
В 1853 году при раскопках древнего города Ур, при одном из его храмов, была обнаружена так называемая Колонна вавилонского царя Набонида, представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя (то есть Бога). И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни». Но надеждам Набонида не суждено было сбыться. Ни ему, ни его сыну Валтасару не удалось насладиться властью. Хотя, казалось, ничто не предвещало беды.
Вавилонское царство было сильнейшим государством своего времени. Столица царства, Вавилон, в 6 веке до н.э. стал наиболее красивым и укрепленным городом своего времени. Стены Вавилона был высоки и неприступны. В центре города высился величественный дворец царя, который сам по себе являлся мощнейшей крепостью. Вавилонское царство находилось в зените славы, но вскоре начало путь к своему падению...
В период правления Набонида и его сына-соправителя Валтасара Вавилонское царство пало под сокрушительным ударом персидской армии во главе с Киром Великим в 539 году до н.э. Описание этого события мы можем найти у античных историков Ксенофонта и Геродота. Но они дают, пусть и красочное, но все же внешнее описание произошедших событий. Наиболее ценную, глубинную информацию о причинах гибели Вавилона нам предлагает Библия.
Падение царства Навуходоносора предсказывали сразу несколько пророков Ветхого Завета – Исайя, Иеремия и Даниил. Все они указывают на то, что Вавилон должен был пасть по причине развращенности его жителей и гордости вавилонских царей, которые начиная с Навуходоносора стали мнить себя богами. Вавилон становится воплощением разврата и вседозволенности - как свидетельствуют древние летописи, на улицах этого города человек мог стать участником любого греховного действа, которое только мог себе вообразить. Наказание от Бога не заставило себя ждать. «Так Господь говорит Своему помазаннику Киру, которого Я держу за правую руку, чтобы смирить перед ним народы и отобрать у царей их оружие» (Ис. 45,1) Бог направляет против Вавилонского царства персидского царя Кира. К его армии присоединяются народы, до того верные Вавилону, а теперь желающие отомстить своему прежнему господину. Среди предателей оказался Гобрий, наместник ассирийской области Гутиум, сыгравший в падении Вавилона ключевую роль.
Вавилоняне пытались отбить персидское нашествие на подходе к столице, но были разгромлены. Царь Набонид бежал и укрылся в одной из мелких крепостей. Кир не стал его преследовать, но направил свое войско к столице – Вавилону. Там находился сын Набонида, Валтасар. Стены Вавилона были действительно неприступны. Кир готовился начать долгую осаду. Валтасар и вавилоняне откровенно смеялись над ним. В городе имелись запасы продовольствия на двенадцать лет, а река Евфрат, протекавшая сквозь Вавилон, сполна обеспечивала его жителей водой. По иронии судьбы, именно Евфрат стал причиной падения города.
Комментарий Елена Кормилицина, преподаватель Международной школы Герценовского университета (г. Санкт-Петербург):
“Согласно историку Геродоту персы захватили Вавилон так. В 538 г. до н.э. они отвели воды реки Евфрат в другое русло, чтобы она не мешала им при штурме и вступили в покоренный город. Хотя в Библии содержится несколько иная трактовка этого события. Что пал Вавилон вовсе не из-за хитрости Кира, а потому как погубила его гордыня”.(http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/persidskaya-derzhava-tsarya-tsarey 3.24-4.00)
Последовав совету Гобрия и оставив у столицы часть войск, Кир поднялся по течению Евфрата и приказал своим солдатам прорыть отводные каналы. Евфрат стал мелеть. Но Валтасар и прочие жители Вавилона этого не замечали. В городе царил праздник – поистине пир во время чумы. Вавилон пил и веселился, желая забыть о персидской осаде. Валтасар праздновал в своем дворце вместе с вельможами. В разгар веселья царь потребовал принести из сокровищницы священные сосуды из храма Соломона, которые вывез из покоренного Иерусалима его предшественник по трону, Навуходоносор.
Валтасар совершил святотатство - стал есть и пить из богослужебных чаш и блюд. В этот момент на стене появилась надпись- послание от Бога: «мене, мене, текел, упарсин», что с арамейского переводится как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Находившийся в тот момент в Вавилоне пророк Даниил объяснил Валтасару смысл надписи — его царству суждено скоро погибнуть. В ту же ночь персы ворвались в город по омелевшему руслу Евфрата, а Валтасар погиб, убитый своим бывшим вассалом Гобрием. Кир же был принят вавилонянами как новый царь.
Комментарий профессор Калифорнийского университета Турай Дариаи:
“Кир действительно входит в Вавилон мирно. Он возвеличивает местную традицию. Он перестраивает храмы и восстанавливает местные ритуалы (упраздненные Набонидом). И как написано на летописном цилиндре Кира: “Я вошел как предвестник мира в Вавилон”, Он всячески подчеркивает, что вошел в Вавилон мирно”. (http://www.youtube.com/watch?v=2uu7S_Aj0W8 29.50 - 30.14)
Местные жители были абсолютно безвольны перед лицом Кира и не оказывают ему сопротивления. В «Летописи» Набонида говорится: «Гобрий, правитель Гутиума, и армия Кира вошли в Вавилон без боя». Прежний властитель, Набонид, узнав о смерти сына Валтасара, сам приехал в город и покорился персам. Кир помиловал Набонида и отправил его в ссылку, где тот мирно скончался. Так завершилась история славной Вавилонской империи.
Три монахини возрождают монастырь, давайте им поможем

В древнем городе Юрьев-Польский Владимирской области есть Петропавловский женский монастырь, основанный в 1874 году. Когда-то он считался духовным центром и украшением города: с тремя церквями, высокой колокольней, школой для девочек и большим яблоневым садом. В XX веке монастырь разорили и от прежнего великолепия почти ничего не осталось... Он фактически превратилась в руины.
Но сегодня его история продолжается. С 2015 года в Петропавловской обители живут, молятся и трудятся несколько монахинь. Их любовь и забота подарила монастырю вторую жизнь. Понемногу он возрождается. «Люди нам всегда помогают, чем могут, — говорит игуменья Серафима, — Летом, например, снабжают дарами со своего огорода и косят траву, зимой чистят снег — в общем заботятся о нас, а мы за них молимся».
За 10 лет троим монахиням при участии добрых людей удалось сделать многое: огородить территорию, восстановить одну из церквей в честь Вознесения Господня, построить корпус для сестёр и сделать проект реставрации колокольни. В скором времени в монастыре откроется приют и духовное училище для девочек.

Петропавловский монастырь постепенно возвращается к жизни, но ему всё ещё нужна поддержка. Сегодня оплата коммунальных услуг — одна из насущных и трудных задач для сестёр. И если вы хотите в этом помочь, переходите на сайт фонда «Мои друзья», где открыт сбор для Петропавловского женского монастыря во Владимирской области. Собранная сумма обеспечит обитель теплом и светом на ближайшие полгода и даст возможность сёстрам спокойно молиться, трудиться и продолжать дело возрождения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Судьба М.М. Бахтина». Андрей Тесля
Гостем программы «Светлый вечер был кандидат философских наук, научный руководитель Научно-образовательного «Центра исследований русской мысли» Института образования и гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (г. Калининград) Андрей Тесля.
Разговор шел о судьбе известного русского философа, христианского мыслителя Михаила Михайловича Бахтина, о его философских концепциях и о жизненном пути в Советском Союзе от ссылки на Соловки до возвращения в научное сообщество.
Этой программой мы открываем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Возрождение русской деревни». Мария Большакова
Гостьей программы «Светлый вечер» была заместитель председателя комиссии по сохранению и укреплению российских традиционных культурно-нравственных ценностей Общественной палаты Московской области, председатель Экспертного совета Конкурса Грантов Мэра Москвы Мария Большакова.
Разговор шел о том, как сегодня можно возрождать и развивать жизнь в малых городах и деревнях России и почему это важно. Мария поделилась личным опытом создания проектов, привлекающих внимание к сельским территориям и помогающих делать жизнь вне больших городов более комфортной.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер











