Свидание с шедевром Ивана Крамского «Портрет Веры Николаевны Третьяковой» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Свидание с шедевром Ивана Крамского «Портрет Веры Николаевны Третьяковой»

Иван Крамской. «Портрет Веры Николаевны Третьяковой»
Поделиться Поделиться

На картине мы видим супругу Павла Третьякова, которая стала первым экскурсоводом его галереи. Вера Николаевна, несмотря на все жизненные потрясения и трудности, связанные с главным делом своего мужа, всегда была его верной помощницей и союзницей.


«Портрет Веры Николаевны Третьяковой», Иван Крамской, 1876 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Добрый день, Владимир Николаевич! Рада приветствовать вас в Третьяковской галерее!

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!

— Вы сегодня задумчивый...

— Залюбовался портретом Веры Николаевны Третьяковой.

— Да, работа Ивана Крамского хороша! Художник запечатлел супругу основателя Третьяковской галереи в липовой роще в Кунцево. На момент написания картины, то есть, в 1876 году, это был живописный пригород Москвы. Третьяковы снимали там дачу. Вера Николаевна очень любила лес, который виден на заднем плане, называла его фантастическим.

— И сама она как из сказки. Столько нежности в этой женщине!

Иван Крамской подчеркнул возвышенную, чуткую душу Веры Третьяковой многими деталями. Это и тонкие кружева светлого платья, и ромашка в волосах, и лёгкий летний зонтик.

— А как тревожно темнеет строй липовых стволов за спиной героини! Она кажется такой беззащитной.

— Да, говорящий символ — словно испытания обступают Веру, а она в ответ улыбается кротко. Принимает жизнь, как дар, со всеми нелёгкими подробностями.

— А что за испытания выпали Вере Николаевне?

— Женщина пережила несколько потрясений. Её старший сын тяжело болел с рождения, младший умер от скарлатины в возрасте трёх лет.

— А муж поддерживал Веру Николаевну? Брак с Третьяковым был счастливым?

— Счастливым, но трудным. Павел Михайлович всего себя посвятил созданию коллекции русских живописных полотен. Это было своего рода служение — самоотверженное и строгое. И супруга разделила его.

— Но это же прекрасно!

— Прекрасно! Но не просто. Большая часть семейных средств шла на приобретение новых картин. Сам Третьяков был аскетом, не покупал себе новый сюртук, пока прежний не износит до ветхости. Жену он не ограничивал в расходах, но она старалась экономить вслед за мужем.

— Зато Третьяковы могли любоваться лучшими произведениями искусства в любое время!

— Довольно обременительно, когда твоё жилище превращается в хранилище картин. Полотна требуют определённых условий. Обеспечивать их Третьяковым стало особенно трудно, когда в доме появились дети. Ребятишкам запрещалось бегать по комнатам и коридорам, чтобы ненароком не повредить картины. Павел Михайлович говорил малышам: «Будете скакать — море Айвазовского выплеснется из рамы».

— Я и не представлял, сколько проблем может быть у коллекционера живописи. Стоило ли такой ценой украшать свой дом?

Павел Третьяков ставил перед собой совсем иную цель. Он собирал картины не для себя, а для общества. Когда число экспонатов стало исчисляться сотнями, меценат сделал для них пристройку к своему дому. Она постепенно прирастала новыми залами, получилась картинная галерея. В 1881 году экспозиция открылась для свободного посещения. А спустя ещё одиннадцать лет Павел Михайлович подарил городу и коллекцию, и помещение, в котором она хранилась.

— Бессребреник! Вера Николаевна не упрекала мужа, что он столько сил, средств, времени потратил на свою галерею?

— Никогда. Поддерживала его во всём, и словом, и делом. Когда галерея открылась для посещения, Вера Третьякова стала первым экскурсоводом. Её рассказы о картинах отличались особой теплотой и сердечностью, ведь каждый экспонат был частью жизни этой удивительной женщины.

— Теперь всякий раз, бывая в Третьяковской галерее, буду представлять, как по этим залам ходила Вера Николаевна Третьякова — красивая, чуткая, кроткая, нежная, мудрая. Как на портрете, который создал художник Иван Крамской.


Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем