Одного изречения — «Стяжи дух мирен внутри себя, и вокруг тебя спасутся тысячи» — уже хватило бы, чтобы признать его автора величайшим русским святым. Преподобный Серафим Саровский этой фразой, зацитированной до дыр, объяснил, как поступать христианину, когда хочется сделать мир лучше. Преображение мира вокруг начинается с преображения себя изнутри. Теория, общие слова? Но говорят, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. А общие слова, если бы становились руководством к действию, работали бы очень эффективно. Представьте, если бы все люди на практике подчинили свою жизнь заповедям о любви к ближнему — пошел бы один с войной на другого?
Другое знаменитое изречение батюшки Серафима — «истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого» — вполне могло показаться отвлеченной метафизикой уже его современникам: достаточно вспомнить нравы высшего общества, убедительно описанного Пушкиным в «Евгении Онегине» или Грибоедовым в «Горе от ума». Но для преподобного Серафима смирение, любовь к ближнему и, главное, личность Христа — все это было не метафизикой, не общими словами, а самой настоящей действительностью.
Есть святые, значительность заслуг которых ощутима даже для нецерковного взгляда. Например, святой князь Владимир крестил Русь. Преподобная Елизавета Федоровна основала обитель милосердия. Святитель Николай Чудотворец творил чудеса. Такие дела понятны, осязаемы и велики. А что на этом фоне делал преподобный Серафим Саровский? Как будто ничего: просто молился, просто постился, просто читал Евангелие, просто принимал посетителей и всегда встречал их словами: «Радость моя, Христос Воскресе»… Но с христианской точки зрения, такое сугубо внутреннее делание — занятие не менее серьезное, чем любые действия, обращенные вовне. А может быть, даже более серьезное. Молиться — не значит бездействовать. Молитва — это труд, потому что обратиться к Богу по-настоящему — и вправду трудно. Ведь это напрямую связано с очищением самого себя. Не это ли означает сделать мир лучше, раз я — тоже часть этого мира… «Стяжи дух мирен внутри себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Внешние «общественные» заслуги у преподобного Серафима тоже есть. По его благословению, недалеко от Сарова основан Серафимо-Дивееский женский монастырь — без преувеличения один из самых посещаемых монастырей Русской Православной Церкви сегодня. По преданию, место, на котором позже будет основан Дивеевский монастырь, указала святому сама Богородица — и велела, чтобы монахини обнесли это место специально вырытой канавкой. Сейчас ее так и называют — Святая канавка. Преподобный Серафим сказал про нее: «Кто пройдет по этой канавке и прочтет сто пятьдесят молитв Богородице, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев». О чем это? Конечно, не о галлюцинациях и не о самоубеждении. Речь о том, что религиозный опыт, близость к Богу и радость веры — все это может быть одним и тем же как в Дивеево, так и в Иерусалиме и вообще в любом месте. Даже в маленькой хижине в саровском лесу. В этом — возможно, главный урока батюшки Серафима.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер