Картина Нико Пиросмани «Рыбак среди скал» похожа на икону. Её главный герой — рыбак — напоминает святого, которому присущи также и качества самого грузинского художника-самоучки, вдохновлявшегося иконописью тбилисских храмов.

— Входишь в зал Нико Пиросмани в Новой Третьяковке, и будто слышишь грузинский хор. Знакомо вам такое ощущение, Маргарита Константиновна?
— Пожалуй, Андрей Борисович. А у картины «Рыбак среди скал» кажется, что этот хор церковный.
— Церковный?
— Да, в «Рыбаке...» особенно чувствуется, как сильно повлияла на творчество Пиросмани грузинская церковная живопись. Ведь художник не имел образования, был самоучкой. И основы искусства постигал, созерцая святые образы в Тбилисских храмах.
— Композиция картины «Рыбак среди скал», действительно, выстроена по подобию иконы.
— Конечно! Персонаж в длинной рубахе-косоворотке представлен строго по центру, фронтально. Его большая соломенная шляпа — словно нимб вокруг головы. В правой руке героя — ведро, в левой — большая рыба. Эти детали рассказывают о его ремесле. Так на иконах святые держат предметы, свидетельствующие об особенностях их жизни.
— И скалы вокруг рыбака изображены по иконописному канону — уступами, которые образуют подобие лестницы в небо.
— И колорит картины напоминает фрески. Художник использовал всего три краски — синюю, золотисто-жёлтую и белую. В иконописи эти оттенки символизируют небо, Царство Божие и чистоту. Их смешение дало несколько вариантов зелёного, цвет Святого Духа.
— Для традиционной иконописной палитры не хватает, пожалуй, только пурпурного или багряного, олицетворяющего любовь, победу жизни над смертью.
— Да, красных оттенков в картине «Рыбак среди скал» нет. Наверное, у Пиросмани просто не было на тот момент вещества, необходимого для изготовления алой краски. Ведь он создавал свои шедевры из подручных материалов, иногда самых неожиданных. Так, большинство его работ написаны на чёрных клеёнках, которыми накрывали столы в Тбилисских трактирах — духанах.
— Похоже, что и чёрные контуры на картине «Рыбак среди скал» — это не закрашенные фрагменты той самой клеёнки.
— Именно так, Андрей Борисович. Картина была написана в 1906 году. В то время Пиросмани был безвестным художником и зарабатывал на жизнь, рисуя вывески для духанов на таких вот непромокаемых скатертях. Талант Нико открыли для широкой публики в 1912-ом году московские коллеги — братья Зданевичи и Михаил Лё-Дантю. Они организовали выставки его работ в Москве и в Тбилиси.
— Но это мало повлияло на ход жизни грузинского самородка...
— Во всяком случае, Нико до конца своих дней оставался беден и равнодушен к популярности. Он не искал славы. Не пытался продать подороже свои светлые наивные зарисовки. Рисование для него было формой существования.
— Мне кажется, Пиросмани похож на героя картины «Рыбак среди скал». Художник показал простоту, чистосердечие, внутреннюю цельность своего персонажа, эти качества присущи и ему самому.
— Во всяком случае, желанны. Картина «Рыбак среди скал» представляет человека очищенным от мелочных житейских пристрастий. Для Нико Пиросмани это идеал, к которому стоит стремиться. Герой стоит под ясным небом в горах, взгляд его прямой и открытый. Он держит богатый улов перед собой, словно готов им поделиться.
— Для Пиросмани такой большой рыбой, главным приобретением в жизни было творчество. И нищий художник с царской щедростью делился с людьми всем, что имел.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер