Это в ХХ веке жизнь в Сызране стала жизнью тихого провинциального города. А во второй половине XVII века она скорее напоминала времена золотой лихорадки в Америке. Казаки, солдаты, служилые и гулящие люди всех мастей, купцы-авантюристы. Власти практически не было, а за Волгой и Сызраном, так раньше называли реку Сызранку, начинались земли Калмыкского ханства. Степняки формально считались подданными русского царя, а на практике жили довольно независимо.
Вот в такой обстановке в 1683 году на берегу реки Сызрань невдалеке от места ее впадения в Волгу поднялась крепость.
Строили тогда быстро: в июне прислан царский указ симбирскому воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому, а в сентябре уже была готова «неравнобочная четвероугольная крепость». Из-за малолетства царей Петра и Ивана дела в Российском государстве вершила царевна Софья. Крепость стояла и правительство её могло быть довольно. Теперь были закрыты южные подступы к Самарской Луке с ее богатыми соляными варницами и рыбными ловлями.
Что ж поделать, если всегда человечеству приходится на первое место ставить военное дело, а уж потом духовную жизнь. Так получилось и со Спасской башней Сызранского кремля, которая, фактически, одна только от него и сохранилась.
Возведена она из кирпича над единственным въездом на территорию крепости и является самым древним архитектурным памятником Сызрани, признанным в настоящее время памятником федерального значения. От Спасской башни берёт начало главная улица города – Советская, бывшая Большая.
Всего лишь однажды башня применялась как оборонное сооружение. А потом была переделана в церковь во имя Спаса Нерукотворного.
Внешне Спасская башня напоминает шатровую колокольню высотой 27 метров. Но тот факт, что церковь была устроена в некогда оборонительном сооружении, прида́л своеобразные черты этому памятнику. Её тяжеловесные формы абсолютно просты. Их полная симметричность обусловила крайнюю сдержанность в декоративном оформлении фасадов. Из-за этого, кстати, местонахождение алтаря совершенно не выявлено во внешнем облике. Сверху располагается звонница.
В 1850 году башня, церковь в ней, а также образа были обновлены на средства купцов Серебрякова и Колпаченкова. В это же время для входа в церковь вместо деревянного пристроили каменное крыльцо. На фотографиях рубежа XIX-XX веков видно, что проезд под башней в это время уже был заделан.
После прихода советской власти всё обошлось без кощунств и взрывов. И сама Спасская башня и территория кремля были отданы краеведческому музею. А в настоящее время в башне располагается музей Сызранского кремля.
Сейчас уже уверенно можно сказать, что со временем Спасская башня превратилась в своеобразный символ Сызрани, в содержании которого соединились идеи доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.