
Фото: manas rb / Unsplash
В давние времена на севере Индии жил мудрый и великодушный правитель — раджа. Однажды, возвращаясь с охоты, он повстречал на своём пути трёх слепцов, которые просили подаяния. Бедняги были измождены и еле держались на ногах от голода.
Раджа пожалел их, велел накормить и взять в город. Там слепцы поблагодарили его и сказали:
— Ваше величество, всем известно ваше великодушие. Если вы приютите нас в своём дворце, мы будем служить вам верой и правдой.
— Как? Вы же слепы? Что же вы можете делать? — с улыбкой спросил раджа.
На это один из них ответил:
— Ваше величество, каждый из нас обладает редким даром. К примеру, я без труда смогу отличить настоящий жемчуг от фальшивого. Второй из нас, ощупав коня, сразу скажет, чистокровной ли он породы. Третий может определить, честный ли перед ним человек или бесчестный — у него особое врожденное чутьё.
Раджа решил проверить эти слова. Он велел положить на бархатные подушечки две одинаковых жемчужины: одну настоящую, другую —искусную подделку. Первый слепец дотронулся до каждой, и сразу же указал на настоящий жемчуг.
— Я беру тебя на службу во дворец, — сказал раджа. — Ты будешь следить, чтобы в мою казну не проникли фальшивые драгоценности.
Затем он велел привести своего лучшего коня и попросил второго слепца определить его породу. Тот внимательно ощупал спину и шею скакуна, и объявил:
— Ваше величество, эта лошадь — не чистых кровей, она не достойна царской конюшни.
Раджа был изумлён. Он позвал купца, у которого покупал скакуна, и велел сказать правду, какой он породы.
— Ваше величество, но это вовсе не тот конь, которого я продал конюшему, а другой, — удивился купец.
И тогда конюший, упав на колени, признался, что он подменил коня, и чистопородный находится в его доме.
— Отныне ты будешь моим конюшим вместо этого бесчестного и жадного человека, — сказал раджа второму слепцу.
Всё это время третий слепец ходил по залу мимо придворных раджи, и вдруг остановился перед главным министром, ощупал его грудь и сказал с укором:
— Не надлежит вам быть предателем по отношению к такому великодушному и доверчивому человеку, как раджа. Я знаю, что вы задумали вместо него завладеть троном, и прячете в своём кошеле склянку с ядом, чтобы отравить нашего доброго повелителя.
В кошеле, действительно, была обнаружена склянка с ядом. Министра взяли под стражу, а раджа сказал, обращаясь к третьему слепцу:
— В твоём лице я нашёл себе самого надёжного охранника! Какое счастье, что я не проехал мимо и остановился на дороге, когда встретил вас троих. Мне и мечтать не приходилось о таких верных помощниках...
А чему тут удивляться? Неравнодушным и милосердным всегда Бог помогает.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема