На картине мы видим супругу Павла Третьякова, которая стала первым экскурсоводом его галереи. Вера Николаевна, несмотря на все жизненные потрясения и трудности, связанные с главным делом своего мужа, всегда была его верной помощницей и союзницей.
— Добрый день, Владимир Николаевич! Рада приветствовать вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Вы сегодня задумчивый...
— Залюбовался портретом Веры Николаевны Третьяковой.
— Да, работа Ивана Крамского хороша! Художник запечатлел супругу основателя Третьяковской галереи в липовой роще в Кунцево. На момент написания картины, то есть, в 1876 году, это был живописный пригород Москвы. Третьяковы снимали там дачу. Вера Николаевна очень любила лес, который виден на заднем плане, называла его фантастическим.
— И сама она как из сказки. Столько нежности в этой женщине!
— Иван Крамской подчеркнул возвышенную, чуткую душу Веры Третьяковой многими деталями. Это и тонкие кружева светлого платья, и ромашка в волосах, и лёгкий летний зонтик.
— А как тревожно темнеет строй липовых стволов за спиной героини! Она кажется такой беззащитной.
— Да, говорящий символ — словно испытания обступают Веру, а она в ответ улыбается кротко. Принимает жизнь, как дар, со всеми нелёгкими подробностями.
— А что за испытания выпали Вере Николаевне?
— Женщина пережила несколько потрясений. Её старший сын тяжело болел с рождения, младший умер от скарлатины в возрасте трёх лет.
— А муж поддерживал Веру Николаевну? Брак с Третьяковым был счастливым?
— Счастливым, но трудным. Павел Михайлович всего себя посвятил созданию коллекции русских живописных полотен. Это было своего рода служение — самоотверженное и строгое. И супруга разделила его.
— Но это же прекрасно!
— Прекрасно! Но не просто. Большая часть семейных средств шла на приобретение новых картин. Сам Третьяков был аскетом, не покупал себе новый сюртук, пока прежний не износит до ветхости. Жену он не ограничивал в расходах, но она старалась экономить вслед за мужем.
— Зато Третьяковы могли любоваться лучшими произведениями искусства в любое время!
— Довольно обременительно, когда твоё жилище превращается в хранилище картин. Полотна требуют определённых условий. Обеспечивать их Третьяковым стало особенно трудно, когда в доме появились дети. Ребятишкам запрещалось бегать по комнатам и коридорам, чтобы ненароком не повредить картины. Павел Михайлович говорил малышам: «Будете скакать — море Айвазовского выплеснется из рамы».
— Я и не представлял, сколько проблем может быть у коллекционера живописи. Стоило ли такой ценой украшать свой дом?
— Павел Третьяков ставил перед собой совсем иную цель. Он собирал картины не для себя, а для общества. Когда число экспонатов стало исчисляться сотнями, меценат сделал для них пристройку к своему дому. Она постепенно прирастала новыми залами, получилась картинная галерея. В 1881 году экспозиция открылась для свободного посещения. А спустя ещё одиннадцать лет Павел Михайлович подарил городу и коллекцию, и помещение, в котором она хранилась.
— Бессребреник! Вера Николаевна не упрекала мужа, что он столько сил, средств, времени потратил на свою галерею?
— Никогда. Поддерживала его во всём, и словом, и делом. Когда галерея открылась для посещения, Вера Третьякова стала первым экскурсоводом. Её рассказы о картинах отличались особой теплотой и сердечностью, ведь каждый экспонат был частью жизни этой удивительной женщины.
— Теперь всякий раз, бывая в Третьяковской галерее, буду представлять, как по этим залам ходила Вера Николаевна Третьякова — красивая, чуткая, кроткая, нежная, мудрая. Как на портрете, который создал художник Иван Крамской.
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.