Одного изречения — «Стяжи дух мирен внутри себя, и вокруг тебя спасутся тысячи» — уже хватило бы, чтобы признать его автора величайшим русским святым. Преподобный Серафим Саровский этой фразой, зацитированной до дыр, объяснил, как поступать христианину, когда хочется сделать мир лучше. Преображение мира вокруг начинается с преображения себя изнутри. Теория, общие слова? Но говорят, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. А общие слова, если бы становились руководством к действию, работали бы очень эффективно. Представьте, если бы все люди на практике подчинили свою жизнь заповедям о любви к ближнему — пошел бы один с войной на другого?
Другое знаменитое изречение батюшки Серафима — «истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого» — вполне могло показаться отвлеченной метафизикой уже его современникам: достаточно вспомнить нравы высшего общества, убедительно описанного Пушкиным в «Евгении Онегине» или Грибоедовым в «Горе от ума». Но для преподобного Серафима смирение, любовь к ближнему и, главное, личность Христа — все это было не метафизикой, не общими словами, а самой настоящей действительностью.
Есть святые, значительность заслуг которых ощутима даже для нецерковного взгляда. Например, святой князь Владимир крестил Русь. Преподобная Елизавета Федоровна основала обитель милосердия. Святитель Николай Чудотворец творил чудеса. Такие дела понятны, осязаемы и велики. А что на этом фоне делал преподобный Серафим Саровский? Как будто ничего: просто молился, просто постился, просто читал Евангелие, просто принимал посетителей и всегда встречал их словами: «Радость моя, Христос Воскресе»… Но с христианской точки зрения, такое сугубо внутреннее делание — занятие не менее серьезное, чем любые действия, обращенные вовне. А может быть, даже более серьезное. Молиться — не значит бездействовать. Молитва — это труд, потому что обратиться к Богу по-настоящему — и вправду трудно. Ведь это напрямую связано с очищением самого себя. Не это ли означает сделать мир лучше, раз я — тоже часть этого мира… «Стяжи дух мирен внутри себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Внешние «общественные» заслуги у преподобного Серафима тоже есть. По его благословению, недалеко от Сарова основан Серафимо-Дивееский женский монастырь — без преувеличения один из самых посещаемых монастырей Русской Православной Церкви сегодня. По преданию, место, на котором позже будет основан Дивеевский монастырь, указала святому сама Богородица — и велела, чтобы монахини обнесли это место специально вырытой канавкой. Сейчас ее так и называют — Святая канавка. Преподобный Серафим сказал про нее: «Кто пройдет по этой канавке и прочтет сто пятьдесят молитв Богородице, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев». О чем это? Конечно, не о галлюцинациях и не о самоубеждении. Речь о том, что религиозный опыт, близость к Богу и радость веры — все это может быть одним и тем же как в Дивеево, так и в Иерусалиме и вообще в любом месте. Даже в маленькой хижине в саровском лесу. В этом — возможно, главный урока батюшки Серафима.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема