Прогуливаясь в Костроме по набережной Волги, трудно себе представить, что когда-то здесь сплошной стеной стояла непроходимая чаща. Конечно, это было невероятно давно, уже в середине тринадцатого века костромской князь Василий Ярославич вырубил на волжском берегу «дебрю» - лесные заросли, и устроил что-то вроде охотничьего городка. Младший сын великого князя Ярослава Всеволодовича чрезвычайно любил охоту, вот и решил прямо в сосновом бору поселить псарей с собаками, чтобы в любой момент, без лишних сборов, можно было сорваться в охотничьи угодья и загнать зайца, лисицу, а то и кабана. А поскольку в ту пору на Руси неверующих людей не было, то молодой князь тут же, в «дебре», построил для псарей деревянную церковь.
К пятнадцатому веку в этих местах образуется посад – часть города, находящаяся вне крепостных стен. Основным промыслом посадских жителей стало кожевенное дело, которое оказалось весьма прибыльным, и в середине семнадцатого столетия они решают, что надо бы украсить поселение каменным храмом. Самый богатый вклад в строительство внес некий торговец Кирилл Григорьев сын Исаков. Говорили, будто среди бочонков с краской, выписанных им из Англии, один оказался с золотыми монетами – эти деньги, дескать, и пошли на возведение церкви. Правда это или выдумки – сейчас уже не выяснишь. Да и неважно. Важно, что храм Воскресения Христова получился хорош на диво!
Кубическое здание из красного кирпича увенчано пятью крупными луковичными главами на световых барабанах. Храм окружен галереей с тремя парадными крыльцами, над каждым из которых высится шатер с маленькой луковкой. С западной стороны галереи соединены со Святыми воротами – они также украшены тремя шатрами. Обратите внимание на белокаменные клейма на воротах – лев, единорог, алконост, пеликан и орел изображены здесь как символы чистоты, святости, бессмертия.
Внутреннее пространство храма было расписано сразу же после постройки, фрески полностью покрывали стены и купол. Среди авторов этих росписей называют знаменитого иконописца Гурия Никитина – того самого, что расписывал Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. К сожалению, в советское время фрески были безжалостно закрашены, лишь в шестидесятых годах власти, опомнившись, провели реставрацию, и часть росписей удалось спасти - увидеть их будет весьма интересно!
Названия улиц в окрестностях Воскресенского храма хранят память о тех временах, когда здесь шумели лесные дебри. Та улица, на которой стоит храм, так и называется – Нижняя Дебря. Что интересно, до революции она именовалась Верхней Дебринской, а Нижней считали, ту, что расположена ближе к реке – сейчас она Лесная. В общем в названиях здесь, действительно, дебри и темный лес. Но вы не робейте – садитесь на четвертую или восемьдесят девятую маршрутку – и вперед. Автобус в родном городе не заблудится.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»