
Фото: Marcel L. / Unsplash
Давным-давно это было. Один купец по имени Абдулла получил немалое наследство, купил восемьдесят верблюдов и стал перевозить на них грузы из Багдада в другие большие города.
Однажды в пути он пустил верблюдов пастись, и сам присел отдохнуть в тени под деревом. Вдруг откуда-то появился маленький человечек, сел рядом, и они разговорились. Карлик рассказал, что знает в горах место, где спрятан клад, и, если Абдулла даст ему половину своих верблюдов, они вместе вывезут несметное сокровище.
«На сорока верблюдах можно перевезти много мешков с золотом», — прикинул Абдулла и согласился.
Путники отправились в горы, и добрались до глубокого ущелья с трещиной в скале. В пещере и впрямь лежали груды золотых монет и драгоценных камней. Абдулла бросился набивать ими мешки и навьючивать верблюдов. Но краем глаза он заметил, что карлик достал из россыпей сокровищ маленькую коробочку, внимательно осмотрел её и положил в карман.
— Прощай и будь счастлив. Теперь ты самый богатый человек, — сказал карлик, когда они выбрались из ущелья и вышли на дорогу. Он отсчитал сорок верблюдов и пошёл в противоположную сторону от Багдада.
Абдулла сделал несколько шагов и остановился. Жадность когтями сжала его сердце.
«Я отдал сорок моих верблюдов, навьюченных сокровищами, и ограбил сам себя, несчастный! На что ему такое богатство?» — подумал он и побежал догонять карлика. Абдулла стал его умолять отдать назад хотя бы десять верблюдов, потому что тот не справится с таким большим караваном.
Карлик молча отсчитал десять верблюдов, а остальных погнал дальше. Теперь у Абдуллы было пятьдесят верблюдов, нагруженных золотом и драгоценностями. Но не успел он пройти несколько шагов, как стал ругать сам себя: «Почему я не попросил у него двадцать или сразу тридцать верблюдов! Какая ему разница? Наверняка, он знает и другие пещеры с сокровищами, а мне больше так не повезёт».
Абдулла пустился вдогонку за карликом и стал кричать:
— Ты ведь не забыл, что эти верблюды — мои? Верни их мне!
Тот не сказал ни слова и отдал Абдулле всех верблюдов. Купец погнал караван в Багдад, но вдруг вспомнил про коробочку, которую карлик положил в карман.
«Наверняка, это волшебная коробочка, и в ней ключ ко всем сокровищам мира, раз он ей так дорожит», — подумал Абдулла и снова бросился в погоню.
Но карлик наотрез отказался отдавать коробочку, и Абдулле пришлось её отнять силой.
Внутри оказался какой-то белый песок. Абдулла разочарованно вздохнул и несколько песчинок попали ему в глаза. На время купец как будто ослеп, а когда зрение к нему вернулось, рядом не было ни карлика, ни верблюдов с сокровищами.
В руке осталась только пустая коробочка, а душе — раскаяние за свою глупую жадность.
(по мотивам арабской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог избавил от недобрых людей, которые пытаются нас обмануть, а также воспользоваться нашим к ним расположением и доверием? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Ложные учения о Боге и о Его взаимоотношениях с человеком всегда представляли собой угрозу для жизни христианских общин. Во времена апостола Павла эта проблема стояла довольно остро. Ведь христианство было молодой религией. По многим вероучительным вопросам Церковь ещё не высказала свою позицию. Символ веры, который мы сейчас слышим за каждой Литургией, появился лишь столетия спустя. А потому простым верующим было очень сложно отличить истинное учение от ошибочного. Многие попадали в ловушку лжебогословов.
Подобная опасность существовала и в христианской общине города Эфеса. Как мы узнаём из только что прозвучавшего отрывка, людей уводили от Христа те, кого апостол называет «хитрые обольстители» и «лукавые проповедники». Говоря о лукавстве, Павел использует термин, которым в греческом языке обозначается мастерство человека, который искусно играет в кости. Выиграть у такого пройдохи невозможно. Это всё равно, что пытаться обыграть карточного шулера. Подобно тому, как мошенник владеет картами, лжепророки владели искусством слова. Они ловко манипулировали понятиями и строили хитрые аргументы. Профессионалы в своём деле, они увлекали за собой простодушных и доверчивых верующих.
Поэтому Павел и призывает «истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос». Другими словами, каждый в свою меру должен принимать активное участие в жизни общины, которое есть Тело Спасителя. То есть искать повод послужить братьям и сёстрам. Приучать себя на деле исполнять заповедь о любви к ближним. В результате такой работы человек, по словам апостола, «получает приращение для созидания самого себя в любви». Иными словами, даже если верующему не хватает познаний в области богословия, Господь за внимательное отношение к людям даёт ему духовный опыт, достаточный для того, чтобы ясно видеть опасность и не увлекаться ложными идеями.
Эта практическая рекомендация полезна и для нас. Не всегда мы можем распознать даже ту ложь, которую нам передают ненамеренно. Что говорить о тех ситуациях, когда это делают специально. Возможно, нам просто не хватает жизненного опыта или знаний. Возможно, мы слишком уверены в себе или чрезмерно доверяем собственной практической интуиции. Чтобы не попасть в ловушку, Павел предлагает нам развивать духовное чутье. Особую духовную интуицию. Для этого всего лишь необходимо каждый день устраивать свою жизнь так, будто наша основная на сегодня забота — исполнить заповедь Спасителя о любви к тем, кто встретится на нашем пути. Тот, кто целенаправленно трудится в этом направлении и добивается в этом деле мастерства, постепенно всё больше начинает ощущать реальное присутствие Бога в своей жизни. А вместе с этим благодатным опытом приходит и особая мудрость. Она открывает нам истинные мотивы людей, помогает чувствовать опасность и видеть суть происходящего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Что и как поют в храмах?». Священник Александр Лаврухин, Евгений Тугаринов

У нас в студии были директор Свято-Димитриевской общеобразовательной школы священник Александр Лаврухин и регент, кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, из чего состоит церковное пение, что и как поется на богослужениях и как складывалась эта традиция.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Смыслы Библии». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о смыслах, наполняющих Библию, как их открывать и почему чтение Священного Писания должно стать важной составляющей жизни христианина.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер