В 1853 году при раскопках древнего города Ур, при одном из его храмов, была обнаружена так называемая Колонна вавилонского царя Набонида, представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя (то есть Бога). И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни». Но надеждам Набонида не суждено было сбыться. Ни ему, ни его сыну Валтасару не удалось насладиться властью. Хотя, казалось, ничто не предвещало беды.
Вавилонское царство было сильнейшим государством своего времени. Столица царства, Вавилон, в 6 веке до н.э. стал наиболее красивым и укрепленным городом своего времени. Стены Вавилона был высоки и неприступны. В центре города высился величественный дворец царя, который сам по себе являлся мощнейшей крепостью. Вавилонское царство находилось в зените славы, но вскоре начало путь к своему падению...
В период правления Набонида и его сына-соправителя Валтасара Вавилонское царство пало под сокрушительным ударом персидской армии во главе с Киром Великим в 539 году до н.э. Описание этого события мы можем найти у античных историков Ксенофонта и Геродота. Но они дают, пусть и красочное, но все же внешнее описание произошедших событий. Наиболее ценную, глубинную информацию о причинах гибели Вавилона нам предлагает Библия.
Падение царства Навуходоносора предсказывали сразу несколько пророков Ветхого Завета – Исайя, Иеремия и Даниил. Все они указывают на то, что Вавилон должен был пасть по причине развращенности его жителей и гордости вавилонских царей, которые начиная с Навуходоносора стали мнить себя богами. Вавилон становится воплощением разврата и вседозволенности - как свидетельствуют древние летописи, на улицах этого города человек мог стать участником любого греховного действа, которое только мог себе вообразить. Наказание от Бога не заставило себя ждать. «Так Господь говорит Своему помазаннику Киру, которого Я держу за правую руку, чтобы смирить перед ним народы и отобрать у царей их оружие» (Ис. 45,1) Бог направляет против Вавилонского царства персидского царя Кира. К его армии присоединяются народы, до того верные Вавилону, а теперь желающие отомстить своему прежнему господину. Среди предателей оказался Гобрий, наместник ассирийской области Гутиум, сыгравший в падении Вавилона ключевую роль.
Вавилоняне пытались отбить персидское нашествие на подходе к столице, но были разгромлены. Царь Набонид бежал и укрылся в одной из мелких крепостей. Кир не стал его преследовать, но направил свое войско к столице – Вавилону. Там находился сын Набонида, Валтасар. Стены Вавилона были действительно неприступны. Кир готовился начать долгую осаду. Валтасар и вавилоняне откровенно смеялись над ним. В городе имелись запасы продовольствия на двенадцать лет, а река Евфрат, протекавшая сквозь Вавилон, сполна обеспечивала его жителей водой. По иронии судьбы, именно Евфрат стал причиной падения города.
Комментарий Елена Кормилицина, преподаватель Международной школы Герценовского университета (г. Санкт-Петербург):
“Согласно историку Геродоту персы захватили Вавилон так. В 538 г. до н.э. они отвели воды реки Евфрат в другое русло, чтобы она не мешала им при штурме и вступили в покоренный город. Хотя в Библии содержится несколько иная трактовка этого события. Что пал Вавилон вовсе не из-за хитрости Кира, а потому как погубила его гордыня”.(http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/persidskaya-derzhava-tsarya-tsarey 3.24-4.00)
Последовав совету Гобрия и оставив у столицы часть войск, Кир поднялся по течению Евфрата и приказал своим солдатам прорыть отводные каналы. Евфрат стал мелеть. Но Валтасар и прочие жители Вавилона этого не замечали. В городе царил праздник – поистине пир во время чумы. Вавилон пил и веселился, желая забыть о персидской осаде. Валтасар праздновал в своем дворце вместе с вельможами. В разгар веселья царь потребовал принести из сокровищницы священные сосуды из храма Соломона, которые вывез из покоренного Иерусалима его предшественник по трону, Навуходоносор.
Валтасар совершил святотатство - стал есть и пить из богослужебных чаш и блюд. В этот момент на стене появилась надпись- послание от Бога: «мене, мене, текел, упарсин», что с арамейского переводится как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Находившийся в тот момент в Вавилоне пророк Даниил объяснил Валтасару смысл надписи — его царству суждено скоро погибнуть. В ту же ночь персы ворвались в город по омелевшему руслу Евфрата, а Валтасар погиб, убитый своим бывшим вассалом Гобрием. Кир же был принят вавилонянами как новый царь.
Комментарий профессор Калифорнийского университета Турай Дариаи:
“Кир действительно входит в Вавилон мирно. Он возвеличивает местную традицию. Он перестраивает храмы и восстанавливает местные ритуалы (упраздненные Набонидом). И как написано на летописном цилиндре Кира: “Я вошел как предвестник мира в Вавилон”, Он всячески подчеркивает, что вошел в Вавилон мирно”. (http://www.youtube.com/watch?v=2uu7S_Aj0W8 29.50 - 30.14)
Местные жители были абсолютно безвольны перед лицом Кира и не оказывают ему сопротивления. В «Летописи» Набонида говорится: «Гобрий, правитель Гутиума, и армия Кира вошли в Вавилон без боя». Прежний властитель, Набонид, узнав о смерти сына Валтасара, сам приехал в город и покорился персам. Кир помиловал Набонида и отправил его в ссылку, где тот мирно скончался. Так завершилась история славной Вавилонской империи.
24 января. О человеческой жажде справедливости и милости Божьей
Во 2-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Суд без милости не оказавшему милости».
О человеческой жажде справедливости и милости Божьей — священник Алексий Дудин.
Для того, чтобы разобраться, что значат эти слова, нам нужно помнить две вещи. Первое — это то, что наш Господь более милосерд, чем справедлив. И действительно, если было бы иначе, мы не смогли бы ответить перед Богом за свои беззакония, за свои грехи. Все, что у нас есть доброго, нам дал Господь, а все, что у нас есть худого, по сути дела, это следствие нашего своеволия и того, что мы не исполняем заповеди Божии.
Что же такое милость? Мы знаем, что те дела, которые мы творим, являются следствием нашего внутреннего, духовного состояния. И когда апостол дальше в этом послании добавляет, что вера без дел мертва, он имеет в виду то, что наша милость должна быть выражена в делах по отношению к нашим ближним. Если мы милуем других, то нас тоже помилует Господь. Если мы творим дела милости, то Господь эту милость окажет и нам грешным. Если же мы оставляем этот путь и начинаем требовать какого-то законного отношения к другим, то Господь по закону будет судить и нас, и тогда уже нам будет нечем оправдаться.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О подвиге преподобного Феодосия Антиохийского
Сегодня 24 января. Церковь чтит память преподобного Феодосия Антиохийского, жившего в пятом веке.
О его подвиге — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Феодосий Антиохийский с юных лет оставил богатый дом своих знатных родителей и вступил на тесный путь подвижничества, поселившись в малой кельи на берегу Исского залива, в окрестностях города Росс. Своё тело святой утруждал поклонами, лежанием на голой земле, носил власяницу и тяжёлые железные вериги. Волосы его отросли так, что покрывали ноги. Непрерывными подвигами, поста и молитвы он победил страсти, много трудился, возделывая огород и занимаясь плетением верёвок. На своей родине преподобный Феодосий основал монастырь. Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. С особой попечительностью относился к странникам. Высокая жизнь святого была известна и далеко за пределами монастыря. Его знали и христиане, и язычники. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь бога Феодосиева. Случалось, что от одного имени преподобного Феодосия укращались морские волны. Его боялись и чтили разбойники и просили его молитв. Уходя от людской славы, святой поселился близ селения Маратон, основав здесь Маратонскую киновию. В ней великий подвижник и окончил мирно дни своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О предстательстве Богородицы
Сегодня 24 января. Церковь чтит Елецкую Икону Божией Матери.
О предстательстве Богородицы — священник Стахий Колотвин.
В истории было неоднократно, когда люди уповали на какую-то святыню, но не соотносили праведность своей жизни, а точнее, увы, неправедность, с тем, что ты недостойно рядом с этой святыней находиться. Ведь Елецкая икона Божией Матери по преданию добыта в Чернигове, и даже прошлое название Черниговская. А как она в Ельце оказалась? Чернигов разграбили, разрушили. Вот в Елеце ее и спасли. Смотрим обратно и видим, а так это была икона еще у самого Антония Печерского в Киеве! А как же из Киева ее ученики преподобного Антония отдали-то, ну, такую великую святыню? Так тоже нет хорошей жизни. Значит, тоже пришли, разграбили, разрушили. А как же? И неужто святыня не защитила? Так не святыня защищает нас, а сама Пресвятая Богородица. Но защищает нас от земных проблем только тогда, когда решение этих земных проблем не помешает решению проблем нашей души. А если наши земные проблемы нам ниспосланы Богом для того, чтобы душу исправить, то нам придется через этот путь пройти.
Если ты не хочешь каяться, пока у тебя все хорошо, и молишься перед чудотворной иконой, то Пресвятая Богородица обязательно тебе поможет. Но поможет она тем, что ты пройдешь через какие-то страдания, задумаешься и подумаешь, ой, Пресвятая Богородица, лучше я буду жить праведно и приходить тебя почаще благодарить.
Все выпуски программы Актуальная тема