
Фото: Senne Gilis/Unsplash
Конец мая 1912 года для юной Тани Варнек, дочери дворянина, морского офицера Александра Варнека, был радостным: девушка окончила гимназию. Осенью она собиралась поступать в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, а пока, полная надежд и планов на будущее, отправилась отдыхать на юг, в принадлежавшее их семье имение Москалёвка под Туапсе.
Лето уже подходило к концу, когда Татьяна получила письмо от своей лучшей подруги. Она тоже хотела поступать в рисовальную школу вместе с Таней, но теперь сообщала, что передумала и собирается пойти на курсы сестёр милосердия Кауфманской общины и звала Татьяну с собой. Девушка долго размышляла над письмом подруги. «Выйдет ли из меня художница, ещё неизвестно, — рассуждала она. — А став сестрой милосердия, я буду приносить людям пользу, помогать им!» И Татьяна Варнек приняла решение. Вернувшись осенью в Петербург, она записалась на курсы.
После Рождества началась практика в Обуховской больнице. Условия были тяжёлыми, поблажек новоиспечённым сёстрам милосердия не делалось, и в результате, не выдержав нагрузки, ушла едва ли не половина курса. Но Таня осталась. Она была уверена, что встала на верный путь, чувствовала, что нашла своё призвание.
Поэтому, когда в 1914 году началась Первая Мировая война, Татьяна, приняла решение отправиться на фронт. Местом её назначения был городок Жолкив неподалёку от Львова, у самой линии Юго-Западного фронта. Таня добиралась до него по железной дороге. В Киеве была пересадка, и, сойдя с поезда, девушка увидела, что вокзал заполнен раненными. Они лежали прямо на полу в ожидании перевязки. Татьяна, собиравшаяся было перекусить и немного отдохнуть, тут же отбросила эти мысли и предложила фельдшеру свою помощь. Не покладая рук она проработала несколько часов до самого прихода своего поезда. «Это было моё боевое крещение» — позже вспоминала она.
В станционном госпитале Жолкива молодой сестре милосердия пришлось нелегко. Раненные с линии фронта, казалось, поступали каждую минуту. Татьяна работала по тридцать шесть часов, а потом, после недолго отдыха, вновь шла на смену. Однажды на станции остановился транзитный поезд, полный раненых. Он следовал во Львов без медицинского сопровождения. Раненые кричали, просили пить и есть. Татьяна побежала к начальнику лазарета и сообщила об этом. Девушка была уверена, что получит приказ накормить раненых и оказать им помощь. Однако начальник категорически запретил Варнек и другим сёстрам идти к поезду. Татьяна возмутилась, и, не обращая внимания на запрет, вместе с другими сёстрами и санитарами побежала к поезду, захватив из лазарета хлеб и воду. Пока поезд стоял, они успели напоить, накормить и перевязать солдат.
В ноябре 1918 года Татьяна стала сестрой милосердия Добровольческой армии — белого военного формирования на юге России. Она самоотверженно трудилась в госпитале в городе Екатеринодаре — так тогда назывался Краснодар — а через несколько месяцев получила назначение в 4-й Передовой отряд Красного Креста при Терско-Кубанской дивизии, пройдя с нею в боях весь нелёгкий путь.
В 1921 году Татьяна Варнек вместе со многими тысячами беженцев была вынуждена покинуть Родину. Она оказалась в Болгарии. В её столице, городе София, Варнек обратилась в болгарский Красный Крест с просьбой определить её в качестве сестры милосердия в один из госпиталей. И вдали от Родины Татьяна желала помогать людям.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема