
Общение душ через сердце — так называл взаимоотношения родных людей епископ Феофан Затворник, прославленный Церковью в лике святителей. Семью самого святого можно назвать ярким примером такого общения.
Будущий богослов и проповедник родился в большой и дружной семье сельского священника Василия Говорова. В родном селе Чернава Орловской губернии батюшку Василия знали как доброго пастыря, миролюбивого человека и хлебосольного хозяина. А его супруга, Татьяна Ивановна, была женщиной с мягким и великодушным нравом, кроткой хранительницей домашнего очага. В крещении мальчика нарекли Георгием, а дома ласково звали Егорушкой. С самого детства мальчик видел, какой заботой окружала мать своего мужа и детей. Целыми днями она трудилась по хозяйству — нужно было всех накормить, напоить. Отец часто был занят приходскими делами. И в его отсутствие мать занималась духовным воспитанием детей. «Матушка наша, — вспоминал святитель Феофан, — богословам не уступала. Она нам рассказывала жития святых, либо вслух читала по книге». В домашних хлопотах матери помогала старшая дочь Люба. Особенно ей нравилось нянчить новорождённого Егорушку. Сестра пеленала мальчика, играла с ним.
Как только Егорушка немного подрос, отец стал брать его с собой в храм. Малышу нравилось подпевать на клиросе, помогать в алтаре, лазить вместе со звонарём на колокольню. Тогда же стал проявляться и его непоседливый нрав, за который Егорушка получил от родных прозвище Резвый. Пробегать где-нибудь целый день без завтрака и обеда, надёргать перьев из хвоста домашней канарейки — каждый день мальчик преподносил родителям новые сюрпризы.
Как-то раз Татьяна Ивановна собралась в соседнее село, проведать дочку Любу, которая к тому времени вышла замуж. Егорушка заранее упросил мать взять и его. Ведь он так соскучился по любимой сестрице! Но к назначенному часу мальчик явился растрёпанным, с соломой в волосах, в перепачканной травой рубахе. Татьяна Ивановна наотрез отказалась брать с собой такого грязнулю. Она пошла собираться, а Егорушка снова куда-то упорхнул. Повозка ждала возле дома. Наконец Татьяна Ивановна вышла, уселась и приказала вознице трогать. Когда они отъехали на приличное расстояние, женщине вдруг показалось, будто узлы с гостинцами, которые лежали у неё под ногами, шевелятся. Секунда — и из-под них показалось сияющее радостью лицо Егорушки. Мать всплеснула руками, но делать было нечего — не возвращаться же назад. Долго гневаться на сына она не могла. И вскоре уже сама весело смеялась над его проделкой.
Глава семейства тоже не ругал резвого и любознательного от природы мальчика. Отец Василий добивался мира в семье не столько строгостью и авторитетом, сколько любовью и терпением. От резвого Егорушки он требовал лишь одного — чтобы шалости и проказы не мешали делам. Мальчик помогал матери по хозяйству, а когда ему исполнилось восемь лет, родители решили отдать сына в учение.
Егорушку определили в духовное училище города Ливны на родной Орловщине. Предстояло расставание с домом. В день отъезда Татьяна Ивановна крепилась, но у самых ворот стала со слезами крестить сына. Не смог сдержать слёз и отец, растроганный предстоящей разлукой. С этой минуты видеть сына они будут нечасто. После училища Егорушка поступит в Орловскую духовную семинарию, потом — в Киевскую духовную академию. Он примет монашеский постриг с именем Феофан, станет епископом, а потом выберет жизнь в затворе — полном монашеском уединении. Но до конца своих дней будет заботиться и хлопотать о братьях, сёстрах, племянниках. И в мудрых наставлениях Феофана Затворника, которого мы все сегодня знаем как великого подвижника и святого, слышатся отголоски той любви, которой была наполнена его жизнь в родной семье.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема