Прогуливаясь в Костроме по набережной Волги, трудно себе представить, что когда-то здесь сплошной стеной стояла непроходимая чаща. Конечно, это было невероятно давно, уже в середине тринадцатого века костромской князь Василий Ярославич вырубил на волжском берегу «дебрю» - лесные заросли, и устроил что-то вроде охотничьего городка. Младший сын великого князя Ярослава Всеволодовича чрезвычайно любил охоту, вот и решил прямо в сосновом бору поселить псарей с собаками, чтобы в любой момент, без лишних сборов, можно было сорваться в охотничьи угодья и загнать зайца, лисицу, а то и кабана. А поскольку в ту пору на Руси неверующих людей не было, то молодой князь тут же, в «дебре», построил для псарей деревянную церковь.
К пятнадцатому веку в этих местах образуется посад – часть города, находящаяся вне крепостных стен. Основным промыслом посадских жителей стало кожевенное дело, которое оказалось весьма прибыльным, и в середине семнадцатого столетия они решают, что надо бы украсить поселение каменным храмом. Самый богатый вклад в строительство внес некий торговец Кирилл Григорьев сын Исаков. Говорили, будто среди бочонков с краской, выписанных им из Англии, один оказался с золотыми монетами – эти деньги, дескать, и пошли на возведение церкви. Правда это или выдумки – сейчас уже не выяснишь. Да и неважно. Важно, что храм Воскресения Христова получился хорош на диво!
Кубическое здание из красного кирпича увенчано пятью крупными луковичными главами на световых барабанах. Храм окружен галереей с тремя парадными крыльцами, над каждым из которых высится шатер с маленькой луковкой. С западной стороны галереи соединены со Святыми воротами – они также украшены тремя шатрами. Обратите внимание на белокаменные клейма на воротах – лев, единорог, алконост, пеликан и орел изображены здесь как символы чистоты, святости, бессмертия.
Внутреннее пространство храма было расписано сразу же после постройки, фрески полностью покрывали стены и купол. Среди авторов этих росписей называют знаменитого иконописца Гурия Никитина – того самого, что расписывал Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. К сожалению, в советское время фрески были безжалостно закрашены, лишь в шестидесятых годах власти, опомнившись, провели реставрацию, и часть росписей удалось спасти - увидеть их будет весьма интересно!
Названия улиц в окрестностях Воскресенского храма хранят память о тех временах, когда здесь шумели лесные дебри. Та улица, на которой стоит храм, так и называется – Нижняя Дебря. Что интересно, до революции она именовалась Верхней Дебринской, а Нижней считали, ту, что расположена ближе к реке – сейчас она Лесная. В общем в названиях здесь, действительно, дебри и темный лес. Но вы не робейте – садитесь на четвертую или восемьдесят девятую маршрутку – и вперед. Автобус в родном городе не заблудится.
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема