На картине мы видим супругу Павла Третьякова, которая стала первым экскурсоводом его галереи. Вера Николаевна, несмотря на все жизненные потрясения и трудности, связанные с главным делом своего мужа, всегда была его верной помощницей и союзницей.

«Портрет Веры Николаевны Третьяковой», Иван Крамской, 1876 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Добрый день, Владимир Николаевич! Рада приветствовать вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Вы сегодня задумчивый...
— Залюбовался портретом Веры Николаевны Третьяковой.
— Да, работа Ивана Крамского хороша! Художник запечатлел супругу основателя Третьяковской галереи в липовой роще в Кунцево. На момент написания картины, то есть, в 1876 году, это был живописный пригород Москвы. Третьяковы снимали там дачу. Вера Николаевна очень любила лес, который виден на заднем плане, называла его фантастическим.
— И сама она как из сказки. Столько нежности в этой женщине!
— Иван Крамской подчеркнул возвышенную, чуткую душу Веры Третьяковой многими деталями. Это и тонкие кружева светлого платья, и ромашка в волосах, и лёгкий летний зонтик.
— А как тревожно темнеет строй липовых стволов за спиной героини! Она кажется такой беззащитной.
— Да, говорящий символ — словно испытания обступают Веру, а она в ответ улыбается кротко. Принимает жизнь, как дар, со всеми нелёгкими подробностями.
— А что за испытания выпали Вере Николаевне?
— Женщина пережила несколько потрясений. Её старший сын тяжело болел с рождения, младший умер от скарлатины в возрасте трёх лет.
— А муж поддерживал Веру Николаевну? Брак с Третьяковым был счастливым?
— Счастливым, но трудным. Павел Михайлович всего себя посвятил созданию коллекции русских живописных полотен. Это было своего рода служение — самоотверженное и строгое. И супруга разделила его.
— Но это же прекрасно!
— Прекрасно! Но не просто. Большая часть семейных средств шла на приобретение новых картин. Сам Третьяков был аскетом, не покупал себе новый сюртук, пока прежний не износит до ветхости. Жену он не ограничивал в расходах, но она старалась экономить вслед за мужем.
— Зато Третьяковы могли любоваться лучшими произведениями искусства в любое время!
— Довольно обременительно, когда твоё жилище превращается в хранилище картин. Полотна требуют определённых условий. Обеспечивать их Третьяковым стало особенно трудно, когда в доме появились дети. Ребятишкам запрещалось бегать по комнатам и коридорам, чтобы ненароком не повредить картины. Павел Михайлович говорил малышам: «Будете скакать — море Айвазовского выплеснется из рамы».
— Я и не представлял, сколько проблем может быть у коллекционера живописи. Стоило ли такой ценой украшать свой дом?
— Павел Третьяков ставил перед собой совсем иную цель. Он собирал картины не для себя, а для общества. Когда число экспонатов стало исчисляться сотнями, меценат сделал для них пристройку к своему дому. Она постепенно прирастала новыми залами, получилась картинная галерея. В 1881 году экспозиция открылась для свободного посещения. А спустя ещё одиннадцать лет Павел Михайлович подарил городу и коллекцию, и помещение, в котором она хранилась.
— Бессребреник! Вера Николаевна не упрекала мужа, что он столько сил, средств, времени потратил на свою галерею?
— Никогда. Поддерживала его во всём, и словом, и делом. Когда галерея открылась для посещения, Вера Третьякова стала первым экскурсоводом. Её рассказы о картинах отличались особой теплотой и сердечностью, ведь каждый экспонат был частью жизни этой удивительной женщины.
— Теперь всякий раз, бывая в Третьяковской галерее, буду представлять, как по этим залам ходила Вера Николаевна Третьякова — красивая, чуткая, кроткая, нежная, мудрая. Как на портрете, который создал художник Иван Крамской.
14 сентября. О Радио ВЕРА

Сегодня 14 сентября. День рождения Радио ВЕРА.
О Радио ВЕРА — игумен Лука (Степанов).
Появление Радио ВЕРА — исполнение слов Господних: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всех языках». Очевидно, что именно возможность быть доступным на кухне, в транспорте, ушам и сердцам человеческим для Слова Божьего — это великое событие последних десятилетий.
Сколько чудесных минут молитвенных, сколько размышлений полезных, сколько воздыханий покаянных пробуждает это радио в наших соотечественниках, которые среди радиоволн многообразных и, как правило, развлекающих, натыкаются на те волны, источником которых является сам Создатель мира и Спаситель наш.
Так что Радио ВЕРА, 11 лет назад зазвучавшее в нашем эфире, — это приближение Слова Божьего к сердцам соотечественников, а значит, приумножение и спасающихся.
Потому наши с вами, дорогие радиослушатели, молитвы должны быть непрестанны о тех, кто делает это радио, кто делает возможным нам и среди путей нашей жизни назидаться и укрепляться в православной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Вступая в церковное новолетие, мы можем обратить пристальное внимание на то, как устроен вообще церковный календарь. Каждый день церковного календаря посвящён тому или иному святому или нескольким святым. И в обиходе православного христианина, наряду с совершением келейного правила, утреннего и вечернего, может быть ознакомление с житиями тех или иных святых, которые празднуются в этот день.
Также за богослужением ежедневно прочитываются отрывки из Священного Писания, как из Евангелия, так и из апостольских посланий. Эти отрывки также можно читать дома.
Имея перед своим мысленным и физическим взором православный церковный календарь, мы можем более грамотно и более полно выстраивать свою внутреннюю, келейную, домашнюю, молитвенную жизни. И церковный календарь имеет огромное значение в выстроении внутренней духовной жизни православного христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Юлия Николаевна Вознесенская, в девичестве Тараповская, стала одним из самых ярких православных прозаиков нашего времени. Её книги никого не оставляли равнодушными — их любили и критиковали. Однако сегодня уже очевидно, что произведения Юлии Вознесенской заставили задуматься о жизни и прийти к вере многих людей.
Писательница родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино и была активной участницей ленинградской неформальной культуры. В 1973 году приняла крещение. После ссылки и лагерей за антисоветскую пропаганду в 1980 году Вознесенская эмигрировала вместе с двумя сыновьями в Германию.
В 90-х годах жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там, по благословению игуменьи Афанасии, написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения», ставшую одной из самых популярных книг писательницы. Кроме этого произведения, Вознесенская опубликовала романы «Путь Кассандры», «Утоли мои печали», «Паломничество Ланселота».
Поздние произведения Вознесенской часто называют христианским или православным фэнтези, в которых захватывающий сюжетный вымысел наполнен глубоким духовным нравоучением. В последние годы жизни Юлия Николаевна была активным волонтёром-публицистом нескольких антикризисных сайтов, утешавших людей в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Её публикации помогли множеству людей вновь обрести веру и опору в жизни.
Юлия Николаевна Вознесенская отошла ко Господу 20 февраля 2015 года.
Все выпуски программы Актуальная тема