Пророк Авраам родился в шумерском городе Ур – в Священном писании он именуется Уром Халдейским. Когда библейский праведник был уже взрослым, женатым человеком, его отец – Фарра, неожиданно принимает решение оставить родину и отправляется в нелегкое путешествие в Ханаан, взяв с собой сыновей, невесток и внука. В пути Фарра умирает, Авраам остается старшим в семье. Пророк не пытается вернуться назад – туда, где прошли его детство и юность. Он слышит призыв Бога продолжать странствие, а также обет Творца произвести от него, на тот момент еще не имевшего потомства, великий народ.
Книга Бытия, в которой изложена эта история, обходит молчанием причины, заставившие Фарру пуститься в путь. Чем же оказался неугоден отцу Авраама халдейский Ур? До двадцатого века никто не представлял, что это был за город. Однако, после научной экспедиции, предпринятой британским археологом Чарльзом Вулли, стало ясно, что в двадцатом веке до Рождества Христова это был мегаполис, который без преувеличения можно было бы назвать столицей мира.
Комментарий эксперта:
Раскопки, проведенные на месте древнего поселения, неподалеку от современного иракского города Телль-Эль-Мукайяр, показали, что жители Ура жили в основном в больших двухэтажных каменных коттеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат. Дворцы и храмы отличались необычайным великолепием. На территории раскопок были в изобилии обнаружены оружие, утварь и украшения, изготовленные из драгоценных материалов. Среди находок Чарльза Вулли, прогремевших на весь мир – так называемый штандарт войны и мира – две декоративные металлические панели, инкрустированные лазуритом и перламутром, с изображением батальных сцен и мирной жизни шумеров. Здесь же были найдены урские арфы – древнейшие музыкальные инструменты, известные в истории человечества.
Изучив большой клинописный архив, обретенный во время изысканий, ученые узнали, Ур был столицей империи, жившей по четко сформулированным законам. В государстве существовало разделение труда и рынок обмена его результатами. Одни занимались разведением мелкого и крупного скота, другие обрабатывали шерсть, сучили пряжу и ткали полотно, а третьи шили из полотна одежду. Были развиты такие ремесла, как плотничество, кожевенное производство, ювелирное искусство, распространено строительство небольших тростниковых лодок, на которых перевозили товары по рекам и каналам, проложенным по всей стране. Среди клинописных записей сохранились математические таблицы, где фигурировали вычисления от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.
Однако, у великолепия жизни в халдейском городе Уре была и обратная сторона…
Комментарий эксперта:
На раскопках халдейского Ура в окрестностях Телль-Эль-Мукайяра ученые откопали великий зиккурат – самый обширный языческий храмовый комплекс Древнего Междуречья. И убедились, что он представлял собой не только выдающийся архитектурный ансамбль, но и место совершения человеческих жертвоприношений!
Вне всякого сомнения, что такая религиозная практика была отвратительна Аврааму и его близким, поклонявшимся Единому Богу, Творцу Вселенной. Вероятнее всего, именно варварское многобожие жителей Ура и стало непреодолимым препятствием для жизни в этом городе семьи библейского праведника.
Археологические открытия, совершенные английскими учеными на территории халдейского Ура, неожиданно показали всю глубину веры Авраама. Пророк отказался от роскоши и комфорта ради того, чтобы его потомки не были отравлены дурманом языческих культов, а росли в любви к Истинному Богу, создавшему этот мир.
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.
5 мая. Об акушерках в Святом Писании

Сегодня 5 мая. Международный день акушерки.
Об акушерках в Святом Писании — протоиерей Михаил Самохин.
Пожалуй, первое в Священном Писании упоминание о тех, кого мы сегодня называем акушерами и кого сегодня чествуем, мы находим в истории с пророком и Боговидцем Моисеем в самом его раннем детстве. Именно им, которых тогда называли повивальными бабками, Аарон повелел убивать всех младенцев в еврейских семьях мужского пола, чтобы искоренить таким образом возможность восстания еврейского народа. И мы знаем, что повивальные бабки не пошли на исполнение преступного приказа и тайком старались сохранить жизни младенцев. Это упоминание сегодня кажется особенно важным, потому что в ряде стран сейчас практикуют самые разные, я бы сказал, бесчеловечные эксперименты над детством и над возможностью дать ребенку родиться, увидеть свет Божий. И в этих условиях именно твердое желание, как это заповедано нам Священным Писанием акушера, помочь ребенку родиться, помочь новому человеку увидеть свет Божий, является важным, самым главным и основным. Именно об этом нам рассказывает Священное Писание впервые упоминая об этой замечательной профессии. Слава Богу, большинство акушеров и в нашей стране сейчас руководствуется теми же самыми гуманными соображениями. Если Господь дал человеку ребенка, если этот ребенок здоров, и здоровью матери ничего не угрожает, и есть возможность увидеть белый свет Божий, этому замечательному новому человечку, конечно же, нужно сделать все возможное, чтобы дать ему родиться. Каждый из нас может от чистого сердца сказать доброе слово благодарности акушеру, который когда-то присутствовал при рождении. Даже если мы не знаем об этом, быть может, он оказал неоценимую помощь нашей маме в том, чтобы и мы имели возможность прославить Господа и Спасителя Христа.
5 мая. О внимании и милосердии к людям с ограниченными возможностями

Сегодня 5 мая. Международный день борьбы за права людей с ограниченными возможностями.
О внимании и милосердии к ним — священник Николай Конюхов.
Сегодня день милосердия ко всем людям с ограниченными возможностями. Я, когда обычно рассказываю детям о евангельских эпизодах со слепорожденным или с человеком с сухой рукой, или еще кто-то, который имел вот какой-то такой дефект, какую-то болезнь, которая не позволяла ему полноценно жить, всегда говорю, что, знаете, сейчас есть социальные программы, доступная среда, какие-то инклюзивные вещи. В древности такого не было, и человек во многом был обречен на такое нищенское существование и рассчитывал только на милосердие окружающих людей. Почему с такой надеждой они обращаются к Господу и просят Его о помощи? Потому что просто человек выпадал из общественной жизни. И хочется надеяться, что в христианскую эпоху, в которую мы сейчас живем, для нас абсолютно в порядке вещей проявлять к таким людям и внимание, и не оставлять их наедине с их проблемами. И особенно для нас, христиан, мы должны быть в фарватере этого делания. У нас в Церкви существует социальный отдел, который реализует множество таких проектов. Некоторые люди думают: ну у меня вот совсем нету свободного времени, работа. Я не могу поехать сейчас куда-то в центр помощи людям с ограниченными возможностями. Как я могу оторвать себя от этих дел, и как я могу к ним проявить любовь? И благодаря тому, что сейчас есть множество таких вот социальных центров, в том числе, организуемых Русской Православной Церковью, человек может перевести какое-то пожертвование, где-то поучаствовать в какой-то программе, и все равно помочь этим людям. Плюс Господь нам всегда говорит, чтобы мы замечали людей вокруг себя.