История христианского мученичества и исповедничества в Крыму – это не только события седой древности. Примерами жестокости и святости полон и недавно прошедший 20-й век.
Среди тех, кто перед лицом смерти не отрёкся от Христа – священномученик Димитрий Игнатенко, тяжелая, но славная жизнь которого тесно связана с Крымом.
Дмитрий Феофотович Игнатенко родился 17 июля 1872 года в селе Аготманы Запорожской области в семье священника. Пойдя по стопам отца, после окончания Киевской духовной академии в 1898 году принял священнический сан. По распределению попал в Таврическую епархию. Здесь у него и его супруги Елизаветы родились два мальчика и девочка. Преподавал в Симферопольском духовном училище географию, историю и церковный устав, служил в Петропавловском соборе, заведовал епархиальной канцелярией. Жизнь складывалась спокойно и размеренно. Пока в 1917 году в Крым не пришли большевики. Новая власть не была лояльна по отношению к Церкви, а со временем стала и вовсе враждебной.
Впервые протоиерея Димитрия арестовали в 1922-м. Вместе со своим епархиальным архиереем, будущим священномучеником Никодимом Кротковым, он предстал перед пролетарским судом по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. Показательный суд вынес приговор – 3 года исправительно-трудовых лагерей. Однако вскоре отец Димитрий был амнистирован в связи с 5-й годовщиной революции и вернулся в Симферополь.
В 1926 году последовал новый арест. В доносе уполномоченного Петра Грязнова обозначалась вина священника: «Призывал прихожан к милосердию, чтобы в нечеловеческих условиях, в которые их поставила новая власть, оставаться православными и ради Воскресшего Христа обратить своё внимание на братьев, томящихся в темнице, и по мере сил и возможности помочь им». С вердиктом «за антисоветскую агитацию» протоиерей Димитрий Игнатенко сам лишился свободы. На 3 года его выслали в Марийскую область без права возвращения в Крым. Отбыв ссылку отец Димитрий приехал в Запорожскую область и получил приход в селе Кручи.
Жизнь семьи Игнатенко была полна скорбей. Старший сын Сергей — музыкант — играл в оркестре Большого театра, но из-за происхождения был выслан на Соловки. Дочь Серафима работала переводчицей, но была уволена с работы за свое происхождение. Приходская община отца Димитрия очень бедствовала; не порвавшие с церковью крестьяне едва выживали. Голодала и семья священника. Матушка Елизавета, узнав, что зарубежные организации помогают нуждающимся, написала по всем адресам: в Швецию, Германию, Польшу. Через некоторое время пришли небольшие денежные переводы. Но рабоче-крестьянская власть оказалась слишком ревнивой к благотворительной помощи тем, кто, по её мнению, должен был умирать тихо и безропотно.
В 1935 году протоиерей Димитрий был арестован. Ему инкриминировали… «распространение фашистских и религиозных взглядов». Во время следствия 63-летний священник содержался в мелитопольской тюрьме, здоровье его пошатнулось. 9 сентября отца Димитрия положили в тюремную больницу. Он предал себя на волю Божию и отказался от лечения. На праздник Воздвижения Креста Господня протоиерей Димитрий Игнатенко почил, достойно донеся свой жизненный крест до конца.
В 2000 году по представлению Крымской епархии Архиерейский Собор причислил протоиерея Димитрия Игнатенко к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.