
Женщин порой называют слабым полом. Но, между тем, именно от них зависит многое в нашем мире. Подчас гораздо больше, чем мужчина, женщина способна влиять на счастье и благополучие в семье. Воспитывая детей, именно женщина закладывает в них самые первые ростки добродетели, которые по прошествии времени приносят свои плоды. Не говоря уже о том, что женщина способна создать в доме особенную атмосферу покоя и уюта. А если взглянуть на мировую историю, то становится очевидно, что иногда женщине подвластно решать судьбы целых народов — это можно увидеть на примере многих библейских событий. В том, что женщины — тихая, но мощная движущая сила как в частной, так и в общественной жизни, уверен священник Георгий Орлов. Женщине, её главным качествам и добродетелям он посвятил книгу, которая называется «Дочь, мать, жена, христианка».
Автор — кандидат богословия, преподаватель Московской духовной семинарии и Казанской духовной академии, жил в конце 19 — начале 20 века. Долгое время он был преподавателем Закона Божия в московских женских гимназиях. О женщине он пишет как о той, которая самою природой предназначена к высокому призванию быть хранительницей очага, сеятельницей веры, добра и любви. В своей книге священник Георгий Орлов собрал статьи, непридуманные рассказы, исторические иллюстрации, прозаические и поэтические примеры из литературы, которые демонстрируют самые замечательные духовные качества представительниц прекрасной половины человечества.
Так, например, в рассказе «Материнская любовь», который был взят автором из журнала «Воскресное чтение» за 1862 год, описывается очень простой, но вместе с тем замечательный случай. Сын одной благочестивой вдовы сошёлся с дурной компанией. Однажды, когда молодой человек собирался на очередной кутёж, мать хотела его удержать. Но сын не стал её слушать. Уходя, с порога, он оглянулся, и увидел, как мать в слезах стоит на коленях перед иконами. Весь вечер эта картина не выходила у сына из головы. Бурное пьяное веселье было ему не в радость. Наконец, он решил вернуться домой. Открыв дверь, он увидел, что мать по-прежнему стоит на коленях и молит Бога о своём непутёвом чаде. Тогда молодой человек сам упал на колени рядом с нею и стал благодарить Бога за то, что Он дал ему такую любящую мать. И с тех пор оставил разгульную жизнь.
В книге священника Георгия Орлова «Дочь, мать, жена, христианка» мы найдём примеры удивительных женских характеров, взятых из Священного Писания. Например, историю Руфи, которая благодаря своей кротости спасла от голода своих родных. Рассказывает автор и о подвигах святых женщин: святой Анфусе — матери святителя Иоанна Златоуста, Иулиании Лазаревской, преподобной Макрине Каппадокийской и многих других. Автор выражает надежду, что эти благочестивые и мудрые жёны и девы вдохновят читательниц и станут для них примером истинно христианской жизни и женского призвания.
Не мог не вспомнить священник Георгий Орлов и знаменитый некрасовский поэтический отрывок «Есть женщины в русских селеньях...». В этом стихотворении, как и в остальных текстах сборника, предстаёт перед читателем настоящая женщина — дочь, мать, жена, христианка.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер