
Фото: Senne Gilis/Unsplash
Конец мая 1912 года для юной Тани Варнек, дочери дворянина, морского офицера Александра Варнека, был радостным: девушка окончила гимназию. Осенью она собиралась поступать в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, а пока, полная надежд и планов на будущее, отправилась отдыхать на юг, в принадлежавшее их семье имение Москалёвка под Туапсе.
Лето уже подходило к концу, когда Татьяна получила письмо от своей лучшей подруги. Она тоже хотела поступать в рисовальную школу вместе с Таней, но теперь сообщала, что передумала и собирается пойти на курсы сестёр милосердия Кауфманской общины и звала Татьяну с собой. Девушка долго размышляла над письмом подруги. «Выйдет ли из меня художница, ещё неизвестно, — рассуждала она. — А став сестрой милосердия, я буду приносить людям пользу, помогать им!» И Татьяна Варнек приняла решение. Вернувшись осенью в Петербург, она записалась на курсы.
После Рождества началась практика в Обуховской больнице. Условия были тяжёлыми, поблажек новоиспечённым сёстрам милосердия не делалось, и в результате, не выдержав нагрузки, ушла едва ли не половина курса. Но Таня осталась. Она была уверена, что встала на верный путь, чувствовала, что нашла своё призвание.
Поэтому, когда в 1914 году началась Первая Мировая война, Татьяна, приняла решение отправиться на фронт. Местом её назначения был городок Жолкив неподалёку от Львова, у самой линии Юго-Западного фронта. Таня добиралась до него по железной дороге. В Киеве была пересадка, и, сойдя с поезда, девушка увидела, что вокзал заполнен раненными. Они лежали прямо на полу в ожидании перевязки. Татьяна, собиравшаяся было перекусить и немного отдохнуть, тут же отбросила эти мысли и предложила фельдшеру свою помощь. Не покладая рук она проработала несколько часов до самого прихода своего поезда. «Это было моё боевое крещение» — позже вспоминала она.
В станционном госпитале Жолкива молодой сестре милосердия пришлось нелегко. Раненные с линии фронта, казалось, поступали каждую минуту. Татьяна работала по тридцать шесть часов, а потом, после недолго отдыха, вновь шла на смену. Однажды на станции остановился транзитный поезд, полный раненых. Он следовал во Львов без медицинского сопровождения. Раненые кричали, просили пить и есть. Татьяна побежала к начальнику лазарета и сообщила об этом. Девушка была уверена, что получит приказ накормить раненых и оказать им помощь. Однако начальник категорически запретил Варнек и другим сёстрам идти к поезду. Татьяна возмутилась, и, не обращая внимания на запрет, вместе с другими сёстрами и санитарами побежала к поезду, захватив из лазарета хлеб и воду. Пока поезд стоял, они успели напоить, накормить и перевязать солдат.
В ноябре 1918 года Татьяна стала сестрой милосердия Добровольческой армии — белого военного формирования на юге России. Она самоотверженно трудилась в госпитале в городе Екатеринодаре — так тогда назывался Краснодар — а через несколько месяцев получила назначение в 4-й Передовой отряд Красного Креста при Терско-Кубанской дивизии, пройдя с нею в боях весь нелёгкий путь.
В 1921 году Татьяна Варнек вместе со многими тысячами беженцев была вынуждена покинуть Родину. Она оказалась в Болгарии. В её столице, городе София, Варнек обратилась в болгарский Красный Крест с просьбой определить её в качестве сестры милосердия в один из госпиталей. И вдали от Родины Татьяна желала помогать людям.
Продукты для приюта «Покровская община» в Санкт-Петербурге

«Кому добавки?» — всякий раз с любовью переспрашивает повар Надежда Павловна. Она работает в петербургском Православном приюте «Покровская община». Здесь живут те, кому по разным причинам больше некуда пойти. Среди них много пожилых.
«Почти всем нужно готовить диетические блюда, как своим стареньким родителям. Поскольку часто у них нет зубов и обычную еду им не прожевать», — заботливо объясняет Надежда Павловна.
Поваром она работает больше 20 лет, поэтому легко придумывает новые блюда из тех продуктов, что есть в наличии. Так, чтобы накормить подопечных вкусно и питательно. Иногда балует их пирогами или блинчиками.
Бездомные люди живут в приюте временно, пока решается их дальнейшая судьба. Местные социальные работники помогают им восстановить документы, оформить пенсию, устроиться в дом престарелых или найти родственников. Сейчас в центре находятся восемь человек.
Одинокую пенсионерку Валентину Николаевну сюда привели добрые люди. Ей 87 лет. Раньше она жила и работала инженером в Узбекистане. А 17 лет назад вернулась в Россию, в Санкт-Петербург. Сняла там жильё и работала то консьержкой, то посудомойщицей и ещё раздавала рекламные листовки на улицах города. А потом она попала в аварию и полгода провела в больнице... Сейчас женщина с трудом передвигается. Но находится под заботливым крылом сотрудников Православного приюта «Покровская община».
Сегодня проекту необходимо помощь в покупке продуктов. Чтобы накормить всех подопечных нужно около 28 000 рублей в месяц. Кроме этого, важно приобрести технику, которая позволит делать пюре для тех, кому сложно есть. Помочь приюту для бездомных людей «Покровская община», что в Санкт-Петербурге, можно на портале «Милосердие.RU».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия братьев Трубецких». Священник Георгий Белькинд

У нас в студии был Президент образовательного фонда имени Сергея и Евгения Трубецких священник Георгий Белькинд.
Разговор шел о русских философах 19го века, братьях Сергее и Евгении Трубецких, в частности об их размышлениях о Христе, смысле жизни и богословии иконы.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву;
Четвертая беседа со старшим научным сотрудником философского факультета МГУ Юрием Пущаевым была посвящена Константину Леонтьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер