Продолжается Страстная неделя. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
Этот день Христос провел в Вифании, селении близ Иерусалима. Его приютили в доме Симона - прокаженного. Церковь вспоминает на богослужении, как во время общей трапезы к Христу приблизилась некая женщина с сосудом драгоценного ароматического масла - мира. Евангелисты рассказывают, что она умастила голову Спасителя и его ноги, а потом отёрла с них масло своими волосами. Они же приводят реплики тех, кто присутствовал при этой сцене. Некоторые осудили женщину и Спасителя, не остановившего её - ведь миро было очень дорогим благовонием. Посыпались предложения продать миро, а деньги раздать нищим. Евангелист Иоанн прямо адресует слова осуждения одному из учеников Христа, Иуде.
Евангелист Марк приводит ответ Христа: «Оставьте ее... Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть». Дальше Спаситель объясняет, что женщина таким образом подготовила его к погребению.
Матфей и Марк сообщают, что именно вслед за этим Иуда решился предать Учителя. Он пришел в дом первосвященника Каиафы, где собрались старейшины, чтобы решить судьбу Христа. Первосвященники помнили о том ликовании, с которым народ встречал Спасителя. Они решили, что действовать нужно вдали от людских глаз. Для этого понадобился соучастник, который помог бы выбрать удачный момент для ареста, указал бы местопребывание Иисуса и привел бы к Нему воинов. За тридцать серебренников Иуда согласился предать Христа.
Два героя сегодняшнего евангельского чтения - женщина-мироносица и Иуда олицетворяют собою диаметрально противоположные взгляды на мир и человека. Женщина с миром символизирует религиозное восприятие жизни, средоточием которой являются Бог и надежда на Него. А Иуда - носитель обмирщённого сознания, ставящего во главу угла деньги, власть и силу.
Как смайлики в письменной речи воздействуют на собеседника
С повседневным использованием интернета и соцсетей письменное общение постоянно видоизменяется. Игнорируются знаки препинания, предложения отправляются по частям, а не целиком, часто используются сокращения. И одним из важных инструментов интернет общения стали эмодзи, или смайлики.
Многие из нас не представляют себе переписку без этих эмоциональных помощников. Давайте же обсудим, насколько настроение беседы зависит от пиктограмм, то есть картинок-символов.
Предлагаю эксперимент. Представьте, что собеседник пишет вам такое сообщение: «Привет, ты можешь сегодня приехать ровно к восьми часам?» А теперь мысленно подставьте к этому нейтральному сообщению несколько эмодзи по очереди. Сначала смайлик с улыбкой, затем смайлик со сложенными просящими ладонями, а после — недовольный. Скажите, менялось ли ваше настроение от чтения сообщения с разными пиктограммами? Думаю, что большинство из вас скажет, что от смайлика зависит отношение как к сообщению, так и к его автору.
Я знаю людей, которые эмоционально реагируют на грустный смайлик и испытывают психологический дискомфорт. Они даже считают употребление таких эмодзи недопустимым в общении, поскольку это оказывает ментальное давление.
В общем можно сказать, что смайлики — это не просто знаки, а современный универсальный инструмент общения, и использовать его нужно аккуратно. Например, старайтесь не использовать слишком эмоциональные пиктограммы с малознакомыми людьми.
А также стоит подумать и о количестве эмодзи в вашей переписке. Переизбыток смайликов может досаждать собеседнику и отвлекать от смысла сообщения.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как язык воздействует на память. Что мы запоминаем и почему
От строения фразы зависит, что и как мы запоминаем. Это в ходе исследования предположили ученые-антропологи и лингвисты. Есть языки, такие, как английский, в которых основная часть стоит в начале, а потом идет сопутствующая информация. И тогда лучше запоминаются первые слова фразы.
А в других языковых системах основная информация вынесена в конец фразы. И носители данных языков, например, японцы, более эффективно запомнят то, что стоит в конце предложения.
О чем это говорит? О том, что наша память работает, исходя из особенностей языка. Мы запоминаем что-то лучше, а что-то хуже не всегда по собственному желанию, а из-за строения речи.
Но есть и универсальные свойства памяти. Лучше запоминается то, что мы видим. Поэтому нас с детства призывают читать книги, поскольку так наш мозг усваивает грамотное строение слов и предложений. Впоследствии, при написании текстов, у нас срабатывает языковая память. Изображения же помогают запомнить общую информацию, сюжет, контекст, поэтому детям и взрослым так нравится смотреть кино и видео.
И еще немного о памяти. В ходе многих научных экспериментов доказано, что лучше всего запоминаешь, когда проговариваешь усвоенные знания вслух. Если вы хотите уложить в память информацию, начните ею делиться с близкими: например, расскажите ребёнку о том, что вы узнали. Так он расширит свой кругозор, а вы потренируете память.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Коммуникация с собой: полезна ли самокритика?
Приятно поговорить с умным человеком, особенно когда этот человек— ты сам. А если серьезно, то все мы много раз слышали словосочетание «внутренний монолог». А ведь есть еще и внутренний диалог. Ученые утверждают, что мы постоянно ведем разговор с самим собой. Отмечаем, что с нами происходит, перерабатываем опыт.
А также занимаемся самокритикой. И здесь очень важно, какие слова мы говорим себе, как относимся к собственным ошибкам или, наоборот, достижениям.
Многие из нас слишком эмоционально сокрушаются о недочетах. «Ах, я растяпа, ах, я неуч» и так далее. Часто мы раним себя грубым словом вместо того, чтобы спокойно проанализировать проблему и найти решение.
Внутренний, как и внешний, диалог нужно вести уважительно: наша задача не унизить себя, а постараться увидеть пути исправления недостатков.
Например, вы можете сказать себе: «Да, я допустил ошибку, но я ее исправлю». Или: «Не всё потеряно, я еще успею сделать всё как надо».
Иногда конструктивному внутреннему диалогу помогает такой метод: вы составляете два списка — в один включаете дела, которые требуют повышенного внимания, а в другой — те, что у вас хорошо получились. Назовите его, например, «Удачные проекты». Постепенно исправляя недочёты, вы перенесёте все ваши дела в один список свершений. И тогда вы наглядно увидите, что самокритика принесла хорошие плоды.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова