Написать картину «За шахматами» Ирину Шевандронову вдохновили супруг — художник Андрей Тутунов, и сын Миша. Они очень любили шахматные поединки, — могли часами проводить время за игрой. Один из таких тёплых моментов изображён в этой работе.
— Маргарита Константиновна, смотрите! Шах!
— Прости, Никита, что ты сказал?
— Чёрная пешка объявила шах королю!
— А, ты увидел шахматный турнир на картине Ирины Шевандроновой «За шахматами»!
— Точно! Ради этого стоило приехать к вам в Третьяковскую галерею. Можно сказать, увидел дорогой сердцу сюжет.
— Да, помню, Никитушка, как ты и твой папа много-много лет назад вот так же, как герои картины, сидели за шахматной доской. Вы могли часами играть. Помнишь, это было у вас на даче под Петербургом? Мы с твоей мамой успевали и цветы посадить, и в магазин сходить, и ужин приготовить... Тебе лет восемь было. Но соображал ты отлично!
— Удавалось даже обыграть папу, хотя это было непросто.
— И даже если ты проигрывал, всё равно радовался интересному поединку.
— И возможности подолгу общаться с отцом. Он много работал, часто бывал в командировках. Видел я его редко. Но когда отец уходил в отпуск — вот это была радость! Вот это было счастье! Особенно для меня, мальчишки.
— Вот такое счастье общения сына и отца, по-моему, замечательно изобразила Ирина Шевандронова на своей картине.
— Маргарита Константиновна, а расскажите, пожалуйста, об этой художнице.
— Она родилась в Москве в конце 20-х годов прошлого века. Повзрослев, поступила в институт имени Сурикова. Много путешествовала по городам и сёлам нашей страны. Особенно её трогала детская тема. Герои её работ — девчонки и мальчишки, непосредственные, живые, трогательные. Сюжеты просты и одновременно глубоки и душевны. Да и сама Ирина Васильевна была человеком светлым, душевным.
— А кого она изобразила на картине «За шахматами»?
— Это её самые близкие люди — супруг, тоже, кстати, известный художник, Андрей Тутунов и сын Михаил. Здесь, на картине, Миша изображён в возрасте восьми лет. Герои сосредоточены, кажется, абсолютно спокойны. У них расслабленные позы. Сюжет этой работы можно назвать статичным, в ней нет физического движения.
— Зато можно почувствовать движение мыслей сына и папы. Каждый из них просчитывает ходы соперника и, судя по расположению фигур на шахматной доске, игра идёт почти на равных.
— А ещё можно заметить, с какой любовью и нежностью за этим поединком наблюдает мама, художница Ирина Шевандронова, чьими глаза мы видим героев. Она буквально улавливает сюжет из своей семейной жизни и делится этим мгновением с нами, своими зрителями. Передаёт тепло и радость простого человеческого общения родных людей.
— Как мне это близко, Маргарита Константиновна! Знали бы вы, как я тоскую по тем временам, когда я был ребёнком. Вот бы вернуться хоть на минутку в нашу старую квартиру, где мы жили с родителями. А сейчас после ухода мамы, папа что-то совсем не в настроении, редко выходит из дома... Беспокоюсь за него.
— Никита, мне бы очень хотелось навестить его. Через неделю у меня начинается отпуск, вот я к вам в Петербург и приеду на пару дней.
— Отличная идея! Ваш приезд доставит ему большое утешение!
— И расскажем ему заодно о замечательной картине Ирины Шевандроновой «За шахматами», которую мы встретили с тобой в Третьяковской галерее...
— ...И которая подарила мне столько добрых воспоминаний!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение