлых вечеров» не говорили, хотя Адриан к нам много раз приходил. Я помню, когда радио «Вера» еще только-только началось в 2014 году, вышло в fm-диапазон – тогда же вышел диск ансамбля «Ихтис» – альбом, спродюсированный радио «Вера». И вот как раз тогда, мне кажется, вот это плодотворное сотрудничество началось и продолжается по сию пору, чему мы все очень рады.

А как сам «Ихтис» начинался? Вдруг кто-то с вами еще не знаком, или, например, слышал композиции в эфире радио «Вера», но не было возможности что-то узнать про ансамбль…

А. Гусейнов

– «Ихтис» начался с нашей такой братской дружбы с виолончелистом Петром Акимовым. Мы с ним как-то начали исполнять такие народные, казачьи песни, и попали на неделю русской культуры в Сербии, в Белграде – и там познакомились с певицей и общественным деятелем Иваной Жигон. Она услышала в нашем исполнении вот эту песню, которая сейчас популярна – «Вера наша», и она предложила нам сделать совместно вот такой… это был целый проект действительно, не просто клип…

И мы согласились, конечно. Но знаете, самое главное, что мы увидели в Сербии – это как можно народный материал вот фольклорный подавать для молодежи. Там удивительно, смотришь: едет молодой человек в хорошей машине, открыты окна – а у него звучит не попса, а именно какая-нибудь… трубы сербские, или еще что-то…

А. Пичугин

– Да, это очень…

А. Гусейнов

– И вот мы тогда решили и поняли, что это возможно… И там же, в Сербии, в этой же поездке был Миша Смирнов с нами, перкуссионист – и он сказал, что если мы всерьез, то в общем, он встает с нами. И как сказал Петр, «когда обрелась третья точка»… Любая устойчивая конструкция начинается, в общем, с трех точек… Вот так мы, в общем, и решили… То есть, «Ихтис» зародился на ночной улице Белграда…

А. Пичугин

– Над ночным Белградом, да… Я тоже, часть жизни у меня связана с Балканами… Пожалуй, больше нигде я не слышал, действительно… Едешь в машине, переключаешь радиостанции – и добрых две трети радиостанций музыкальных будут транслировать музыку… Даже если это популярная какая-то музыка, она все равно несет в себе какие-то элементы популярной культуры – ты это ни с чем не спутаешь никогда…

А. Гусейнов

– Да, и они этого как-то не стыдятся – все, в общем, гармонично, без надрывов… Нам это очень понравилось!

А. Пичугин

– Я даже помню какие-то ранние годы посещения тогда еще Югославии… Я покупал какие-то кассеты в белградских… не белградских даже, не помню, в каких-то переходах… Это группа «Биjело Дугме» очень популярная, которую Горан Брегович когда-то основал – ее называли даже любимой группой Тито… А как это воспринималось в России тогда? Потому что… Это какой год примерно?

А. Гусейнов

– «Вера наша» снималась в конце 2000-х; а уже «Ихтис», первый наш концерт, был в 2012 году – в России имеется в виду, первый концерт Рождественский был в 2012 году…

А. Пичугин

– Я думаю, что это все-таки ложилось на благодатную почву, потому что лет за 8 до того я вдруг ощутил, что в Москве – причем на таких неплохих площадках, в клубах – стала исполняться народная музыка. Не обязательно русская народная – ну, это и Балканы были, и это была самая разнообразная этника – и это очень популярно было…

Я помню, что в доброй половине тогдашних групп играл мой очень хороший товарищ, который сейчас, кстати, в Черногории живет – Костя Федоров. И вот Костя Федоров нас таскал по всем этим клубам и коллективам, где он выступал – он мультиинструменталист. И вот я вдруг понял, что у людей есть запрос на это. И я думаю, в 2011-2012 году этот запрос только вырос…

А. Гусейнов

– Да… Ну тем более, мы взяли такой вектор… при таком стиле – мы стеснялись того, что мы «церковники», и в общем… А то, что Вы говорите – это просто надо шляпу снять и сказать пару слов добрых о Сереже Старостине, который у вас тоже бывает здесь в гостях…

А. Пичугин

– Да, бывает…

А. Гусейнов

– Удивительный, конечно, человек… И Котов Андрей…

А. Пичугин

– И он тоже…

А. Гусейнов

– Да, и они много сделали для этого – не просто филармоническое, а народное такое, глубокое искусство… Вот. И могу сказать, допустим, что больше всего и Котов, и Старостин оказали свое влияние на меня, безусловно. И Сережа это знает – мы уже с ним давно дружим тоже. Единственное, чем мы отличаемся – мы прямо в лоб…

А. Пичугин

– Проповедовали – не проповедовали?

А. Гусейнов

– Не проповедовали… Ну да, мы избегаем себя прямо миссионерами называть. Но вместе с тем нам стало противно стесняться этого, и мы вот так, как можем… Вроде пошло хорошо…

А. Пичугин

– Этому же предшествовали еще годы клироса?

А. Гусейнов

– Да, да, с 1994 года клирос… Это тоже, конечно, наработка материала… Потому что понятно, что между служб там, или какие-то праздники – все время какие-то песни пели народные, и оттуда багаж, в принципе, большой вышел. Вот сегодня в эфире у вас будет звучать «Грешный человече» – такие песни набирались именно оттуда, из околоклиросного пространства…

А. Пичугин

– Ну и в 90-е годы все-таки… Не то что люди были не готовы, но наверное, было какое-то количество церковных людей (или воцерковлявшихся тогда), которым все это было интересно, для которых это было таким вот логичным освоением нового пространства…

А. Гусейнов

– Да, в этом смысле не скрою, что я немножко скучаю по 90-м годам, по  тому огню, который в нас был, неофитскому… Мне и сейчас интересно жить, но просто иногда в качестве такой ностальгии я вспоминаю прямо с улыбкой и с теплом это время…

А. Пичугин

– Но в интервью «Правмиру» Вы как-то говорили, опять же… Вы говорили, что вы – «церковники», и поэтому любая композиция, которую вы исполняете – она духовна, и дальше уже неважно, из какой традиции и культуры она… Не то чтобы неважно – но они приходят из совершенно разных традиций, культур… Это не только Балканы, не только Сербия…

А. Гусейнов

– Да-да… У нас как бы очень такой вот…

А. Пичугин

– Разнообразный христианский мир…

А. Гусейнов

– Да, мы исполняем песни православных народов мира – не только, но в основном православных народов мира. Если это не православные – то я как бы просеиваю на тему там… искажений нет ли каких-либо…

А. Пичугин

– Ну, там, на самом деле, мне кажется, вряд ли…

А. Гусейнов

– Вы знаете, есть… исторические искажения, но они очень умилительные – причем это у болгар и у греков там… Богородица родила Младенца, пошла вниз по Иордану и встретила Иоанна Крестителя – хотя мы знаем, что он всего на полгода был старше Младенца – и попросила Его крестить…

А. Пичугин

– Ну, это очень умиляет… Я думаю, многие смотрят какую-то там «Голубиную книгу», да…

А. Гусейнов

– Да…

А. Пичугин

– А она насыщена такими сюжетами, что… ну, если ты знаком с текстом Евангелия, ты понимаешь, что этого там не будет никогда – это не оттуда история. Но она настолько переработана в народном сознании, причем переработана с любовью, что…

А. Гусейнов

– С любовью… Кстати, я вспомнил, что я хотел сказать – вторая мысль про 90-е. Мне еще посчастливилось… Сейчас уже очень многих людей нет того времени. Сейчас открою небольшой секрет – мы сейчас пишем (опять же, при помощи радио «Вера») третий альбом – давно его пишем, нас уже все ругают, много лет его ждут… Ну если Господь благословит, уже к весне он выйдет.

И там мы немножко отклонились от такой нашей чисто церковной линии. Он у нас… как бы такое рабочее название – а может, оно и останется – «Мужские песни». Я почему о нем вспомнил? Там, например, песни такие застольные красивые, и некоторым мы вернули старое содержание, которое было.

Вот я, например, в 90-х годах – благодарю Бога, что я успел услышать – есть такая песня знаменитая «Вниз по матушке по Волге». Она, в общем, как-то так заканчивается непонятно… А в старом изводе…

А. Пичугин

– А я не помню, как она заканчивается?

А. Гусейнов

– Ну, что вот он в красной шитой рубахе стоит – хозяин, и говорит, мол: налегайте, братцы, на весла… И как бы непонятно, чего в итоге. А заканчивается на самом деле – я от старых иконописцев московских услышал, в их кругу они пели на каком-то застолье – вот, значит, на носу корабля стоят хоругви, и там едут христиане… И тогда все это обретает смысл – что вопреки этим бурям с молитвой они преодолевают это…

Или «Ой, мороз, мороз» мы там поем – в полном варианте она очень красивая казачья песня… Ну, в общем, вы удивитесь, когда послушаете. Ну и так далее. И это я из 90-х тоже вытащил. Господь надоумил тогда записывать – отличающуюся часть вот этого фиксировать. А я потом удивился – почему я это все записывал? А вот чего…

А. Пичугин

– У меня была книжка в детстве, и где-то она лежит – прямо вот я бы ее с удовольствием сейчас достал, нашел – не знаю, где там она заложенная стоит… Это советское исследование народных песен, достаточно позднесоветское, где приводятся различные варианты песен, которые получили такое официальное народное распространение – с начала 20 века и вот до издания книги. И естественно, практически у каждой находился более ранний вариант, то ли на эту мелодию… Вот где эта книжка лежит – жалко, сейчас ее не найти…

А давайте мы обратимся теперь к музыке. Вы сказали, что «Ихтис» фактически начинался в Белграде с песни «Вера наша». И вот песня «Вера наша» – она же… А можно пару слов о ней?

А. Гусейнов

– Да, это песня святителя Николая Сербского. Я ее впервые услышал на… Вот мой близкий человек – Сергей Васильевич Харлов – церковный человек, он же режиссер – он устроил как-то в конце 90-х такой театральный фестиваль православных школ. И я помню там… по-моему, из Ясеневской гимназии, не помню точно – они просто в хоровом исполнении тихонечко исполнили… Она у меня запала, я ее сразу зафиксировал для себя, нашел текст, нашел сербский вариант исполнения…

И в общем, получилось так, что мы ее оживили вот такой инструментальной подачей. И в общем, Алексей, поверьте – получилось так, что мы даже стали популяризаторами ее в самой Сербии. Потому что когда мы увидели, как они ее исполняют – это было не очень зажигающе. А они вот в свою очередь… Ивана это почувствовала, и вот решила… предложила сделать вообще видео.

И когда мы сняли это видео… Там тоже так интересны все эти подводные задумки – там по задумке разрушенный храм, сербские дети; вот приходят русские; и они объединяются в храме; и храм уже, естественно, восстановленный – в другом месте снимался…

И вот разрушенный храм сначала планировалось снимать в Косово. А Ивана – она такая известная, общественный деятель… И потом нам какая-то разведка донесла, что косовары узнали и, в общем, приготовили нам встречу там, в кавычках… А Ивана, с одной стороны, такая смелая, с другой – с нами дети; решили не рисковать. И нашли в горной деревушке сербской разрушенный храм с удивительной историей… Там во время войны усташи захватили (это хорватские такие подразделения СС) захватили деревню, загнали всех сербов в храм, начали взрывать – не взрывать… минировать…

А. Пичугин

– А это нынешняя Сербия или нынешняя Хорватия? Потому что НГХ – это же территория независимого государства Хорватия, если уж мы совсем во времена Второй мировой войны обратимся…

А. Гусейнов

– Вот это я не могу сейчас точно сказать. Я помню, это в горах, мы куда-то долго ехали на машине из Белграда… Вот, да, и три раза переминировали – и когда храм не взорвался, приехали СС уже немецкие – и они оказались гуманнее… они людей выгнали, а храм все-таки заминировали – и тогда он взорвался. Поэтому сербы… это как-то для них удивительно, что так вот Господь…

Вот, и в этом храме мы снимали первую часть. И интересно, что во время съемок над ним появился крест такой, такое как будто перекрестие, если присмотреться – от центра лучи расширяющиеся…

А. Пичугин

– Не самолет пролетел?

А. Гусейнов

– Вот понимаете, многие говорят, что самолет – но он на наших глазах так и исчез… И интересно, что расширялся от центра… Ну, кто не верит – говорит, что самолет… А доказывать чего?

А. Пичугин

– Ну да…

А. Гусейнов

– Вот… И когда мы его сняли, он такой… в общем, резонанс по православному миру пошел очень большой. И в общем, в некотором смысле стал такой нашей визитной карточкой. Мы его исполняем и на русском, и на сербском. Ну и мы избалованы уже тем, что в последние года мы исполняем его вместе с залом зрительным – в общем, нам все подпевают…

А. Пичугин

– Я думаю, что постоянные слушатели радио «Вера» сейчас в машине, может, где-то едут с работы домой и тоже подпоют с удовольствием. Песня «Вера наша» в исполнении ансамбля «Ихтис», художественный руководитель которого, Адриан Гусейнов, сегодня в программе «Светлый вечер».

А. Пичугин

– Друзья, напомню, что сегодня в гостях у программы «Светлый вечер» – Адриан Гусейнов, художественный руководитель ансамбля «Ихтис». И мы говорим про историю ансамбля, говорим о музыке… И конечно же, рады пригласить вас на наш «Светлый концерт» – ваши любимые артисты в «Крокус Сити Холл 21 октября в 8 вечера выйдут на сцену. Среди гостей – конечно же, ансамбль «Ихтис», группа «Ладони», Александр Иванов, «Калинов мост», Светлана Феодулова и многие-многие другие замечательные люди, замечательные исполнители, которых объединяет вера… и радио «Вера», в том числе. Чуть раньше, где-то, наверное, с шести – половины седьмого в фойе «Крокуса» ведущие радио «Вера» тоже появятся и с удовольствием пообщаются с вами – обсудят и радиостанцию, и какие-то новые идеи, проекты, и с удовольствием выслушают ваши пожелания.

И вот возвращаясь, знаете, к теме того, что вы поете различные песни, песнопения православных народов, но иногда и неправославных – мне кажется, что когда это идет из глубины народного сознания, то тут какое-то высокое богословие действительно уступает чувствам, уступает место чувствам… И вряд ли будет сильно отличаться песня из какой-нибудь католической деревушки, католической… сельской местности итальянской… и песня, написанная где-то на Балканах или там в российской глубинке…

А. Гусейнов

– Да, вы знаете, у нас в «Рождественском альбоме» есть как раз латинская песня – «Gaudete». Ну там в каком смысле, понимаете… Вот когда есть прямо явные народные – вот мы с вами сейчас говорили: Богородица, Младенец, Иоанн-Креститель… Это такое, это с любовью, в общем – не догматическое искажение. Я про себя, допустим, вот «Gaudete» просеял на тему филиокве – я бы не хотел, чтобы прямые ереси как-то проходили – ну, простите меня, слушатели, за эмоцию такую – как-то для меня… Я всегда мучаюсь перфекционизмом и других мучаю…

А. Пичугин

– Кстати, знаете – проходите в наших народных песнях точно так же…

А. Гусейнов

– Да, прохожу… Я вам могу рассказать про одну песню… Мы с одной певицей пели песню, и там вдруг сюжет – что на горе стоит храм, и во храме три гроба, и что в первом Иисус Христос, а во втором Богородица… Я говорю: стоп, стоп… Как это? Христос Воскрес! Я не буду ее петь… И я не стал ее петь. А она древняя, народная… Я в этом смысле не очень легкий пассажир…

А. Пичугин

– И они же… В народном православном сознании это легко укладывается… Мне кажется, таких много материалов можно найти…

А. Гусейнов

– Ну вот я как-то стараюсь…

А. Пичугин

– А как вы вообще ищете материал?

А. Гусейнов

– А они как-то сами приходят. Они как-то сами приходят… Тем более, кто вот как-то знает нашу жизнь, стиль, кто-то мне присылает – а вот посмотрите, а попробуйте… Я некоторые выбираю очень интересные вещи – молдавскую вот прислали, мы в Рождество записали… Вот так по интернету… Где-то я сам натыкаюсь на что-то… Где-то я натыкаюсь и понимаю, что это уникальный случай, и если я сейчас не зафиксирую, то она уйдет, и я уже не найду. Вот, например, болгарская «Замъчи се Божа Майка», где как раз этот сюжет с Богородицей – я случайно в ютубе и понял, что… я сразу ее зафиксировал, потому что понял, что я бы не нашел ее потом. Ну вот по-разному…

А. Пичугин

– А вы при этом можете сказать, что вы говорите на языках…

А. Гусейнов

– Это было бы круто! (смеется) Мы поем на 11-12 языках, чтобы на них всех говорить… Конечно, я изучаю перевод, изучаю произношение… Конечно, нет – было бы очень круто, если бы я владел…

А. Пичугин

– Я помню, Псой Короленко – у меня товарищ хороший как-то оказался с ним в одной компании, и думает: чего же спросить? И говорит: «А Вы на всех языках говорите, на которых поете? Он говорит: «Да, на большинстве говорю». Тот: «Вау, надо же»…

А. Гусейнов

–  Ну да, он поет на русском, иврите…

А. Пичугин

– На идише он поет, на английском он поет… Не, ну много…

А. Гусейнов

– 4-5 языков…

А. Пичугин

– Ну это же изначально он в первую очередь филолог, поэтому…

А. Гусейнов

– Ну да… Когда ты «обкатываешь» эти песни на языках, на которых даже не говоришь – ты уже настолько понимаешь, о чем они, что ты… Это ты песню понимаешь – ты понимаешь прямо, что за слова ты произносишь… Это в начале сложнее, когда ты изучаешь…

А язык – нет, это уже… Я как-то хотел в семинарии на экзамене по латинскому как раз песню выдать – но хитрость моя не прошла (смеется). У меня «четверка» по латыни…

А. Пичугин

– А много ли у вас случается таких поездок к тем людям, чьи песни вы поете? Ну, не только в России, соответственно – в Болгарии, в Сербии, в Черногории...?

А. Гусейнов

–  Ну, к сожалению, не очень много. Вот мы в Сербии выступали, в Черногории. А в Болгарии у нас не было… Нет, не очень много. За рубежом, собственно… Ну вот в Алании мы еще были – но там русская община (имеется в виду турецкая Алания)…

А. Пичугин

– Ну, турецкая Алания – там большая русская община, знакомый настоятель храма там…

А. Гусейнов

– Отец Константин Чеченов…

А. Пичугин

– Отец Константин, да… Хорошая такая община…

А. Гусейнов

– Вот он нас приглашал… А так – нет… Мы вот по республикам часто – нас приглашают – в Якутию вот несколько раз ездили… Но вот на Украине не были, в Белоруссии не были – хотя белорусы нас очень хотят, они каждый раз… Но пока никто не возьмется это все организовать. Это непросто – нас много…

А. Пичугин

– А знаете, у меня почему-то вопрос возник…

А. Гусейнов

– Извините, перебью – но архиереи, которые наши архиереи в наших национальных республиках российских, как вот в Якутии – они почему нас стараются приглашать? А чтобы показать тем же якутам или кому-то еще, что православие – оно наднациональное… И при этом – русское пространство вмещает в себя все народы. И вот это работает!

А. Пичугин

– Как раз про национальные республики мне стало интересно. Кавказ… Ну, понятно, что в основном ислам, да. Но при этом там народные традиции не просто очень хорошо укоренены – понятно, что укоренены; но они очень хорошо еще вследствие этого, мне кажется, воспринимают какие-то другие традиции, если они к ним в гости приходят. «Ихтис» может приехать в Дагестан, например, и исполнить свою программу, и это будет интересно не православным Дагестана, а это будет интересно мусульманам…

А. Гусейнов

– Ну, вообще да, нас слушали… Тут вопрос только, кто это будет организовывать. Я имею в виду… Не было такого, чтобы, допустим, наш концерт организовывали мусульмане…

А. Пичугин

– А кстати, это было бы интересно…

А. Гусейнов

– Но если бы они, допустим, присутствовали в зале – ничего бы такого, что бы вызвало у них негатив, не было…

А. Пичугин

– Так они… Когда мы говорим… Дагестан – хороший пример, потому что там много людей, которые очень хорошо воспринимают соседние культуры, и которые не в штыки это будут принимать, а которые придут, прочувствуют, будут благодарны…

А. Гусейнов

– Именно в Дагестане – я там не был ни разу, но то, что я слышал – да, это удивительно… При всем при том, что там… Это Дербент, самый древний город, о них говорит Коран, у них мечеть древнейшая…

А. Пичугин

– У них мечеть, кстати, знаете – из храма перестроенная…

А. Гусейнов

– Мечеть Дербентская?

А. Пичугин

– Да…

А. Гусейнов

– Нет, не знал…

А. Пичугин

– По последним исследованиям – никто не знает, что это за храм, но – это изначально какая-то христианская базилика…

А. Гусейнов

– Вот у них осталось как-то уважение к христианству. И там вот среди них… Ну, если не иметь в виду какие-то элементы, зараженные радикализмом…

А. Пичугин

– Нет-нет, мы вообще не про это, не про радикалов…

А. Гусейнов

– То там вполне себе мирно… Я даже прямо удивлен был…

А. Пичугин

– Напомним, друзья, что сегодня у нас в программе – Адриан Гусейнов, лидер ансамбля «Ихтис», который, я думаю, нашим постоянным слушателям (и не только постоянным слушателям) прекрасно знаком. Ну вот «Ихтис» действительно сейчас очень популярен. Я от разных своих знакомых, в том числе достаточно далеких от церкви, от православия, слышу, что «Ихтис» очень тепло принимается ими…

Мы буквально через минуту вернемся в нашу программу, продолжим говорить о музыке и о педагогической деятельности Адриана Гусейнова – потому что о ней мы еще, кажется, в «Светлых вечерах» не говорили – тоже интересная очень сторона его жизни… Ну и напомню также, что 21 октября в 8 вечера мы всех ждем на наш «Светлый концерт», который пройдет в «Крокусе».

А. Пичугин

– Друзья, возвращаемся в нашу программу. Напомню, что художественный руководитель ансамбля «Ихтис», педагог Адриан Гусейнов сегодня вместе с нами…

И мы напоминаем, что 21 октября радио «Вера» приглашает всех в «Крокус». В 8 вечера. Даже чуть раньше – там в пол-седьмого примерно в фойе «Крокуса» мы будем вас ждать, чтобы поговорить с вами о радио «Вера», послушать вас, посмотреть друг на друга…

Ну а в 8 вечера на сцену выйдут замечательные артисты – это ансамбль «Ихтис», группа «Ладони», Александр Иванов, «Калинов мост», Антон и Виктория Макарские, «Кукушкин баритон», Зара, Светлана Феодулова, Ольга Кормухина, Валерия и многие-многие другие – список артистов у нас пополняется. Даже вот буквально за несколько дней до концерта мы всех-всех не назовем, но это действительно будет грандиозное зрелище. Мы уверены, что вы останетесь довольны тем, как проведете вечер.

Ну, и также напомню, что прибыль от концерта пойдет на помощь людям, которые сейчас вынуждены были уехать с Донбасса и живут в России.

О педагогической деятельности. Знаете, у нас сейчас еще 2023 год грядущий объявлен годом педагога. Сейчас много говорят про образование, этому уделяется большое внимание, есть даже национальный проект «Образование», и по всей стране учителя, педагоги могут повышать свою квалификацию, получать методическую поддержку, участвовать в работе создающихся на базе педагогических вузов педагогических «кванториумов»…

А вот есть ли для преподавателей духовных предметов или основ православной веры (оказывается, у нас «основы православной веры» – вот мы с Адрианом выяснили, я не знал, например, что это так называется) – такие возможности повышать свою квалификацию? И как Вы вообще воспринимаете воспитательную функцию школы и педагога?

А. Гусейнов

– Да, безусловно, есть. Это, как правило, такое все концентрируется на «Рождественских чтениях» – там отдельная есть секция по этим методикам вот, методички там всякие интересные, вот… Но знаете, важно, чтобы носители этого всего – конечное звено, которое непосредственно с детьми – чтобы вот здесь было все интересно. Интересно! Потому что хуже всего, когда вот эти серьезнейшие вещи преподносятся скучно и занудно. Вот прямо сердце болит, когда сталкиваешься с таким. С одной стороны.

С другой стороны, я понимаю, что хочется подойти и обнять такого педагога, потому что понимаешь, что у него нет огня – знания есть, а огня не хватает…

А. Пичугин

– Вы знаете, здесь дело даже не в огне… Дело, кажется, в том – если мы говорим про общеобразовательные школы, вот про ту ситуацию, которую я сам наблюдал, когда… Ну, есть у нас несколько базовых предметов, которые ученик может выбирать – основы светской этики, православная культура, ислам, иудаизм… Я, честно говоря, не общался с теми, кто преподает…

Да, собственно, те же самые люди, которые и православную культуру преподают… Они делают это в нагрузку к другим предметам! Вот им говорит завуч: «Светлана Петровна, ты литературу преподаешь, русский преподаешь, у тебя вроде бы все это как-то связано с культурой – вот и ОПК тоже на тебе»…

А. Гусейнов

– Да, для наших слушателей давайте тоже уточню – что в светских школах есть предмет «основы православной культуры», а в православных общеобразовательных школах этот предмет называется по-другому – «основы православной веры». Собственно, это заменило прежнее название – «Закон Божий», чему я очень рад. Потому что «Закон Божий» – это название, пришедшее к нам из протестантского мира, и оно мне по сути никогда не нравилось, в этом есть какая-то подневольность – закон, наручники – простите за такое…

А. Пичугин

– Да не, ну оно действительно так…

А. Гусейнов

– А основы православной веры – оно прямо… Я вот еще думал до введения этого, как бы я назвал – я думал «основы православия». А тут, в принципе, основы православной веры – тоже хорошо, поэтому очень рад, да.

И то, что основы православной культуры часто даются таким педагогом, не имеющим отношения к этому, просто как бы в нагрузку – это, конечно… вследствие этого – отсутствие вот этого огня.

А вот когда в православных школах, где человек в теме, дается преподавание основ православной веры, а вот этого огня он не додает… Ну понимаете, требовать огня от людей нельзя, но надо все-таки, чтобы это было интересно. Это касается любых наук. Вот если ты любишь математику – действительно любишь, и ты можешь это передать – у тебя дети будут любить эту математику. Ну, если ты заинтересован, чтобы они ее полюбили, а не просто вызубрили…

А. Пичугин

– Да, а «Закон Божий» – действительно звучит как что-то подневольное… И это пришло просто к нам из дореволюционного образования, из дореволюционных гимназий. А мы все-таки выросли частично на советских книжках, которые рисуют… Да они справедливо достаточно рисуют этот образ не очень хорошо образованного священника с розгой, который заставляет ребенка штудировать, учить и на горохе стоять, если нет, эту книжку…

А потом, я тоже хорошо помню – может, слушатели давно церковные со мной не согласятся, но – книжка «Закон Божий» Слободского, при всем уважении к протоиерею Серафиму Слободскому, сама эта книга морально устарела…

А. Гусейнов

– Она не просто морально устарела, там богословские есть уже устаревшие вещи, не отражающие современной действительности… И вот современные богословы, кто обратил на это внимание, они нам указывали на это в семинарии, конкретные вещи… Ну, там про первую материю, которая, получается, что совечна Богу была, если она до сотворения времени и пространства… Там есть вещи, действительно… Она все равно… Там есть много полезного, но есть какие-то вещи, которые уже действительно… они не отражают истину, если так уж прямо сказать…

А. Пичугин

– А что взамен?

А. Гусейнов

– Причем важно знаете что подчеркнуть? Это не потому, что что-то поменялось в нас. Нет. А обнаружили как раз от древних знаний святых, что это несовпадение со святоотеческим как раз…

Взамен – вот наши с вами рассуждения о том, что что-то устарело… Слава Богу, Вы же тоже богословское образование получали. Нам с Вами преподали это – что там есть уже не актуальные положения, и мы это должны нести в люди, в народ…

И Вы знаете, Алексей… Я правда… Вот у нас прямо нехватка… Я вот сегодня к вам ехал на такси, и человек вот начал вещать совершенно… Я долго молчал, а потом говорю: «Вы знаете… Можно, Вы готовы слышать?». Он там про апостолов что-то… Я говорю: «Вы знаете, Вам просто, может, не посчастливилось попасть… Сейчас вот у Вас пассажир – человек богословски образованный, а Вы неправильно говорите… Вы хотите немножко стать образованнее? Извините, что я Вас так…». Он говорит: «Что Вы имеете в виду?». А я ему рассказал когда, почему каждый евангелист… в чем его особенности – и он как-то… ему неловко стало, он пристыдился, поблагодарил…

Вы знаете, вот действительно – нам необходимо просвещение! Причем это будет звучать странно, да – народ как бы крещен, но не просвещен – все это мы знаем… Но нам необходимо народ просвещать именно богословски! Вот это странно, но это именно так. Хотя бы вот… Я стараюсь это делать – Господь мне дал такую возможность…

Это не реклама, это просто пользу может принести – можно в интернете посмотреть цикл передач «Быть человеком». Это мои беседы с подростками на разные темы. У меня там, знаете, родился такой своеобразный сплав из догматического богословия и антропологии какой-то православной. В принципе, получилось неплохо, все хвалят. Ну и получилось не только для подростков – в общем, пишут, что всем это нравится…

Не хвалю в этом случае себя – сам диву даюсь, как у меня что-то такое получилось. Но вместе с тем, в общем, надо стараться… Потому что молодежь – им это становится интересно когда: когда ты актуализируешь для них это. Например, как?

Вот Вы сейчас сказали, что мы будем про педагогику говорить – я на опережение, получается, немножко иду. Вот мне дали 11-й класс – вот они в 10-м классе сдают экзамен по ОПВ (основам православной веры), и в 11-м мне их отдают в «свободное плавание». Я для них составил такую программу своеобразную – в первом полугодии я им даю основную конструкцию нашего богословия; а во втором полугодии я прихожу на уроки в виде какого-то там старообрядца, католика, и «громлю» их православную веру. И они должны, в общем, защитить ее. И когда происходит катарсис, когда вот они уже…

А. Пичугин

– Ну, для этого Вы должны очень хорошо сами готовиться и разбираться в основах, которые там исповедуют старообрядцы, католическую догматику…

А. Гусейнов

– Конечно, конечно. Но я не просто схоластику – я это оживляю для них. Конечно, конечно… И дальше, когда уже происходит катарсис – я уже даю ключевой ответ им. Я могу «сажать в лужу» типа… И они понимают, как это делается, как это мусульмане могут делать…

Но при этом я подчеркиваю, что это надо делать с любовью! Потому что один раз мне потом прилетело. Я узнал, что мои ребята ходили по городу Троицк и наткнулись на иеговистов, которые продавали книги… В общем, они их довели до того, что они их в следующий раз увидели и убежали… Я говорю: «Ребят, чего вы добились? Они любви не почувствовали от вас. Они почувствовали горделивых таких вот «типа мы все знаем»… Тем более, вы не все знаете»…

А. Пичугин

– Это возраст такой, видите…

А. Гусейнов

– Да, понятно; но очень важно говорить им, что так не надо… Надо с любовью, надо с любовью… Потому что мы – медь звенящая, как говорит апостол Павел, без любви…

А. Пичугин

– А тут интересно…

А. Гусейнов

– Извините, Алексей – тут очень важно знаете что? Очень важно, что они поначалу не верили, первые (я уже много лет), что это будет актуально в университетах, в институтах. Потому что молодые протестанты – они очень заточенные, они неравнодушные, они знают Священное Писание. Молодые мусульмане – они тоже неравнодушны. И вот уметь с ними с любовью говорить на эти темы – это надо уметь.

И потом пошла обратная связь – они благодарят, они говорят: это действительно работает!

А. Пичугин

– Я много думал о том, что для молодого… что же может привлечь молодого человека к вере? Даже если он воспитывался в церковной семье, даже если его с детства водили в храм, наступает как раз тот самый возраст детей, которые к вам приходят – 10-й, 11-й классы, или это раньше начинается – когда он начинает задавать себе вопросы, и на основании этих вопросов приходит к тому, что Бог ему не нужен сейчас, церковь ему не нужна – он и так постигает мир без этого… Что это, извините за бедность речи, такой устаревший марксистский термин – за надстройка, которая для него не важна?

Я помню, что я на эту тему читал… Не помню уж, кто это был – кто-то из прихожан Антония Сурожского, живущий в Лондоне, где он описывал быт храма – лондонского собора… И он говорит, что это нормальная история – когда ребята в 12, 14, 15, 17 лет из церкви уходят, а в следующий раз мы их видим, когда они уже приходят сами со своими детьми и семьями. Когда у них начинаются вопросы, на которые они… вернее, они уже сами начинают находить ответы в христианстве.

И вот я как-то, долго думая про это, понял, что до определенного возраста это не будет верой подростка или ребенка – это будет верой его родителей. И он даже если сам приходит в церковь – это скорее по инерции. И только когда он – возможно, через отрицание, возможно, нет – придет к своей собственной вере, тогда это случится его личная встреча с Богом. Но можно ли его через школу привести – вот это вот вопрос…

А. Гусейнов

– Не через школу, а через общение…

А. Пичугин

– Через общение…

А. Гусейнов

– Можно, можно. Здесь, понимаете, наука в чем? Надо всячески избегать того, что это вот – прежде всего, в семьях, конечно – что это вот «повинность», на службу в воскресенье утром… Надо вот как-то…

Мне очень понравилось, как-то отец Владимир Воробьев в свое время – я давно-давно услышал у него такую историю – что их мама водила маленькими ко причастию в воскресенье, и она называла это праздником. Маленькие – то есть, они не стояли всю литургию, не мучились – она их приводила ко причастию, и это был праздник. И она даже наказывала тем, что лишала праздника, если… И для них это было прямо горе, если вот сегодня «не праздник»…

И мне это так понравилось! То есть, наоборот – чаша становится вожделенной с детства! А это очень важно… Вы знаете…

А. Пичугин

– Но это не отвечает на вопрос, что если в 14-15 лет…

А. Гусейнов

– А я сейчас начал специально с младенцев знаете почему? Это очень важно – запахи, восприятие праздника, где, в какой… Я на секунду отвлекусь – я в детстве, младенцем разревелся – тетка моя рассказывала – мама куда-то ушла в магазин… И она не могла меня успокоить! В итоге она вдруг додумалась – она взяла халат мамин, и вот стороной, где грудь, где запах молока, вывернула, поднесла мне к носу – и я сразу вырубился…

Понимаете, детское восприятие – это когда мы мир познаем через запахи, через все – и вот для младенца праздник в храме – запах ладана, звон… И вот этот праздник – сначала надо какой-то… хотя бы полчаса, да. И это с детства впитывается детьми. Не зря многие же… Толстой там говорил, что до трех лет то, что воспитал – то воспитал…

А дальше, когда уже начинаются подростковые все эти пубертаты, сомнения, все… Если у него база – любовь вот эта в церкви, то, как Иоанн Златоуст говорит, вы не смущайтесь, вы, говорит, сейте – а там оно взойдет…

Другое дело, что все-таки педагогическое искусство, православное… Ну, в принципе, оно состоит в том, чтобы дать ему, помочь ему пройти этот период сомнений, и актуализировать, сделать это его, его…

А. Пичугин

– Частью какой-то личной истории…

А. Гусейнов

– Его инструментарием, да, его личной историей… И даже вот здесь, не скрою, здесь немножко провокационные есть моменты, когда… Ну здесь надо прямо аккуратно, чтобы они не увлеклись вот сравнительным богословием – в чем вот разница, «а у нас вот так»… Вот это их немножко увлекает, азарт – но надо, чтобы это вот в этом возрасте… Сравнительное богословие очень помогает; но вместе с тем – чтобы всегда, всегда это осолено было все любовью…

А. Пичугин

– Я тут тоже знаю несколько примеров, когда люди, вышедшие из церкви в силу возраста определенного и не вернувшиеся в нее – тоже они с младенчества были воспитаны в традиции, как они говорили…

А. Гусейнов

– Вопрос – как…

А. Пичугин

– К сожалению, там примеры были не очень хорошие – ну, понимаю, что по-разному бывает… И до сих пор, знаете, вот запах ладана – того, из конца 80-х – начала 90-х там, пименовского ладана…

А. Гусейнов

– Да…

А. Пичугин

– Такого софринского (смеются) – он что-то в любом из них такое теплое из детства может пробудить. Как мне говорила одна моя приятельница, «я до сих пор с закрытыми глазами всю литургию спою» – но это абсолютно теперь не ее история…

А. Гусейнов

– Да… Не ее история – до поры до времени…

А. Пичугин

– Ну, может быть… Но годы идут, и вот это все у нее продолжается… И у меня плеяда таких знакомых!

А. Гусейнов

– Есть, есть… Алексей, я в этом смысле…

А. Пичугин

– Причем это замечательные люди, у них замечательные семьи! Но вот как-то, видимо, я на этот вопрос отвечаю так: ну, во-первых, они свою веру не обрели еще, а во-вторых, они… в детстве их перекормили!

А. Гусейнов

– Ну вот! Либо травма – либо заставляли, что-то такое… Я иногда встречался с такими случаями – просто волосы дыбом, думаю: человек, что ты делаешь…

А. Пичугин

– Друзья, напомню, что в гостях у светлого радио сегодня – Адриан Гусейнов, педагог, музыкант, лидер ансамбля «Ихтис». Я думаю, всем вам хорошо знакомого. Тем более, в ротации, в эфире светлого радио играет не одна композиция «Ихтис», и альбомы «Ихтис» в сотрудничестве с радио «Вера» созданы… два, да?

А. Гусейнов

– Два пока… Вот Бог даст, может третий…

А. Пичугин

– Третий к весне появится, надеемся… Давайте к музыке тогда вернемся. Третий альбом, Вы говорите, будет не только духовные песни содержать. Можно поподробнее про него?

А. Гусейнов

– Там даже не будет духовных песен как таковых. Там будет… рабочее название, я уже говорил – «Мужские песни». Это такие песни, которые вот за столом можно петь в хорошей компании. Только мы немножко… Опять же, в нашем стиле, чтобы молодежи это было интересно – не просто академическое там… «Жило двенадцать разбойников» по голосам – нет, все ближе к народу. И вместе с тем, многие песни мы «вытащили» благодаря некоему такому личному опыту – в первоначальном варианте как они пелись еще до атеистического периода, что очень важно.

В одном монастыре за трапезой (это 90-е годы, соответственно) пригласили четырех певцов из Лавры, там было большое какое-то… Монастырь восстанавливался буквально из руин… И там приехали «братки», которые только пришли в церковь. Они знакомятся, значит… И вот отец настоятель пригласил на трапезу… Все хорошо, значит, и вдруг хор запел «Жило двенадцать разбойников». Эти братки смутились. Когда те допели, сели – один подошел к этому солисту и говорит: «Слышь, не – ну непонятно, как понять «бросил своих он товарищей»? Как это, по понятиям, бросил? Что значит бросил»…

А. Пичугин

– Не по понятиям! (смеются) А вы их исполняете на концертах сейчас?

А. Гусейнов

– Нет. Ну, некоторые исполняем – как «затравку», но в основном мы их как бы так сейчас бережем для новой презентации. Некоторые исполняем. Мы на рождественских концертах исполняли те, которые совпадают с зимой – «Ой, мороз, мороз» там, еще кое-что…

А. Пичугин

– С чем «Ихтис» на «Светлый концерт» придет?

А. Гусейнов

– На «Светлый концерт» мы придем с нашей визитной карточкой – «Вера наша». Потому что по замыслу режиссера, прошлый концерт заканчивался там же, в Крокусе, этой песней. И как бы такая преемственность, передача – в этот раз она как бы начнет… То есть, как продолжение того концерта – начнется с этой песни. Может, будет еще одна – мы пока думаем…

А. Пичугин

– Да, не будем всего раскрывать. А вообще для такого исполнения, как Вы считаете, что благоприятнее? Где это благоприятнее слушать – в таких залах, как «Крокус», огромных, многотысячных, или это камерное?

А. Гусейнов

– Нет, и там, и там – все зависит от настроения. Я, в общем, одинаково чувствую, что это, в общем, наполняет пространство и кулуарное свое такое, и большие…

А. Пичугин

– Я просто раньше думал, что это, наверное, какая-то камерная обстановка больше располагает… Но вы, Сретенский хор, который ездит и выступает в огромных залах, и собираются эти залы…

А. Гусейнов

– Да, даже когда на Красной площади мы выступали – 1025-летие Крещения Руси, там все патриархи мира сидели с правительством, большая Красная площадь заполненная, в общем – и там оно хорошо пошло. Даже кто-то писал потом репортаж, что народ там шел… Извините, такое немножко – сам себя похвалю, хотя не себя… Ну, расходились в метро – и там кучками, группками пели «Вера наша, вера славна, вера наша православна»… Это для меня было удивительно и радостно очень.

Да, она «заходит» и в больших помещениях, в общем… И так, и сяк…

А. Пичугин

– А Вы еще известны как автор песенных флешмобов, которые вот так по интернету расходились – что это был за проект?

А. Гусейнов

– Ну да, это был 2012 год, и тогда, в общем, у меня родилась идея – провести такой «Рождественский флешмоб». Я уже много где это рассказывал, поэтому пусть меня простят те, кто уже это слышал… И вдруг – я уже батюшек там «зарядил» поющих, все это начал собирать – и вдруг один батюшка мне присылает… вот перед этим вышел зарубежный флешмоб – они Генделя пели, по-моему, «Аллилуйя». И вот так же, в фуд-зоне…

Я когда увидел – у меня вообще шок был. У меня было ощущение, что у меня кто-то в голове копался и все украл. И я думаю: нет, мы это не будем делать – чего повторюшками быть… А отцы мне сказали: нет, дорогой – давай по-нашему сделаем, по-православному! И я сказал: ну давайте молиться…

И сам про себя сказал: «Господи, я тупой, ничего не понимаю; давай… если есть воля Твоя, Ты пошли мне – я паруса приготовил – Ты пошли мне ветер!». И звонит телефон – значит, Наташа Лосева дорогая моя, звонит… Мы с ней тогда толком не были еще знакомы. А она говорит: «Адриан, если у вас идея такая есть, и вы не отказываетесь, то информационное агентство готово вам помочь в реализации»…

Ну, я понял, что ветер подул! И я говорю: аллилуйя, вперед! И вот мы сделали в 2012 году на Курской…

А. Пичугин

– В «Атриуме»…

А. Гусейнов

– В «Атриуме», да… Был как раз Рождественский период, там елка стояла, и мы сделали такое… Информационное агентство – они молодцы! Там очень строгая охрана, и там прямо был договор с администрацией, и вот 15 минут нам дали – с трех до трех пятнадцати. И вот мы сделали… И я не ожидал такого эффекта, правда! Это вообще в истории первый православный флешмоб…

А. Пичугин

– Ну а потом вы же продолжили?

А. Гусейнов

– Вы знаете, дело вот в чем. Мы сделали этот флешмоб – и по всему миру, из Америки, и все плачут почему-то – можем же, туда-сюда… И все: давайте, давайте на Пасху! И мы сделали на Пасху – в Камергерском переулке сделали… Он тоже прямо это, но он… Хотя кому-то он даже больше нравится, чем рождественский – я не знаю…

А. Пичугин

– Тут главное – не повторяться…

А. Гусейнов

– Да, и мы изменили… Ну, мы многое поменяли… И после этого у меня… Понимаете, все начали почему-то думать, что я такой флешмобер профессиональный. А я это от души просто сделал два раза – и все! И больше… У меня была еще одна задумка – реально оригинальная. Но у меня как-то сразу ветер не подул, не сошлось ничего. Она у меня пока лежит на полке внутренней… Но если Господь даст – может, сделаем…

Но – мне после этого начали звонить! А сделайте нам такой флешмоб… Я говорю: ребят, я не флешмобер, вы чего! Но одна была очень настойчивая – это, знаете, в Череповце – у них был день памяти Саши Башлачева – какой-то юбилей…

А. Пичугин

– Ну да, недавно у него был юбилей – кстати, 60 лет… Уже 62…

А. Гусейнов

– Ну вот, и я думал, отбивался сначала, думал – честное слово, вот чтоб отвязались, думаю, «от балды» им предложу, и говорю: вы знаете что? Вы сделайте финальной песню «Время колокольчиков», и раздайте перед этим всему залу колокольчики – ну, закупите там… И в этот момент, когда песня «Время колокольчиков», камера отходит от экрана – лица Башлачева – и пошло как в «Асса», когда кончается там с этими – все достают колокольчики, весь зал… «Гениально, Адриан, спасибо!», туда-сюда, столько эпитетов… А я говорю про себя: «Слава Тебе, Господи!»… А они в итоге провели велопробег!

А. Пичугин

– Памяти Башлачева?

А. Гусейнов

– Да!

А. Пичугин

– С колокольчиками?

А. Гусейнов

– Нет – просто велопробег! И я просто зарекся после этого что-либо кому-либо рекомендовать…

А. Пичугин

– Это все потому, что это делают люди, которые… Вы знаете, Башлачева уже нет 34 года, а было бы ему 60. Там в Череповце сколько людей, которые его помнят? И Башлачев не стал – слава Богу, что он не стал – «брендом» Череповца, как там Янка в Новосибирске, Летов в Омске…

А. Гусейнов

– Вы знаете, те, кто к нему с теплом относится, знают, что архиерей питерский дал… у него была бумага, что у него действительно психические расстройства были, и он благословил отпеть – Башлачев отпетый… Ну это я так…

А. Пичугин

– Тогда же, в 88-м?

А. Гусейнов

– Нет, позже, уже в 90-х…

А. Пичугин

– В общем, хорошо, что он не стал брендом Череповца. Но хорошо бы, чтобы жители Череповца все-таки знали, что это их земляк, и слушали, и помнили… Потому что Башлачев для меня – наверное, один из первых… Высоцкий позже пришел, Окуджава позже пришел, а сначала у меня был Башлачев. Вот как-то это, видимо, возрастное…

А. Гусейнов

– Здесь тонкий момент… Да, Алексей, это возрастной момент. Вот в то время это было просто явление. Вопрос, насколько это для сегодняшней молодежи будет актуально… Это не принципиальный вопрос, но…

А. Пичугин

– Актуально! Я вот его переслушиваю часто…

А. Гусейнов

– Мы – в нашем возрасте, да… Ну, правда, Цой – это феномен, его до сих пор поют…

А. Пичугин

– У меня жена, что Вы – ее в помине не было, когда Башлачева не стало; но для нее Башлачев – это вот все время звучит где-то… А Цой не так…

А. Гусейнов

– А для меня как для педагога феномен, что вот 25 лет уже, а подростки – они за 25 лет очень разные – они все поют Цоя…

А. Пичугин

– Вы знаете, я тоже удивляюсь… Я тоже с детьми работаю и удивляюсь, что где-то они там встречаются, собираются у костра и… Папа твой под стол пешком ходил, когда Цой погиб! А вот он… Ну это, значит, явление все-таки…

А. Гусейнов

– Да…

А. Пичугин

– Ну что, у нас сейчас финальная песня будет звучать – «Грешный человече». Тоже визитная карточка ансамбля «Ихтис»?

А. Гусейнов

– Ну, она тоже получилась удачная такая, да…

А. Пичугин

– А можно о ней тоже в двух словах?

А. Гусейнов

– Ну, она очень такая – вот как раз Вы спрашивали о таком клиросном опыте – вот как раз в этих кругах я ее услышал…

А. Пичугин

– Тогда, тоже привет из 90-х?

А. Гусейнов

– Да, я крестился в 94-м, и как раз вот это все… И она как-то поразила меня тогда какой-то своей тавтологией, такой пронзительностью и, собственно, таким смыслом, говорящим о главном. Вот… И честно говоря, я даже не думал, что у нас так получится – как-то вот получилось так очень светло…

Очень строгий батюшка один – я просто смотрю по интернету, все ему не нравится – вдруг сам похвалил эту песню, я прямо удивился…

А. Пичугин

– А ему слишком бездуховно?

А. Гусейнов

– Нет, ну он вообще ко всему строгий, понимаете – все у него строго, все прямо… А тут вдруг говорит: слушайте, хорошая у вас получилась песня… Я думаю: ничего себе… А он не духовник мне, никто, просто я со стороны боялся с ним пересекаться – потому что… Ну, есть такие люди, которые строгие – я сейчас не хочу сказать «вредные», но строгие. А тут вот – на тебе, и так прямо порадовало…

Друзья, я отвлекся немножко – послушайте, я надеюсь, вам понравится…

А. Пичугин

–  И приходите на наш «Светлый концерт»…

А. Гусейнов

– Да, приходите на «Светлый концерт» – там действительно список участников очень интересный. Я хотел бы обратить ваше внимание на группу «Ладони» – я вообще признаюсь, что я сделал все, чтобы они попали в свое время на радио «Вера», потому что для меня Макс – он современный Есенин в общем…

А. Пичугин

– И найдите эфир с группой «Ладони»…

А. Гусейнов

– Да, и послушайте, особенно одноименную их песню «Ладони» и «Распутица»…

А. Пичугин

– 21 октября приходите в «Крокус» к 8 вечера. В 8 вечера начало концерта, а чуть раньше, часа за полтора, ведущие и те люди, которые делают радио «Вера» – мы там будем, будет возможность пообщаться, поговорить, обсудить радиостанцию, посмотреть друг на друга, что очень важно… И ансамбль «Ихтис», «Калинов мост», Александр Иванов, Антон и Виктория Макарские, «Ладони» и многие-многие другие замечательные артисты выйдут в этот день на сцену, чтобы встретиться с вами…

Спасибо, Адриан Гусейнов…

А. Гусейнов

– Спасибо, дорогие…

А. Пичугин

– Руководитель ансамбля «Ихтис», педагог, музыкант; я – Алексей Пичугин; прощаемся – до встречи!

А. Гусейнов

– До встречи 21-го…

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем