«Три важные добродетели». Священник Алексей Дудин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Три важные добродетели». Священник Алексей Дудин

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.

Разговор шел о том, как связаны между собой и почему имеют особое значение в жизни христианина три добродетели: смирение перед Богом, воздержание ради Него и любовь к Нему. Отец Алексей размышлял, что лежит в основе смирения и с чего оно может начинаться, о чем стоит помнить, когда хочешь совместить служение Богу и нежелание отказываться от привычного уклада жизни, чем опасно пренебрежение христианином своими талантами, а также как можно понять, чего хочет от нас Господь.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар в Гатчинской епархии, это Ленинградская область. Добрый вечер.

Священник Алексей Дудин:

— Добрый вечер.

Константин Мацан:

— В этих беседах, которые в этом часе по средам на Радио ВЕРА выходят, мы говорим о вере, о вопросах, связанных с этим, о пути человека, о том, какие препятствия он преодолевает. И стараемся смотреть на разные источники, иногда литературные, иногда богословские. Говорим не о книгах, а об опыте, который связан с прохождением человеком духовного пути. Для этого сегодня вас пригласили, хотелось бы поговорить на эту очень широкую тему. Всегда интересно, что скажет священник о тех или иных вещах, препятствиях, проблемах, с которыми человек на своем пути к Богу сталкивается. Я бы начал с одной цитаты из замечательного духовного писателя 20-го века Сергея Фуделя — имя, которое мы на Радио ВЕРА очень любим и часто к его работам обращаемся. Есть у него книга, которая называется «Путь отцов», это антология, собрание разных выписок из святых отцов, организованных в темы и соединенных авторским комментарием, о духовной жизни. И там есть такие слова: «Явление в душе Христа есть образование и рост в ней триединого чувства веры: любви к Нему, смирения перед Ним и отречения для Него. И все эти три — для последования за Ним». Это и есть апостольская «вера, действующая любовью». Это слова из послания галатам, глава 5-я, стих 6-й. «Третья часть триединства, — пишет Фудель, — отречение — есть пробы истинности первых двух и одновременно признак готовности души для последования за Христом». И так далее. Я подумал и захотел сегодня с вами поговорить об этом выборе этих трех качеств: любовь ко Христу, смирение и отречение. Даже если набор именно этих трех, может быть, можно поставить под вопрос. Может быть, читая книгу, это воспринимаешь, ты понимаешь, почему Фудель именно эти три качества выбирает. Но даже если отрешиться от текста книги, разговор не о книге, а о самих этих качествах, интересно перед собой такой эксперимент поставить. Предположим автор прав. Как эти три вещи сочетаются: смирение, любовь и отречение? Как для себя обосновать, что они три имеют особое значение и поставлены под особый знак? Вот вокруг этого и хотелось бы сегодня с вами поговорить. Первый вопрос: выбор именно этих трех для вас как для пастыря, священника, богослова, какой-то вопрос вызывает? Или естественно, так и есть и хороший выбор?

Священник Алексей Дудин:

— Выбор, действительно, правильный. Тут, прежде всего, хотелось бы поговорить о порядке этих вещей. Когда человек пытается охватить что-то великое, он должен сначала определить, по какому пути, как будет подниматься к этим добродетелям, что будет первой задачей, что будет второй, что будет третьей. Мы все с вами привыкли, знаем, что самая великая добродетель христианская — это добродетель любви, это добродетель самая полная, это добродетель неистребимая, это добродетель, которая соединяет нас с Самим Богом, потому что мы знаем, что Бог есть Любовь. Эта добродетель есть и условие нашего пребывания с Богом. Причем, любовь должна быть полная, здесь нельзя, как говорит апостол, сказать, что я люблю Бога, при этом не люблю ближнего, тогда я буду лжецом. Поскольку это самая великая из этих триединых добродетелей, то, наверное, мы ее поставим на самый пьедестал, на самый верх, и дальше разберем, как к этой любви идти. Остается у нас две добродетели: добродетель отречения и добродетель смирения. Для того чтобы отрекаться от чего-то, нужно, прежде всего, принять, что мне нужно. Человек не любит от чего-то отказываться, он любит достигать свои мечты, удовлетворять свои потребности, к чему-то стремиться. Поэтому от чего-то отказываться, изменять сценарий своей жизни, изменять то, на что человек уже настроился, ему очень сложно. Тогда, исходя из этого, мы начнем логически, что христианский путь начинается с добродетели смирения. Про смирение сказано немало. Что такое по сути дела смирение? Давайте подумаем, порассуждаем.

Константин Мацан:

— Да, это очень важный вопрос.

Священник Алексей Дудин:

— Это очень важный вопрос, потому что когда человеку светскому говоришь «смирение», у него возникает образ всеприемлющего человека. Который со всем согласен, который подставляет другую щеку, если тебя ударили по одной, который не оказывает противления злу насилием в данном случае. То есть он принимает все, что ему дают. С точки зрения христианства это не совсем так. Давайте попробуем разобраться, что такое смирение. Прежде всего, в основе смирения лежит то, что человек рано или поздно в своем жизненном опыте приходит к тому, что не все ему по силам. С этим сталкиваются все. Не все готовы это принять, но так или иначе у человека заканчиваются силы, у человека заканчиваются ресурсы, у человека не получается то, что он задумал. В этом отношении каждый человек сталкивается с тем, что стало ему больно, тяжело, плохо, потому что он задумал одно, получилось другое. И такое невольное смирение, наверное, знакомо каждому. Нет на этом свете ни одного человека, который бы делал всегда и получал то, что он хочет. Вынужденно человек смиряется, смиряется или перед другими людьми, или перед обстоятельствами, но смирение перед Богом — это есть нечто иное. С чего начинается смирение перед Богом. Наверное, с того, что человек достигает определенного предела попыток все сделать своими собственными силами, и дальше обращается к Богу как к высшей силе. Бога как высшую силу признают большинство, кого ни спроси: ты веришь в Бога? Он может сказать: не совсем верю в Бога, но я верю, что там есть некая высшая сила — и человеку это легко принять. В этом отношении обратиться к Богу, как к высшей силе может абсолютно любой, может каждый. Я бы хотел рассказать такой интересный момент из своей жизни священнической, когда при возвращении из Москвы в Петербург в аэропорту меня остановил человек, он меня начал спрашивать: батюшка, можно к вам обратиться? Поскольку он в аэропорту уже был не первый с мыслью: батюшка, можно к вам обратиться, все предыдущие просили денег на билет или еще что-то, то я думал, что это опять нечто подобное. Но тут я был приятно удивлен, потому что человек сказал следующее: батюшка, я давно в России живу, я мусульманин, я зрелый человек, моя душа требует обрести какой-то духовный базис. Я мусульманин, ты православный священник, объясни мне, пожалуйста, как мне быть? Я ищу Бога. Я ему говорю: вот ты возьми, поступи так, пойди туда, где Богу молятся, сходи, если хочешь для чистоты эксперимента, поскольку он так обращается, в храм и в мечеть. Встань и обратись к Богу. Ты же ко мне, как к христианину обращаешься, для нас, христиан, Бог — это любящий Отец слышащий, это Та Личность, которая ждет твоего к Нему обращения. Поэтому помолись так: Господи, я хочу Тебя найти, пожалуйста, покажи мне, где Ты есть, помоги мне к Тебе обратиться. У человека просто глаза засветились, он был мне очень благодарен. Я не сомневаюсь, что он воспользовался этим советом. В жизни каждого человека обращение к Богу, не просто как к высшей силе, а как к Отцу, к Тому, Кто тебя любит и ждет твоего обращения, случается. С этого начинается все. Наверное, в этот момент происходит становление на первую ступень смирения. Господи, я не могу быть один в этом мире без Тебя, откройся мне покажи мне, что Ты есть, покажи мне, что Ты хочешь от меня, что мне делать дальше. Я уже устал в этой жизни. И действительно человеку в этой жизни без Бога идти, ну, очень тяжело. Такая первая ступень смирения, как признание необходимости, собственной, индивидуальной необходимости обратиться к Богу с тем, чтобы Господь открылся — это первый шаг к этой первой ступени. После этого, как правило, у человека возникает свой первый религиозный опыт. Господь как любящий Отец, особенно Он очень любит неофитов, кто сначала идет к Богу, кто делает первые шаги, каждый опытный на своей жизни и на жизни окружающих его людей знает, что эти первые робкие обращения к Нему Господь всегда исполняет, Он всегда человека поддерживает. Как любящий отец, любящая мать своего младенца, который только начинает ходить, делает первый шаг, поддерживает за руки и ведет в нужном направлении, не дает ему упасть, точно так же поступает Господь. И человек вступает на этот путь, он чувствует, что вот он смирился перед Богом, и Господь его поддержал, что он протянул свои руки, и Господь его дальше ведет. Это особый, первый период в духовной жизни человека, который очень важен, который очень нужен и который потом является базисом. Как смирение является базисом для всех христианских добродетелей, так и этот базис первого общения с Богом является основой, фундаментом духовной жизни человека. Что происходит дальше? Могут быть различные варианты развития этого события. Человек может пообщаться с Богом, что-то у Него попросить, получить это, а потом продолжать жить своей жизнью, а может научиться быть благодарным Богу за то, что Господь дает. Может попробовать использовать Бога в своих целях, потому что зачастую, когда человек просит и получает, он видит: ну, здорово, так работает, я прошу у Бога, Бог мне дает, значит так и нужно поступать. И дальше пытается использовать Бога в своих корыстных целях. Не все, но так бывает часто. Здесь наступает второй момент, что Бог делает не все, что мы просим, и не все дает нам, что мы хотим. Бывает, люди что-то просят и не получают. Здесь наступает следующий этап смирения, что я попросил у Бога и не получил и при этом в Боге не разочаровался. Некоторые в Боге разочаровываются. Ко мне приходили люди и говорили: батюшка, как же так, я у Бога просила-просила, просила-просила, а Он мне не дал. Значит, Его или нет или Он меня не любит. Начинаешь с человеком общаться, разбирать. Тебе же твои родные родители — пример родителей в отношении с Богом наиболее близкий и наиболее понятный — не все дают, что ты хочешь, не все, что ты просишь, а дают то, что тебе полезно, что тебе, как минимум, не навредит. Так же и Господь дает то, что тебе не повредит. А еще, бывает, человек просит великой вещи, какой-нибудь значимой в духовном смысле, а эта вещь не может быть дана человеку сразу, потому что то, что человеку легко дадено, им потом в жизни духовной легко и утрачивается. Это мы знаем по себе, что легко досталось, то легко может и потеряться.

Константин Мацан:

— Is it come, is it go.

Священник Алексей Дудин:

— Да. Такой принцип известный. Что дальше происходит с человеком?

Константин Мацан:

— Священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар в Гатчинской епархии, это Ленинградская область, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Итак, что дальше происходит с человеком?

Священник Алексей Дудин:

— Что дальше происходит с человеком. Он становится на путь, можно сказать, торга с Богом. Господи, Ты мне, я Тебе. Я буду делать вот это, вот это, а Ты соответственно подай мне то, что мне нужно. И в этом отношении человек, зная, что существуют заповеди Божии, что существуют какие-то предписания духовной безопасности, которые есть в нашей церкви, куда, в том числе, включены и посты, необходимые для того, чтобы человек не погрязал в сластолюбии хотя бы элементарном. Чтобы он не питался и в физическом и в информационном плане всем подряд, нужно, чтобы он научался отличать доброе от злого и начинал выбирать доброе. Именно этим добрым напитывать свою душу. И вот здесь идет следующая ступень — ступень воздержания, когда человек понимает, что есть что-то, что ему нельзя, что ему не полезно, что если он возьмет, сделает или вкусит, то это будет Богу не угодно, и это принесет вред его душе. Это тоже целая определенная наука, научиться отказываться от того, что тебе не приносит пользу. Если говорить о процессе воспитания, это целый духовный пласт, который начинается с самого простого, элементарного термина. Я в своей жизни, когда был еще семинаристом, учился, работал в РПГУ имени Герцена, в информационно-вычислительном центре. У нас было много факультетов и, в том числе, был факультет, направленный на обучение слепо-глухо-немых, детей с такими особенностями тяжелыми. И вот когда я к ним приходил, общался, мое сердце всегда лежало к таким людям, которые занимаются с такими детками. Мы с ними проводили много интересных бесед. Они меня спрашивали тогда, обращаясь ко мне, называли меня еще Алексей Юрьевич: как вы думаете, с чего начинается процесс воспитания слепо-глухо-немого ребенка? Как, с какого понятия начинается этот диалог, который кажется абсолютно невозможным? Как такого человека научить? Я не знал, что ответить — подскажите. А первое понятие, говорят, это «нельзя». Это понятие «нельзя» если человек осваивает, то дальше идет его развитие, идет его коммуникация и есть возможность с этим человеком в дальнейшем развивать целую сферу общения, открывать ему целый мир, научить его хотя бы пальцами читать по специальной азбуке.

Константин Мацан:

— Интересно, почему именно нельзя? Как это на практике выглядит?

Священник Алексей Дудин:

— Донести до человека само понятие термина «нельзя»: вот это можно, а вот это нельзя.

Константин Мацан:

— Что есть ограничения.

Священник Алексей Дудин:

— Да, что есть ограничения. Если мы с вами помним, в Священной нашей истории как раз именно так начиналось воспитание человеческого рода. На этом же этапе оно дало сбой, когда нашему праотцу Адаму Господь в раю дал всего единственную заповедь «нельзя», эта заповедь была нарушена, к сожалению, мы помним, к чему это привело. И здесь только на земле человек научился принимать то, что грешить нельзя, не слушаться Бога нельзя. Есть то, что я хочу, но делать этого нельзя. Это воздержание, которое должно быть в жизни каждого человека, обучение ему является одной из необходимых ступеней, без которых духовное развитие человека невозможно, да и воспитание его невозможно. В нашей духовной азбуке это прописная истина, без которой любви мы точно никогда не достигнем. Понятно, что все эти добродетели — и смирение, и воздержание, и любовь — имеют свои определенные степени восхождения. Понятно, что человек, который получил от Бога какое-то благодеяние, получил то, о чем он просил, испытывает к Богу в своем сердце благодарность. Но одно дело просто благодарить Бога за то, что Господь дал, а другое дело прилепиться к Нему всем сердцем и всем помышлением. Сами понимаете, что это совершенно другая степень. Духовное восхождение человека все время идет по этим ступеням. Идет ступень смирения, как признание того, что без Бога я не могу идти. Идет следующая ступень воздержание: для того, чтобы мне выполнить то, что от меня хочет Бог, я должен от чего-то отказаться, сделать не так, как я хочу, а как Ты, Господи. И идет следующая ступень того, что Господь в ответ на наш такой подвиг, на наше произволение дает частичку Своей теплоты, частичку Своей любви, которая в нашем сердце начинает плодоносить и менять наше сердце к лучшему. И вот этот бесконечный цикл развития человеческой души тем хорошо, что не имеет никакого потолка. Человек здесь на земле, когда прыгает в высоту, знает, что выше определенного... на десять метров без шеста не прыгнет, ну никак, если это на плане земля с ее физическими условиями. Если он задерживает дыхание, ну, час он не просидит без акваланга под водой. Есть какие-то ограничения в этой жизни, возле которых человечество все время находится, пытается их как-то преодолеть тем или иным способом, но они существуют и человеку развиваться не дают. Сама жизнь наша ограничена по всем параметрам. А вот преуспевание в этих трех добродетелях не ограничено ничем. Представляете, можно бесконечно смиряться, можно бесконечно служить Богу, ограничивая себя. Мы имеем огромное количество примеров святых отцов, подвижников, особенно преподобных, которые и само свое жизненное пространство ограничивали. Приезжаешь куда-нибудь в Псково-Печерский монастырь, в тех пещерах как-то монахи молились. Ну, ладно, там еще тепло. В Троице-Сергиевой лавру, рядом с лаврой есть такие кельи, которые человек, находясь под землей, согревал своим дыханием, он выбирал или воздуха глотнет или частичку тепла сохранит. И не потому он себя мучил, что был мазохистом, а потому что он хотел, отказываясь от комфортного состояния, этим самым просить Бога вместо земных радостей наполнить себя радостями небесными. И тоже этому не было предела. Мы знаем, что многие преподобные не ели, не спали. Кстати, дорогие радиослушатели, пожалуйста, не повторяйте этих подвигов.

Константин Мацан:

— В домашних условиях.

Священник Алексей Дудин:

— В домашних условиях. Это все происходило всегда под руководством духовника, опытного наставника. Многие новоначальные христиане начинают без ума поститься, потом в храмах падают в обморок, отказываются от всего, даже самого необходимого, начинают вставать, в подражание святым отцам, молиться по ночам, и потом не могут нормально жить в этой жизни, ни сами себя обеспечить, ни ближним помочь. Любой подвиг должен проходить под мудрым руководством. И любовь тоже. За столом после литургии у владыки Пантелеимона в храме царевича Дмитрия прозвучала такая история, которую нам отец Игорь Куликов рассказал. Эта история рассказывала об одном батюшке, который, служа в наши дни в одной из самых небогатых епархий, в депрессивном регионе, столкнулся с тем, что к нему пришла женщина, которая сказала, что у меня есть ребенок, я забеременела вторым. Мне жить негде, деваться некуда, благословите меня, батюшка, на аборт, объективно никак не могу. А батюшка сказал: подожди, если бы у тебя была квартира, ты бы не стала делать аборт? — Ну да, батюшка, наверное, не стала. И этот батюшка, не смотря на то, что служит на сельском приходе, где двух тысяч человек нет, пошел в банк, оформил на себя ипотеку, купил однокомнатную квартиру для этой женщины, которая сохранила ребенка, и выплачивал эту ипотеку в течение трех лет, пока случайно об этой истории не стало известно. Тут уже нашлись люди, которые кредит за батюшку закрыли.

Константин Мацан:

— Потрясающе.

Священник Алексей Дудин:

— История, конечно, потрясающая. Но владыка Пантелеимон сказал: вы только, отцы, не вздумайте так делать. У каждого человека своя мера подвига. В этом отношении степень любви, которая была и есть у этого батюшки, дай ему Бог здоровья, чтобы дальше он мог сделать много добрых дел, очень значительна. Ко всему надо идти постепенно. В противовес этой истории была рассказана и другая, когда одна богатая женщина для того, чтобы выкупить должника, пошла, продала свое имение, выкупила этого должника. Он не погиб, а тогда были условия очень тяжелые. Сама после этого, привыкшая жить в неге, пошла и единственное, что она могла сделать, устроилась в публичный дом. Жила во грехе, потом, правда, как повествует история, она раскаялась, исправилась, и все закончилось хорошо. Но человек, когда делает доброе дело, должен делать его по силам. Все должно идти в меру своего духовного роста. И смирение, и воздержание, и любовь должны являться человекам ровно настолько, насколько человек может сейчас это послушание исполнить.

Константин Мацан:

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар в Гатчинской епархии, это Ленинградская область. Не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар в Гатчинской епархии в Ленинградской области. Мы продолжаем наш разговор. У нас сегодня путеводная нить, которую мы почерпнули из книги Сергея Фуделя «Путь отцов». Автор приводит формулу триединого чувства веры, как он это называет: любовь к Богу, смирение перед Богом и отречение для Бога, или, как мы говорим, воздержание. В принципе вещи близкие, когда ты от чего-то воздерживаешься, от своих каких-то желаний отрекаешься ради Бога. Я бы вот о чем хотел спросить. Вы потрясающе рассказываете и такую лестницу выстраиваете. Меня поразила мысль, я никогда об этом не думал, что этот путь от смирения к воздержанию и любви, как спираль, на каждом этапе своего духовного роста ты проходишь те же самые три стадии. Всегда есть, в чем смириться; всегда есть, от чего воздержаться; и всегда есть, как прийти к любви и за нее благодарить. У меня есть представление, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это заметить, что то, о чем мы говорим, то, о чем пишет Фудель, входит прямо в клинч с тем, к чему человека призывает современная культура, лозунг которой: «Ты этого достоин». То есть в центре стоит «я», мои желания, мои стремления, мои таланты. И, может быть, в этом нет ничего греховного: ну я же есть, у меня же есть своя жизнь, ее надо прожить. И как будто бы ее надо прожить так, даже для верующего человека, чтобы при этом Бог мне не очень мешал. Я верю в Бога, признаю, что Он есть, но надо так выстроить отношения с Ним, чтобы и Ему служить и своего не упускать. И у меня есть ощущение, что эта черта современных верующих людей некоторых. Это может встречаться у человека, который регулярно ходит в храм. Потому что есть на первом месте мое я, как я буду смиряться, отрекаться и так далее? Вам как пастырю приходится с этим сталкиваться, с тем, что именно это, о чем мы сегодня говорим, находит неприятие, может быть, даже на каком-то глубинном, нерефлексируемом уровне.

Священник Алексей Дудин:

— Да, безусловно, это наблюдается, это наблюдается почти у каждого человека.

Константин Мацан:

— Я по своему опыту сужу об этом, это естественно.

Священник Алексей Дудин:

— И в этом отношении это аналогично, с точки зрения сластолюбивой человеческой природы, конечно, человеку неприятно испытывать какие-то лишения, страдания. И, более того, человек опытно знает, начитавшись святых отцов, что они терпели такие тяжелые испытания, такие тяжелые переживания, искушения, скорби. Человек видит объективно, что чем ближе я буду идти к Богу, чем я буду ближе становиться к Господу, тем больше скорбей у меня будет, тем больше у меня будет испытаний. Чем больше я от Бога получу духовных дарований, тем больше будет смиряющего меня балласта, который мне через эту жизнь придется нести. И в этом отношении возникает у человека, как у потребителя, в современном обществе мы все потребители...

Константин Мацан:

— Да.

Священник Алексей Дудин:

— ...такая мысль: а оно мне надо? А если оно мне надо, то оно мне насколько надо? Насколько мне надо приблизиться к Богу, чтобы с одной стороны, как было сказано, и в ад не попасть, потому что в ад никому не хочется. А с другой стороны, чтобы и здесь...

Константин Мацан:

— Жизнь приятно прожить.

Священник Алексей Дудин:

— И здесь жизнь приятно прожить. В этом отношении поиск легкого креста — это обычное состояние человека, который здесь на земле живет и все равно Бога воспринимает, как отца, но, знаете, как дети иногда любят от родителей немножко подальше держаться, от начальства подальше. В этом отношении такое искушение наступает и в жизни человеческой оно может разрешиться только опытно. Ты пока не поймешь, что Бог тебя любит, ты этого не прочувствуешь. Покойный протоиерей Дмитрий Смирнов, Царство ему Небесное, в одной из своих передач, уже незадолго до своей кончины, сказал те слова, которые мне в сердце очень запали. Он говорит: я раньше думал, что Бог создал меня для страдания, что он создал человека для страдания, и только сейчас понял, что меня Бог создал для счастья. Мне Господь дал возможность, когда он эти слова говорил, приблизительно в это же время удалось послужить вместе с отцом Дмитрием, он приходил. Я видел, насколько он был уже больной, насколько ему было тяжело, он последние шаги нес свой пастырский крест, свой христианский крест, и при этом его сердце родило такую истину. Я очень надеюсь на то, что и я, и мы с вами, дорогие радиослушатели, когда-нибудь это поймем, не только умом, ведь мы все умом знаем, что Бог не даст нам искушений больше, чем можем понести. Мы знаем, что Господь благ и что Его уроки для нас полезны. Мы знаем, что любящим Господа все поспешествует во благое. У нас много таких теоретических знаний есть, но они сердцем познаются только на личном, собственном религиозном опыте. И это естественно и обычно для человека, когда он, поднимаясь по этой спирали, о которой мы говорим, видит, что путь еще далек, что на гору высокую надо подниматься. Он пытается сделать привал, а привал в духовной жизни сделать вот абсолютно невозможно. Знаете, что может быть только два состояния человека, и, как сказал Христос в Евангелии: «Кто не собирает со Мной, тот расточает». И это происходит каждую минуту нашей жизни, мы или в эту минуту нашей жизни с Богом собираем или расточаем, или мы карабкаемся наверх или мы скатываемся вниз. В этом нет ничего необычного, это обычно для рода человеческого. Господь, зная эту нашу немощь... Мне, например, очень на сердце всегда ложатся слова одной молитвы из таинства соборования, где сказано: «Ты еси Бог рекий, сколько раз падешь, столько восстань и спасен будеши». Это очень вдохновляющий момент. Если хотите, если мы сегодня говорим образами, то христианин, пожалуй, должен быть, как Ванька-Встанька, знаете такую игрушку еще советских времен, кстати, дети ее любят и можно ее покупать, это духовное пособие.

Константин Мацан:

— Матрешка такая.

Священник Алексей Дудин:

— Купите себе, легкое такое задание.

Константин Мацан:

— Ее заваливаешь, она обратно встает.

Священник Алексей Дудин:

— Она тут же обратно встает, потому что центр тяжести у нее вытроен так, что ей нужно по физическим законам стоять прямо. Христианин должен вести себя точно, как этот Ванька-Встанька. Куда бы его ни мотнуло, куда бы его ни качнуло, а он тут же обратно возвращается к Господу. В этот момент, даже если он упал, даже если он скатился, он все равно при этом очередной раз отрезвился, что нельзя расслабляться, очередной раз обрел опыт того, как выйти из того или иного искушения, как выйти из того или иного состояния. Для современного человек, который привык жить в обществе потребления, прямым следствием отсутствия духовного движения наверх является самое распространенное сейчас состояние — это состояние депрессии. Слышали, что сейчас есть депрессия, есть целые армии психологов, которые выводят из депрессии, есть целые горы антидепрессантов, которые вам должны в этом помочь. А по сути дела, это все следствие того, что мы не хотим духовно развиваться и идти вперед. Здесь человеку в этом отношении выбор весьма ограничен: или он созидает с Богом или он расточает, или он идет ко Господу или он откатывается вниз. И душа человеческая это чувствует. Но вся радость состоит в том, что даже если человек упал, но при этом дальше стремится к Богу, то даже само ео падение станет и ему уроком и уроком для окружающих его добрых людей, которые из этого опыта духовного, из этого примера смогут извлечь что-то полезное для себя. И плюс человека падшего полезно подойти и поднять. Тем самым ты совершишь дело милосердия. Если сластолюбивая человеческая природа, толкающая человека к тому, чтобы найти наиболее легкий путь, заставляет его искать какие-то лазейки, то такая лазейка, я готов вам сказать, есть. И эта лазейка заключается в милосердии, потому что Господь наш, прежде всего, милосерд, а только потом уже справедлив. Тот, кто милует других, получает от Бога прощение своих собственных прегрешений. Это как раз один из самых главных духовных уроков, когда человек, видя собственную немощь и познавая ее, научается прощать. Потому что перед тем, как любить, нужно научиться прощать. Начинается с того, чтобы прощать других людей, миловать их, отпускать им их недостатки. В этом отношении нам наша немощь нужна. И эти бесконечные уроки при движении по этой бесконечной спирали к бесконечному Богу и дают человеку возможность спасения через осознание собственной немощи и через милование наших ближних.

Константин Мацан:

— Как раз хотел к этому вопрос задать, вы отчасти начали на него отвечать. Очень точные слова про депрессию, как самое распространенное заболевание. При этом понятно, что когда мы об этом говорим и несколько иронично, мы, конечно, разделяем депрессию как строго медицинский диагноз, который возможен, который исцеляется специалистом, того, что такое бывает в чисто психиатрическом смысле, никто не отрицает. Но это серьезный диагноз, у него есть свои симптомы. А мы-то говорим о том, что нам грустно, мы устали. А может быть, мы в унынии? Мы называем это депрессией и себя жалеем, какие мы бедные, несчастные, такая у нас жизнь, такие у нас трудности. А у вас, как у пастыря, были перед глазами, может быть, есть примеры, когда человек из этой депрессии выходил именно через самоотречение? Если причина депрессии — это зацикленность на себе, то логично предположить, что выйти из этого порочного круга можно, если эту зацикленность как-то разорвать, от себя в чем-то отречься. Как это на практике могло бы выглядеть? Вот об этом хотел спросить.

Священник Алексей Дудин:

— В этом отношении такие духовные рецепты, как пастырь, я прописываю очень часто. Для этого у нас есть целые большие направления помощи другим людям. У нас на приходе есть сестричество, у нас на приходе есть реабилитационные центры. Тот, кто пострадал сам от алкоголизма и наркомании, помогает другим, и за счет этого тоже решает свою проблему и укрепляется в Господе. У нас есть возможность посещать психоневрологический интернат. Я сам пользуюсь этим. Я, как пастырь, готов засвидетельствовать, что иногда очень сильно устанешь, всего много навалится, у меня есть замечательный день, вторник, в который я всегда стараюсь сходить в наше Гатчинское ПНИ. И та любовь, с которой я встречаюсь, та искренность, которую мне там дают те люди, которые и меня знают и я их знаю, является тем ресурсом, который в жизни меня укрепляет. Это мое личное свидетельство. Тоже это начиналось не сразу, когда я начинал ходить, было тяжело, какие-то незнакомые люди с перекошенными физиономиями, у кого-то слюна течет, у кого-то глаз дергается, кто-то на тебя смотрит так, что неизвестно, сейчас он тебя обнимет или стукнет тебя чем-нибудь. Но при этом при всем, когда ты начинаешь делать что-то ради Бога, то Господь тебе дает ресурс на то, чтобы ты продолжал свою деятельность. Если вы привыкли воспринимать этот мир в современном ключе, то вполне можете воспринимать Бога — у нас есть такой пример в Евангелии — как какого-то крупного бизнесмена и инвестора, который каждому человеку дает определенные таланты и смотрит, как человек этими талантами будет распоряжаться. Если ты приносишь плод теми талантами, которые тебе Бог дает, Он тебе даст еще. А если ты не трудишься, то он тебе перестанет давать, и у тебя не будет сил даже элементарно для того, что бы в своей жизни что-то делать, справляться со своими проблемами. В этом отношении такой парадокс, что если у тебя слишком много проблем, добавь себе еще парочку, и таким образом ты выйдешь из кризиса — в духовном плане это работает, это действительно так. Если тебе плохо самому, найти того, кому бы ты мог помочь, и тогда и тебе станет лучше, и человеку ты поможешь. В этом отношении закон умножения Божественной любви действует, и в церкви этому больше всего примеров.

Константин Мацан:

— Священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар в Гатчинской епархии, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Мы сегодня начинали наш разговор, отталкиваясь от книги Сергея Фуделя. Мне рассказывали люди, знающие Сергея Иосифовича, его младшие современники, что он в личной беседе однажды сказал кому-то, что главные грехи в жизни начинаются после сорока. Собеседник удивился: почему? Говорит: а потому что гордыня, и ты где-то после сорока начинаешь думать, что я-то уже все понял про духовную жизнь, я уже достиг какого-то ощущения, состояния, в котором мне уже понятно, как надо, и вот тут все ломается. Повторюсь, у меня нет этого источника в тексте, это мне пересказывали рассказ, а может быть, он в череде пересказов оброс какими-то своими деталями. Но такую мысль я слышал. Как она у вас отзывается? Есть что-то похожее с вашей точки зрения?

Священник Алексей Дудин:

— Наверное, это самый тяжелый грех, который не поддается самоидентификации.

Константин Мацан:

— Гордыня, вы имеете в виду.

Священник Алексей Дудин:

— Гордыня, да. Если все страсти, будь то гнев, будь то похоть, будь то какие-то другие вещи, человеком чувствуются, а гордыню человек может ощущать только косвенно. По каким признакам мы, христиане определяем, что мы гордые? Когда, прежде всего, видим, что вокруг нас стало слишком много гордых людей. Это значит, подобное, всегда видится в людях, то, что люди поступают неправильно, что они не ценят то добро, которое мы им даем. Только такие косвенные признаки помогают нам гордыню увидеть.

Константин Мацан:

— Интересно.

Священник Алексей Дудин:

— Напрямую осознать себя, что ты горд, может только кающийся грешник, потому что он опытно идя к Богу, борясь со своими страстями, убеждается, что основой всех этих страстей, как основой добродетелей, по которым мы поднимаемся к Богу по той спирали, о которой мы сказали, является смирение. Так и соответственно основой того шествия во ад, которое человек может совершать, является гордость. Если мы к Богу идем через смирение, воздержание и к любви, то скатываемся мы обратно через гордость. Гордость приводит к тому, что мы считаем, что необязательно воздержание, и потом благополучно скатываемся и в ненависть и в злобу, которая уже является отражением нашей духовной сущности и следствием нашего духовного небрежения, движения не к Богу, а в обратную сторону.

Константин Мацан:

— У нас слово гордость в русском языке, близко к гордыне, окружено каким-то эмоциональным ареалом: высоко поднятая голова, некоторая надменность. И думаешь: если у человека нет этих проявлений, он никому не хамит, в разговоре, в действиях выше других себя не ставит. Может быть у такого человека гордыня, и в чем тогда она проявляется?

Священник Алексей Дудин:

— У аввы Дорофея есть такой замечательный пример. Это был монах древний, который искал христианских добродетелей, их совершенства. Он рассказывает про свою встречу с монахом, который никогда не гневался. И этот монах, который никогда не гневался, у аввы Дорофея вызывал искреннее почтение и желание научиться этой добродетели. Он подошел к этому брату и говорит: брат, расскажи мне, каким образом ты научился никогда не гневаться, как ты смирил свою гордыню? Тебя другие ругают, обзывают, а ты совершенно никак на это не реагируешь. На что брат говорит ему: а что я буду реагировать на этих псов, пусть они лают, как хотят. И понял авва Дорофей, что гордыня может быть вполне...

Константин Мацан:

— без внешних проявлений.

Священник Алексей Дудин:

— Да, без внешних проявлений, завуалирована. Не дай Бог прийти в такое духовное состояние, он сказал. Гордыня может быть скрыта под личиной излишней стеснительности. Человек гордый бывает зажатый, он боится себя проявить, чтобы его никак не осудили, чтобы о нем плохо не подумали. Это оборотная сторона медали гордости — стеснение бесконечное. Гордость очень хитрая, она прячется, никогда гордый человек не сможет признать, что он гордый.

Константин Мацан:

— А смотрите, какая интересная вещь возникает. Понятно, что если ты гневаешься на кого-то и свое «я» выпячиваешь, у тебя гордыня. Если ты наоборот всячески, простите, я тут в стороночке постою, тоже может быть гордыней, та самая показательная стеснительность, о которой вы сказали. Получается, что критериев нет. И все что угодно, любое поведение мое может быть с гордыней сопряжено. Как тогда вообще разбираться по отношению к себе?

Священник Алексей Дудин:

— Это замечательный правильный вопрос. И этот вопрос даст нам возможность разобраться в том, чем является на самом деле христианское смирение.

Константин Мацан:

— Та-ак.

Священник Алексей Дудин:

— Ведь христианское смирение может проявляться не только в пассивном отходе от каких-то действий, а христианское смирение может проявляться и в каком-то активном действии, которое мне не нравится, но я его все равно делаю. Иногда для начальника сделать своему подчиненному выговор — это смирение. Почему? Потому что это та обязанность, на которую он призван. Он не хочет ни с кем ругаться, не хочет будоражить в своей душе гнев. Он знает, что сейчас поругает человека, а потом будет вечером плохо засыпать в своей постели, это будет все прокручиваться в голове. Но он все равно идет и делает то, что должен. Это как раз и есть смирение. Если говорить точную формулировку, что есть смирение, то смирение есть исполнение воли Божией. В большинстве случаев, если на практике, это исполнение заключается в кротости, оно заключается в молчании, оно заключается в отходе от конфликтной ситуации, от ее силового решения. Но бывают моменты, когда именно силовое решение, когда именно серьезный ответ, силовой зачастую ответ является смирением по отношению к выполнению воли Божией. Я не просто промолчал и постоял в сторонке, а я пошел и сделал то, что я должен был сделать, даже если это требовало от меня какого-то активного, иногда и разрушительного действия. Это тоже будет христианским смирением. Итак, христианское смирение — это выполнение воли Божией, отречение от своей и выполнение того, что хочет Бог. Здесь мы могли бы поговорить, как вообще определить, что хочет Бог.

Константин Мацан:

— Прям сняли с языка вопрос.

Священник Алексей Дудин:

— И в этом отношении мы, по мере нашего духовного развития, по мере того, как мы живем, познавая Бога, учимся, что от нас Господь хочет. Это всегда приходит опытным путем. Если мы не уверены, как поступать в том или ином случае, мы всегда можем сказать: Господи, я посмотрел Священное Писание, открыл «Путь отцов», компиляцию Фуделя, и не нашел там ответа, вразуми меня, как мне поступить, научи меня, как мне быть. И если человек уже сделал все сам, для того, чтобы определить этот правильный путь, то он имеет все права на то, чтобы обратиться к Богу и сказать: Господи, я уже все, что мог, сделал, пошли мне человека или вразуми меня Сам, как мне нужно в этой ситуации поступить. Конечно, очень хорошо, и безопасно, и правильно, если в рамках нашего духовного развития у нас есть впереди идущий наставник. Замечательная практика, когда есть духовник, ну или хотя тот впереди идущий христианин, который может нам дать добрый совет. Даже если такого человека нет, мы всегда можем попросить у Бога, чтобы Господь выправил эту ситуацию. Больше того, я как священник готов засвидетельствовать, что это моя обычная практика. Я каждый раз после совершения евхаристического канона прошу Бога, чтобы Он исправил то, что мы делаем не так, чтобы Он направил нас всех, стоящих на литургии туда, куда нам надо, и чтобы по воле Своей святой Он нас всех спас. Желание воли Божией со временем дает то, что Господь эту волю Свою святую в нашу жизнь и посылает.

Константин Мацан:

— Спасибо огромное за эти слова. Они, как мне кажется, и подытоживают и закольцовывают то, о чем мы сегодня говорим. Мы начали с Сергея Фуделя, с его слов об этом триедином чувстве веры: любовь ко Христу, смирение перед Христом и отречение для Христа. Если вдуматься, то некоторой сквозной мыслью всего, что здесь сказано, является, как мне кажется, мысль, что Бог живой, Он не просто объект наших молитв, не просто фон, на котором мы принимаем решения, Он действующее Лицо. И поэтому мы можем быть с Ним в отношениях. Это то, о чем сегодня вы нам рассказывали. Это опыт. Мне очень дороги ваши слова, что в ситуации, когда думаешь, как поступить, рационально продумал, посоветовался с духовником, почитал книгу, опросил себя, свой опыт — спроси у Бога. Если ты ответственно, если ты не бросаешься принимать любые свои мысли за ответ Божий, если ты как-то готов к этому подойти ответственно и смиренно, кстати, и получить ответ, который, может быть, тебе покажется не самым желательным, но он будет таким, тогда Бог живой. Спасибо огромное. Священник Алексей Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар в Гатчинской епархии в Ленинградской области сегодня был с нами в программе «Светлый вечер». В студии у микрофона был Константин Мацан. Спасибо. До свиданья. До новых встреч на волнах Радио ВЕРА.

Священник Алексей Дудин:

— Спаси Господь.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем