Сколько я себя помню, меня всегда окружали церкви. Это детское впечатление, очень яркое до сих пор. Я не понимал их предназначения, меня туда никто первое время не водил, но в какой-то момент я начал их искать. Здесь нет какого-то глубокого смысла, поиска предназначений, понимания, что в церкви живёт Бог. Просто красивые башенки с крестами. Хотя, мама, наверное, мне уже объяснила, что-то про храм, но не помню, что именно. Жили мы прямо напротив Елоховского собора, бывшего на тот момент главным храмом не только Москвы, но и во всей стране – Кафедральным Патриаршим. Мне было года 2, когда я узнал это слово и очень гордился тем, что возле нашего дома стоит такое большое здание, которое называется «кафедральный». Все остальные церкви были на себя не похожи, и я не знал, что это именно они. Недалеко от дачи, правда, была похожая. Её как раз тогда открывали. На дворе стоял конец 80-х и красный деревенский храм стал одним из первых восстановленных. Храм распространял свою таинственность, увеличенную в детском сознании во сто крат, на все места, откуда был виден. А в Москве мы вскоре переехали в новую квартиру, из окна была видна ещё одна церковь. Я отчего-то назначил её своей любимой. Она была вся чёрная, с чёрными куполами и выглядела довольно страшно, но мне очень нравилась. К слову, подошёл я к ней только спустя много лет, когда учился в старших классах. С другой стороны дома была совсем необычная старообрядческая церковь. Она, что тогда, что сейчас даже после некоторой реставрации меньше всего похожа на православный храм. А ещё чуть дальше была Ирининская церковь, в которой, как мне рассказывала бабушка, её дед был старостой. Я требовал, чтобы меня туда отвели. После долгих уговоров дедушка повёл. В церкви находился продуктовый. Я до сих пор помню кисловатый запах. Так вместе пахли незамысловатые продукты и сырость. Помню даже, что покупали мы какие-то крупы. Наверное, я расспрашивал деда о церкви и громко говорил, что, по словам мамы с папой Бог есть, потому что к нам подошёл мужчина и укорил дедушку, мол ребёнка воспитывают в неправильном ключе, а Гагарин летал и никого не видал. Я говорил, что Бог выше, ещё выше чем был Гагарин и меня благоразумно увели. А потом мы снова переехали. Недалеко, но для трёхлетнего ребёнка одна станция метро это уже другой мир. И там церквей не было ни одной. Вот этот факт меня как-то смутил. Не было привычного колокольного звона от Елоховского. Потому что, даже когда мы переехали в первый раз, собор всё равно был виден с общего балкона. Мне казалось, что в привычном мирке, что-то нарушилось. Повторюсь, что церкви я, кажется, вовсе не воспринимал, как особое место, но почему-то у меня-ребёнка была в них какая-то потребность. Ещё, я помню, что в Москве было много непонятных башенок. Я их тоже часто находил на разных улицах. Две помню особенно хорошо. На электричке мы ездили с дачи по курскому направлению. Одна такая башенка возле станции Покровская, сильно выделялась на фоне многоэтажек и торчала из-за гаражного кооператива. Я всегда сидел и ждал, когда же она появится, а вторая с зелёной крышей виднелась в переулках, когда поезд подъезжал к Курскому вокзалу. Конечно же, в итоге это оказались церковки. Та, которая неподалёку от Покровской теперь полностью отреставрирована, у неё высоченная колокольня, а та башенка из детства, как и многие другие, бывшие, конечно же церквями, остались лишь на фотографиях советской Москвы, которые отчего-то так милы моему сердцу. На большинстве из них не было крестов, или золотых куполов, но было величие, осанка и выправка. Такая же, какая была присуща парижским швейцарам, или таксистам в 20-е годы прошлого столетия – российским дворянам, или генералам русской армии.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема