

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Нередко в беседах о Церкви встречается такой не лишенный справедливости подход: выделять внутри Церкви Церковь земную и Церковь небесную. Говорить, например, о том, какая духовная, незримая реальность стоит за зримой символикой богослужений. Или говорить о нас, ныне живущих, по отношению к святым, когда-то почившим, а ныне отвечающим на наши молитвы. В нашей сегодняшней программе мы, не отрицая всего этого, постараемся посмотреть на Церковь под немного другим углом. Не разделяя ее на земную и небесную, а наоборот — стараясь увидеть их в неразрывной связи. В этой связи, по мнению наших собеседников, есть очень большой смысл. Именно посмотрев на Церковь так — можно по-настоящему увидеть, что она такое. Ведь неслучайно о самой себе Церковь, устами своих святых, говорит не только как о небе и, конечно же, не только как о земле. Но как о небе на земле. И это нерасторжимое единство — принципиальный момент. Церковь всей своей природой обращает людей именно к идее единства как базового принципа жизни. Конечно же, единства в Боге, а не по какому-либо конъюнктурному признаку. Как гласит одна из молитв, которые читают, готовясь к Причастию, «Бог и Господь нам явися собрати расточенная» — «Бог и Господь нам явился собрать рассеянных». А богослов здесь мог бы заметить, что для христианина общество — это не только современники. Это все люди, когда-то жившие, живущие ныне и еще не родившиеся. На этой почве в каком-то смысле вырастает для христианина и идея молитвы за усопших, и идея обращения к святым.