Написать картину «За шахматами» Ирину Шевандронову вдохновили супруг — художник Андрей Тутунов, и сын Миша. Они очень любили шахматные поединки, — могли часами проводить время за игрой. Один из таких тёплых моментов изображён в этой работе.

— Маргарита Константиновна, смотрите! Шах!
— Прости, Никита, что ты сказал?
— Чёрная пешка объявила шах королю!
— А, ты увидел шахматный турнир на картине Ирины Шевандроновой «За шахматами»!
— Точно! Ради этого стоило приехать к вам в Третьяковскую галерею. Можно сказать, увидел дорогой сердцу сюжет.
— Да, помню, Никитушка, как ты и твой папа много-много лет назад вот так же, как герои картины, сидели за шахматной доской. Вы могли часами играть. Помнишь, это было у вас на даче под Петербургом? Мы с твоей мамой успевали и цветы посадить, и в магазин сходить, и ужин приготовить... Тебе лет восемь было. Но соображал ты отлично!
— Удавалось даже обыграть папу, хотя это было непросто.
— И даже если ты проигрывал, всё равно радовался интересному поединку.
— И возможности подолгу общаться с отцом. Он много работал, часто бывал в командировках. Видел я его редко. Но когда отец уходил в отпуск — вот это была радость! Вот это было счастье! Особенно для меня, мальчишки.
— Вот такое счастье общения сына и отца, по-моему, замечательно изобразила Ирина Шевандронова на своей картине.
— Маргарита Константиновна, а расскажите, пожалуйста, об этой художнице.
— Она родилась в Москве в конце 20-х годов прошлого века. Повзрослев, поступила в институт имени Сурикова. Много путешествовала по городам и сёлам нашей страны. Особенно её трогала детская тема. Герои её работ — девчонки и мальчишки, непосредственные, живые, трогательные. Сюжеты просты и одновременно глубоки и душевны. Да и сама Ирина Васильевна была человеком светлым, душевным.
— А кого она изобразила на картине «За шахматами»?
— Это её самые близкие люди — супруг, тоже, кстати, известный художник, Андрей Тутунов и сын Михаил. Здесь, на картине, Миша изображён в возрасте восьми лет. Герои сосредоточены, кажется, абсолютно спокойны. У них расслабленные позы. Сюжет этой работы можно назвать статичным, в ней нет физического движения.
— Зато можно почувствовать движение мыслей сына и папы. Каждый из них просчитывает ходы соперника и, судя по расположению фигур на шахматной доске, игра идёт почти на равных.
— А ещё можно заметить, с какой любовью и нежностью за этим поединком наблюдает мама, художница Ирина Шевандронова, чьими глаза мы видим героев. Она буквально улавливает сюжет из своей семейной жизни и делится этим мгновением с нами, своими зрителями. Передаёт тепло и радость простого человеческого общения родных людей.
— Как мне это близко, Маргарита Константиновна! Знали бы вы, как я тоскую по тем временам, когда я был ребёнком. Вот бы вернуться хоть на минутку в нашу старую квартиру, где мы жили с родителями. А сейчас после ухода мамы, папа что-то совсем не в настроении, редко выходит из дома... Беспокоюсь за него.
— Никита, мне бы очень хотелось навестить его. Через неделю у меня начинается отпуск, вот я к вам в Петербург и приеду на пару дней.
— Отличная идея! Ваш приезд доставит ему большое утешение!
— И расскажем ему заодно о замечательной картине Ирины Шевандроновой «За шахматами», которую мы встретили с тобой в Третьяковской галерее...
— ...И которая подарила мне столько добрых воспоминаний!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер