Светлый вечер. Журнал с Аллой Митрофановой. Выпуск 110 (02.02.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер. Журнал с Аллой Митрофановой. Выпуск 110 (02.02.2018)

* Поделиться
Алла Митрофанова

Алла Митрофанова

Основные темы выпуска:

  • Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»: что она может рассказать нам о нас самих?
  • Старший брат из притчи о блудном сыне: что делать, если в нем узнаешь себя?
  • Профессия для выпускников детского дома — больше чем мечта. Как помочь этим подросткам?
  • 75 лет Сталинградской битве: что важно знать об этом сражении?
  • Живопись как терапия: что начинает видеть человек, когда берет в руки кисть?
  • Благотворительная подписка на журнал «Фома»: как принять участие в хорошем деле

    А. Митрофанова

    – Здравствуйте, вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал, который мы готовим совместно с Издательским домом «Фома». С вами Алла Митрофанова. В конце каждой недели мы выходим в эфир с итоговой программой, и традиционно для радио «Вера» мы говорим не столько о событиях, сколько о людях и смыслах. Сегодня в выпуске. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», что она может рассказать нам о нас самих? Старший брат из притчи о блудном сыне. Что делать, если в нем узнаешь себя? Профессия для выпускников детского дома это больше, чем мечта. Как помочь этим молодым людям?

    И традиционно мы начинаем наш журнал с темы недели.

    Тема недели

    Великий пост все ближе, и несколько недель перед ним считаются подготовительными. Они для того, чтобы мы накануне поста могли глубже заглянуть в себя. Вот ближайшее воскресенье это день, когда в связи с подготовкой к посту читается притча о блудном сыне. Пожалуй, это один из самых известных евангельских сюжетов. Господь рассказывает историю об отце, у которого два сына, и младший просит отдать ему часть имения, ну фактически наследство свое. Он его забирает и уходит, как сказано в Евангелии, «на страну далече». Там он проматывает свое состояние и в итоге живет в нищете, питается тем, что едят свиньи. И вот он решает, что вернется к отцу, хоть последним наемником или рабом, он попросит прощения, он действительно очень глубоко раскаивается. И он возвращается. Отец в ответ кидается к нему навстречу и обнимает его. Ему даже прощать нечего, потому что он любит сына и не помнит никаких обид, он просто счастлив, что тот жив и вернулся домой. Вот этот сюжет, он так или иначе постоянно звучит в нашей культуре. И, наверное, один из самых известных образов у Рембрандта. Помните, его работа «Возвращение блудного сына», где на холсте совершенно потрясающее лицо отца: оно светится и причем ну оно светится как бы изнутри. Говорят, что именно так выглядит любовь. И если отец в этой притче это образ Бога, то, значит, такова любовь Бога к человеку. Как создавал Рембрандт эту картину и как сегодня почувствовать эту любовь Бога к нам? Попробуем разобраться. И на связи с нами историк, богослов, Тимофей Китнис. Добрый вечер, Тимофей.

    Т. Китнис

    – Добрый вечер. Это действительно одна из самых выдающихся итоговых работа мастера, она очень важна и с точки зрения и богословской. Рембрандт, он с Библией не расставался буквально с детских лет. Для него сама притча о блудном сыне по сути дела заключает в себе – это в картине явно видно, – не только Новый Завет, но и Ветхий. В чем там дело? Ну мы не видим лица сына. Мы видим лицо отца, мы видим то, как сын находится в его объятиях, видим то, как поспешно он пришел к отцу. Видим это вот даже в этой поспешности – особая такая деталь, – обувь слетела с его ноги. Почему здесь, вот в этой притче о блудном сыне для Рембрандта вообще весь Новый Завет? Четко прослеживается три стадии. Когда Христос рассказывает эту притчу, речь идет не только о физическом удалении сына от отца, речь идет скорее о духовном отдалении, когда он уходит очень далеко. Первая стадия – это стадия сознания. Вторая стадия – покаяние, желание изменения, как раз мы видим на картине: сын идет. И детали изображены очень интересно: в его одежде, изорванной, тем не менее угадываются такие вот отдельные признаки былой роскоши. И третья стадия – это когда он обращается за милостью к отцу. И вот здесь вот очень интересный момент: лицо отца, оно у Рембрандта не только милостивое, оно подчеркнуто старое. Это не только Отец Завета Нового, но и Завета Ветхого. То есть это тот изначальный Отец милующий, Который изначально творил человека для спасения. Вообще картина очень таинственна. Она незакончена, поэтому образы, которые вот мы там видим, они нераскрыты. Мы видим, к примеру, колонну, которые вот некоторые считают, что это символ ветхозаветного храма, ветхозаветного закона, и ту фигуру молодого человека, который к этой колонне прислонился, да, и как бы вот выглядывает. Мы видим, что он пытается угадать отчасти, какова будет сейчас реакция отца. Вот некоторые считают, что это старший сын, который стоит в принципе на основаниях совершенно такой вот справедливости, законности. С его точки зрения, надо как следует отругать и выгнать его в шею, а у отца совершенно другая реакция. Конечно, мы видим, что он так вот немножко удивлен. Рядом сидит человек, тоже фигура таинственная, который смотрит и всматривается в лицо сына. Он всматривается в него. И многие считают, что это автопортрет самого Рембрандта, который смотрит на себя, видит в блудном сыне как бы свое отражение. Да, это очень глубокое, очень интересное действительно заключение, потому что сам сюжет парадоксальным образом напоминает всю жизнь великого художника. Он понимает, что что-то в жизни он лично сам как человек, видимо, все-таки где-то упустил. Да, он был счастлив, да Бог дал ему и известность, и славу в свое время, но, очевидно, не так он этим распорядился, недостаточно был чуток и не вовремя обратился к милости Отца. И поэтому, конечно, вот эта вот работа, она наполнена очень большими смыслами. Там и закон, как мы уже говорили, в виде старшего сына, да, который прислонен к колоне. И некоторые видят в темных фигурах женских, которые с левой стороны, некоторые считают, что это аллегории веры, надежды и любви.

    А. Митрофанова

    – Тимофей, ну вот вы сейчас рассказываете про Рембрандта, художника, который в своей жизни увидел этот свет, вот эту любовь Отца, которую он на холсте своем оставил, изобразил. И если иметь в виду, что вот отношение в притче о блудном сыне это такая метафора отношений человека и Бога, то сегодня многие смотрят в сторону храма, но нет у человека ощущения, что вот он туда придет, а его там ждут. Вот чтобы его там ждали с такой любовью, как ждет отец своего блудного сына. Почему это так, как вы думаете, и можно ли с этим что-то сделать?

    Т. Китнис

    – Я думаю, даже более того, уверен, что человек может оставить Бога, но Бог человека не оставляет никогда. В этом на самом деле вот главная идея блудного сына. И человек, когда боится переступить порог храма или что-то там с ним происходит, или он, так скажем, глядит в небо и ничего там не видит – тут на самом деле все и просто, и сложно одновременно. Просто – в том, что если человек честно, вот внутренне обратится к Богу, то он почувствует Его любовь, в какой бы страшной и сложной ситуации ни находился. Более того, он почувствует некий внутри себя творческий импульс, который позволит ему не то что увидеть, а вот зримо ощутить любовь Отца. И еще раз, если вот просто вернуться к Рембрандту, это вот картина, это не просто итог жизни, это картина это глубочайшее исповедание того, что милость Бога она всегда, во все времена, и даже вот в Ветхом Завете, как мы говорили, и в Новом Завете, и в наше время остается неизменной. От нас зависит только наше желание и воля к тому, чтобы к Отцу прийти. Вот это вот мое глубокое убеждение.

    А. Митрофанова

    – Спасибо вам большое за комментарий.

    Т. Китнис

    – До свидания. Спасибо.

    А. Митрофанова

    – Историк, богослов, Тимофей Китнис был с нами на связи. Вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал.

    А. Митрофанова

    – Каждый день в Церкви читается определенный отрывок из Евангелия, и этот текст нередко вызывает вопросы или даже недоумения. Вот в ближайшее воскресенье, как уже было сказано, в храмах будет звучать притча о блудном сыне – это Евангелие от Луки, 15-я глава. В продолжение разговора о ней хотелось бы обратить внимание на еще одну очень важную фигуру – старшего сына, который там упомянут. Это тот сын, который от отца никуда не уходил, он работал с ним и жил в его доме. И вот он, глядя, как отец встречает промотавшего свое имение младшего брата, говорит – дальше цитирую евангельский текст: «Вот я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. А отец ему на это ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Вот такая реакция отца и такая реакция старшего сына. Хочется разобраться вообще, а что это за типаж – старший брат? И как нам сегодня неожиданно не обнаружить в себе такие же реакции, как у него. Эти вопросы я адресую нашему гостю. В нашей студии протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове. Добрый вечер.

    Протоиерей Андрей Рахновский

    – Добрый вечер. Ну мне кажется, можно немножечко обрисовать обстановку, которая окружала вот этого старшего сына. Ведь сказано, что он вернулся с поля, да, и увидел, что младший брат вернулся. А что он делал на поле? Он трудился, он работал. То есть сыновья мало того, что они жили с отцом, мало того, что, как вы сказали, отец как-то и не подумал, чтобы дать сыну возможность как-то с друзьями попировать, да, вот и живет сын, и живет рядом с ним, трудится и помогает. Конечно, ему было обидно. И вот он вернулся, не просто пришел и увидел младшего брата, он вернулся с работы, с поля, в то время как его брат вернулся, как прямо в Евангелии сказано, он растратил все имение с блудницами – в пирах, в веселье, а я работаю здесь. Даже дело не в том, что он старший сын, да, а тот неудачник, а что вот он и работал-то бесплатно. И недаром, когда младший сын, сказано, он пришел в себя, и он про себя сначала размышляет: пойду и попрошусь хотя бы в наемники к моему отцу. Но дело в том, что в греческом языке, на котором написано Евангелие, слово «наемник» и «заработная плата» – они однокоренные, в русском языке это не настолько очевидно, то есть такой «зарплатник», да...

    А. Митрофанова

    – То есть человек, который работает ради вознаграждения.

    Протоиерей Андрей Рахновский

    – Ради денег. И что поразительно в Евангелии, что работать для семьи, для отца безвозмездно – это высшее положение, а работать за деньги – это низшее положение. То есть сразу здесь выстраивается определенная, ну скажем так, лестница положений внутри этой семьи. И мало того, что сын остался с отцом, да, он свою жизнь посвящает семье. Он любит отца и он вместе с ним и ради него трудится. Поэтому, конечно, вот эти вот его чувства, не только при виде вернувшегося брата непутевого, но и то, как отец милостивно к нему относится, что отец даже не говорит: я тебя прощаю. Тот же просит его прощения: согрешил я на небо и пред тобою, – а он и не прощает, он говорит: так, быстро – причем там опять-таки в тексте это видно, в том числе и в тексте оригинала: быстро принесите лучшею одежду, быстро приготовьте стол, заколите тельца. То есть даже его слова «я прощаю» не нужно, он просто радуется, что вернулся сын. И на фоне этого, конечно же, вот, может быть, некая, в некоторой степени праведная обида возникает в сердце этого старшего сына. Но старший сын по-своему здесь прав, но не учитывает один момент: есть любовь отца, которая безусловна, которая основывается не на добрых делах, а на самом факте того, что есть сын и этот сын вернулся. До этого он был мертв, да, для семьи, поскольку вот он ушел на страну далече и жил там во грехе. И вот, наверное, эта притча хочет нам донести вот такой смысл, да, что мы, люди, и даже люди, которые стараются жить благочестиво, в общем-то, мы иногда считаем, что за эти добрые дела Господь нам что-то должен, этого козленка, чтобы попировать с друзьями, условно говоря. А на самом деле что главное? Отец ему говорит: ведь все мое твое, ты всегда рядом со мной – и вот это самое важное. Не награда, которую старший сын получит, да даже не наследство, а то, что мы вместе, мы в любви. А вот этот брат твой был отлучен от этой любви, и поэтому мы его могли даже назвать мертвым. И вот он пришел, он опять с нами, он в нашей семье, он опять будет чувствовать нашу любовь – вот этому надо радоваться, а ты этому же не радуешься, ты к этому привык, как к воздуху, и ты не замечаешь, ты дышишь этим, но этого не замечаешь. И мне кажется, это самое важное: Господь говорит нам, что возвращение к Богу с покаянием – это возвращение не на разбор полетов: вот давайте проанализируем, а что же вас довело до такой жизни, сделаем соответствующие выводы, да, чтобы потом это не повторилось. А Господь с любовью, без условий принимает нас. Мне кажется, это настолько должно нас вдохновить к покаянию, настолько должно нас заставить обратиться к Богу не как к карающему властителю, как к любящему Отцу. И вот это хочет донести до нас Господь.

    А. Митрофанова

    – Отец Андрей, но если спроецировать эту ситуацию на наши реалии. Смотрите, ведь сегодня нередко бывает, что люди, которые годами ходят в храм, о чем-то молятся. Ну например, бездетная пара хочет, чтобы у них появился ребенок, люди, у которых там не складывается что-то в карьере, просят об этом ну и так далее. И как-то вот, знаете, и не меняется, казалось бы, не меняется в жизни ничего. Вот люди годами просят, но не складывается. И внезапно приходит в храм, я не знаю, ну такой, знаете, человек, который вчера крестился – и сразу у него и одно, и другое, и третье – все пошло на лад. Где справедливость? Как в этой ситуации практической, бытовой не пойти по пути вот этого старшего сына, который длинный список претензий предъявляет Господу Богу?

    Протоиерей Андрей Рахновский

    – Более того, очень важно пойти не только по пути старшего брата. Но еще одного брата, да, то что преподобный Силуан звал «Каинов комплекс»: вот он видит, что на брата дары Господь призрел, а его как бы отверг, да, ведь может быть и еще худшая дорога, не просто недовольство...

    А. Митрофанова

    – Ну да, зависть.

    Протоиерей Андрей Рахновский

    – А даже ненависть, да, то есть разные стадии могут быть развития вот этой как бы греховной ситуации. Да, действительно, здесь мы часто видим, как, может быть, у прихожан таких многолетних, да, уже как будто в кавычках «освоившихся» в Церкви, да, может быть некая претензия, некое желание вот поучить или упрекнуть человека, который только что пришел. И вот здесь вы очень верно перенесли эту ситуацию евангельских времен на наши современные реалии. Но мне кажется, это происходит именно потому, что мы забываем, зачем мы в Церкви. И, наверное, Господь, принимая пришедшего с любовью, хочет его отогреть, его сердце, чтобы он почувствовал эту любовь, которую на самом деле, может быть, и трудами своими не очень-то и заслужил. И Господь дает почувствовать, чтобы человек, когда станет переживать тот же период жизненный, как вот эти вот, как вы сказали, многолетние прихожане, когда вдруг он обнаруживает, что раньше Господь давал, а сейчас начались скорби и лишения – это естественный момент такой Божественной педагогики, воспитания нас, да, когда мы действительно учимся следовать за Богом, независимо от подачек, от вот этой вот платы. Господь хочет нас из состояния наемника вывести в состояние сына, и это более зрелая ситуация. Но человек, как бы не оценивая это, не понимая, он думает, что Господь кого-то предпочел ему. А на самом деле Господь применяет к тебе более высокие требования, и поэтому, да, как вот вы сказали, не дает тебе детей или какие-то другие лишения ты терпишь в своей жизни. И если такой человек вспомнит, что же было раньше, как он радовался, какая была благодать в сердце, когда он только пришел в Церковь, чтобы он вспомнил это и сказал: да, вот я знаю этот вкус Божественной благодати, я знаю, что это опять ко мне вернется. Но я должен потрудиться для этого. Господь как бы авансом дает нам почувствовать эту радость бытия с Ним, чтобы, вспоминая это в трудные периоды, понимали, что нас ждет.

    А. Митрофанова

    – Спасибо вам большое за комментарий.

    Протоиерей Андрей Рахновский

    – Спасибо.

    А. Митрофанова

    – Протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове был в нашей студии и комментировал актуальное Евангелие. Вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал. Переходим к другим темам.

    Дела сердечные

    В этой рубрике мы традиционно рассказываем о людях, которые нуждаются в нашей поддержке. И сегодня речь пойдет о прекрасной инициативе благотворительного фонда «Бюро добрых дел», который 11 февраля в ДК имени Зуева в Москве организует чтение сказки «Про Федота-стрельца». Там совершенно звездный состав артистов будет на сцене, а все вырученные за билеты деньги будут направлены на программу профессиональной ориентации подростков, воспитанников детских домов. Не секрет ведь, что эти молодые люди очень многое знают про жизнь, и порой гораздо больше, чем все мы с вами вместе взятые. Но вот при этом есть целый ряд важных навыков, которыми они не владеют. Например, как устраиваться на работу, как считать деньги, как вообще найти себя и понять, чем хотелось бы заниматься. И в итоге многие из них, когда выходят из детского дома, довольно быстро оказываются, во-первых, без денег, а во-вторых, на улице и без крыши над головой. Однако этот сценарий можно исправить, и в «Бюро добрых дел» серьезно занимаются этим вопросом. И через продажу билетов собирают деньги на программу профессиональной ориентации для воспитанников детских домов. Подробности узнаем от Анны Чупраковой, президента благотворительного фонда «Бюро добрых дел», она с нами на связи по телефону. Добрый вечер, Анна.

    А. Чупракова

    – Добрый вечер. 11 февраля в ДК имени Зуева у нас пройдут уже традиционные «Сказки о добре и зле» – это благотворительный формат мероприятия, которое проходит у нас ну как минимум два раза в год, читаем мы разные сказки. И в этот раз это будет сказка о Федоте-стрельце, когда знаменитые артисты, кто-то из попечителей фонда, актеры, музыканты собираются и читают сказку. Читают ее на сцене, с листа, и зрители могут наблюдать за тем, как рождается представление, которое можно увидеть всего один раз, потому что каждый раз состав звезд у нас разный. Все эти замечательные люди, например, Камиль Ларин – это попечитель нашего фонда, Алексей Макаров, который регулярно помогает нашему фонду, это Эвелина Бледанс, Виктор Хориняк и другие артисты. Это те люди, которые вдохновлены идеей помощи детям-сиротам, детям-отказникам – это как раз те дети, которым регулярно на системной основе оказывает помощь наш фонд, – собираются для того, чтобы потратить свое время и вдохновить других людей, именно зрителей на то, чтобы не просто слушать сказку, но также и делать доброе дело. И, в частности, все собранные средства, которые будут по результатам направлены в проект фонда, это новая программа «Профессия» для воспитанников детских домов. В рамках ее действует проект «Центр профориентации», где детям оказывается помощь в выборе будущей профессии, в выстраивании мотивации, работают психологи. Также в рамках программы «Профессия» у нас есть направление «Подари профессию», которое мы только начинаем вести в этом году, и уверена, что благодаря «Сказкам» это получится. В рамках этой программы дети, помимо получения обычного школьного образования, которое они автоматом получают в учреждении, там же получат простые, понятые профессии, которые могут им пригодиться сразу после выпуска из детского дома. Даже если они выберут какое-то более сложный профессиональный путь, освоив такие профессии, как, например, парикмахер, либо водитель, мастер маникюра и другие, они смогут начать работать уже во время учебы, если они предполагают дальнейшее обучение, и зарабатывать деньги, и существовать на что-то помимо совсем скромной стипендии.

    А. Митрофанова

    – А как вы пришли к тому, что этим нужно заниматься? Как эта возникла идея сама?

    А. Чупракова

    – Да, пять лет назад, когда мы учредили фонд, мы помогали всем, чем могли, то есть это были и подгузники, и медицинское оборудование для детских домов, и какие-то уже понятные, теперь не нужные совершенно подарки, одежда, игрушки, книги, мебель для детских домов, ремонт то есть. А потом, когда мы постепенно погрузились в эту тему, мы поняли, что самое лучшее, что можно сделать для этих детей, это либо очень быстро, пока они маленькие, устроить их в семью. Либо, если по какой-то причине это невозможно, например, либо это ребенок с особенностями развития, либо с какими-то тяжелыми заболеваниями, приемные родители не готовы такого ребенка усыновлять, либо это дети-подростки, которых тоже значительно реже принимают в приемные семьи, этим детям можно дать максимально, помимо классического школьного образования, также подготовку ко взрослой самостоятельной жизни. Ту подготовку, которую обычно дают родители детям. И основные причины, почему мы этим занимаемся: у нас в стране уже 80-90 процентов детей выпускников детских домов идут, к сожалению, по пути алкоголизма, наркотиков, безработицы, преступности. И получается, из детских домов летом выпускается 100 детей, лишь 10-20 из этих детей нормально устроятся в жизни – то есть создадут семью, будут иметь постоянное жилье и постоянное место работы. А остальные все дети находятся в такой огромной группе риска. И для того, чтобы поменять эту печальную статистику, мы ввели ряд образовательных программ, чтобы помочь детям максимально подготовиться ко взрослой жизни, как семейной, так и профессиональной. Как раз программа «Профессия» направлена на то, чтобы помочь детям узнать, что они из себя представляют с точки зрения будущих профессионалов, узнать свои сильные, слабые стороны личности, характера, помочь им проработать свои слабые и сильные стороны, научиться полезным социальным навыкам. И помимо этой программы, у нас также есть программа подготовки детей к будущей жизни в собственных квартирах и решения бытовых задач. Таким образом, благодаря программе «Профессия», благодаря программе вот «Социальная гостиница» – в ней дети учатся самостоятельно жить, рассчитывать свой личный бюджет, благодаря программе «Школа семьи» – у нас пока она действует только для девочек, девочки учатся тому, какие роли у женщины, как подготовиться к будущему материнству и супружеской жизни. Благодаря работе всех этих программ мы комплексно готовим подростков к тому, чтобы максимально гармонично и легко встроиться во взрослую жизнь, когда они внезапно сталкиваются с целым рядом самых различных проблем, к которым они попросту не готовы, если не получают такого рода специальную подготовку.

    А. Митрофанова

    – Анна, скажите, а сколько у вас подопечных сейчас, вот детки, которым вы помогаете на данный момент?

    А. Чупракова

    – Сейчас у нас пять детских домов в трех регионах: в Костромской, Саратовской и Астраханской областях – всего это 250 детей. И в данный момент мы занимаемся разработкой методического центра, в котором смогут обучаться сотрудники детских домов, чтобы самостоятельно проводить такие программы, как делаем мы, чтобы охватить максимальное количество регионов, куда мы своими ресурсами не сможем дотянуться. То есть ну мы планируем взять еще несколько детских домов, чтобы самостоятельно реализовывать там наши программы. Именно для того, чтобы в каждом детском доме была возможность открытия наших программ, мы запускаем методический центр.

    А. Митрофанова

    – Ну это очень правильный путь, мне кажется, когда вы даете по сути удочку, а не рыбу. То есть вы учите, как выжить в сложной ситуации, при этом не становясь раз навсегда тем спасательным кругом, каким-то таким, знаете, волшебником в голубом вертолете, который вечно будет решать все проблемы за человека.

    А. Чупракова

    – Да, совершенно верно. Потому что именно это и является основной причиной, почему дети-выпускники сталкиваются с таким огромным количеством для нас очевидных и легко решаемых проблем, а для них не столь очевидных. Именно потому что система наших детских домов в России построена таким образом, что абсолютно все решается заранее за детей. Даже наши психологи наблюдают, что у детей очень неразвит такой вид мышления, который позволяет человеку заранее предвидеть ряд сложностей, с которыми может человек столкнуться в будущем. То есть нет вот этого стратегического мышления, потому что все, как правило, решается за них: то есть в столовой еда есть, одежда для них закуплена, канцтовары для них закуплены, в школу их устроили, стипендию там им оформили. И когда они оказываются один на один с большим миром, где нужно решать кучу проблем, начиная от самых элементарных бытовых, заканчивая тем, как устроиться на работу и зарабатывать деньги и при этом не голодать, они теряются. Именно потому, что их мозг не научен тому, чтобы изо дня в день решать какие-либо задачи.

    А. Митрофанова

    – Анна, напомните, пожалуйста, еще раз в конце нашего разговора, где можно приобрести билеты на мероприятие, которое 11 февраля пройдет в ДК имени Зуева, в поддержку вашей программы профессиональной ориентации подростков, как к вам попасть, собственно говоря, и что там будет.

    А. Чупракова

    – Да, 11 февраля в ДК имени Зуева сказку «Про Федота-стрельца» в поддержку фонда «Бюро добрых дел» и программы «Профессия» для воспитанников детских домов прочитают Алексей Макаров, Камиль Ларин, Виктор Хориняк, Анна Ардова, Кристина Бабушкина и другие артисты. Для того, чтобы приобрести билеты, можно зайти на наш сайт http://burodd.ru/, на главной странице кликнуть на афишу и перейти по ссылке на TimePad, где реализуются билеты на нашу сказку.

    А. Митрофанова

    – Спасибо вам большое за комментарий. Я надеюсь, что вы реализуете все билеты, и у вас появится сумма такая, довольно существенная, в поддержку вашего проекта.

    А. Чупракова

    – Спасибо большое. Всего хорошего.

    А. Митрофанова

    – Анна Чупракова, президент благотворительного фонда «Бюро добрых дел», была с нами на связи. Подробности о том, как приобрести билеты, можно найти на сайте фонда «Бюро добрых дел». Вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал, который мы готовим совместно с Издательским домом «Фома». Вернемся буквально через минуту.

    А. Митрофанова

    – Вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал, который мы готовим совместно с Издательским домом «Фома». С вами Алла Митрофанова. Далее в программе: 75 лет Сталинградской битве. Почему важно помнить об этом сражении? Живопись как терапия. Что начинает видеть человек, когда берет в руки кисть? Благотворительная подписка на журнал «Фома» – как принять участие в хорошем деле. И мы продолжаем наш журнал.

    Живая история

    2 февраля 43 года, то есть ровно 75 лет назад наша армия одержала победу в Сталинградской битве. Это сражение называют одним из ключевых в Великой Отечественной войне. Почему это так и что важно знать о событиях в Сталинграде – узнаем у эксперта. И на связи с нами Сергей Варшавчик, журналист, изучающий военную историю, постоянный автор журнал «Фома». Добрый вечер, Сергей.

    С. Варшавчик

    – Добрый вечер. Дело в том, что Сталинградская битва, как у нас совершенно справедливо писали в советской историографии, положила начало повороту в войне, который потом закрепила Курская битва. Битва была длительной, с 16 июля 42-го года по 2 февраля 43-го года. И, собственно говоря, шла речь о судьбе страны, поскольку немецкие войска перерезали бы, собственно, транспортную артерию Волгу, доступ к нефти бакинской, которая, собственно говоря, тогда была основной для нашей страны. Ведь речь шла не только о Сталинграде. Когда уже мы побеждали в Сталинграде, там немцы были еще изгнаны и с Кавказа, и им грозило окружение, группа армии «А», которая наступала в Закавказье, в то время как группа армии «Б» воевала в Сталинграде. Плюс это момент был чисто психологический: никогда до этого немецкие войска не окружались, и причем в таком количестве. То есть Красная армия даже не знала во время битвы, что она окружает такое количество врагов. Расчеты были, ну сто тысяч максимум, а в итоге оказалось 330 тысяч. И именно, кстати, поэтому такое было сопротивление немцев. Надо отметить, что, конечно, для немцев это был сильный шок, потрясение, и в Третьем рейхе был объявлен трехдневный траур – такого не было никогда.

    А. Митрофанова

    – Вы в вашей статье на сайте https://foma.ru/ пишете о том, что опыт царской армии очень помог уже Красной армии во время этой битвы, а что имеется в виду?

    С. Варшавчик

    – Ну тут имелось вот что, тут имелись в виду городские бои в черте города, когда стороны перешли к так называемой позиционной войне, почти траншейной, как в Первую мировую, когда стали создаваться так называемые штурмовые группы, в которые включались пехотинцы, пулеметчики, огнеметчики, немножко артиллерии. Но это, кстати, надо сказать, что было и у немцев, немцы тоже вспомнили опыт штурмовых отрядов Первой мировой войны. И с двух сторон вот эти отряды, они действовали в условиях городского боя, где нельзя было действовать крупными силами. Именно эти части, они, собственно говоря, и решали исход сражения в городе. Хотя надо сказать, что несмотря на стойкость сталинградцев, могу сказать, что среди них был мой дед, который погиб в октябрьских боях 42-го года, основные события в Сталинградской битве все-таки решались не там, не в городе, а на флангах, в частности на севере и на юге. Потому что, как известно, обороной, даже талантливой и активной, нельзя выиграть сражение. И поэтому операция «Уран», которая началась 19 ноября 42-го года, и которая была совершенно неожиданной для немцев – их разведка прохлопала абсолютно это наступление, – Красная армия просто вписала новую страницу в военную историю, когда с юга и с севера была подрублена 6-я полевая армия Манштейна, и попала она вот в этот огромный мешок. И надо сказать, что немцы до этого, они были окружаемы, но они не боялись окружения, они считали, что их авиация поможет, что войска им придут. А здесь транспортники, «Юнкерсы-52» Геринга, они были избиваемы, что называется советской и авиацией, и зенитной артиллерией, и план снабжения такой огромной группировки рухнул. И после Сталинграда у немцев появилась боязнь окружений. И они, если раньше держались стойко, как во время, например, Московской битвы, то после Сталинграда они уже начинали отступать: психологически они боялись повторения Сталинграда. Вот это тоже интересная как бы деталь. Естественно, Красная армия поверила в свои силы. Несмотря на то, что там были разные варианты, предлагалось, например, окружить Сталинградскую вот эту группировку и не добивать ее, а двигаться дальше, мол, они, немецкие офицеры и солдаты сами перемрут от голода и морозов – вот были и такие варианты, но победила точка зрения, что надо добивать и добивать быстро.

    А. Митрофанова

    – Вы знаете, мне бы очень хотелось, конечно, в связи со Сталинградом спросить у вас про дом Павлова. Это легендарный дом и легендарная его оборона, в течение 58 дней, если я не ошибаюсь, на карте это всего лишь одна точка. Какую роль эта точка, казалось бы, маленькая, да, сыграла в Сталинградской битве?

    С. Варшавчик

    – Ну вы знаете, я вам сразу хочу сказать, что никакой особой роли она не сыграла в масштабах Сталинградской битвы. Это был просто символ стойкости наших бойцов, и там надо отметить и лейтенанта Афанасьева, который руководил этой обороной. Просто дом был назван по имени Павлова, потому что он первым захватил этот дом. И таких домов в Сталинграде было немало. Это символ, яркий символ мужества и стойкости наших солдат. Но с военной сточки зрения он стратегически не играл никакой роли.

    А. Митрофанова

    – Если позволите, еще тогда мне бы хотелось уточнить: генерал Паулюс, который руководил атакой немецких войск и которому фактически Гитлер в ходе Сталинградской битве прислал распоряжение о том, чтобы он покончил с собой, потому что фельдмаршалы – он уже фельдмаршалом стал к тому моменту, – германские фельдмаршалы в плен не попадают. Как сложилась его судьба? И чем для него стала Сталинградская битва? Иногда вот через такие исторические портреты проще понимать, что же тогда происходило, это как история в лицах фактически.

    С. Варшавчик

    – Вообще-то надо отметить, что Паулюс был одним из разработчиков плана «Барбаросса» – нападения на СССР и стал командовать 6-й армией, которая считалась одной из самых сильных в вермахте после того, как умер фельдмаршал Рейхенау в январе 42-го года. А судьба Паулюса сложилась так. Он попал в лагерь для военнопленных. Через какое-то время, после бесед с советскими представителями, примерно к 44-му году, он склонился к точке зрения, что надо выступать против Гитлера и обратился к немецкому народу. В ответ его родные близкие были арестованы гестапо. После войны, в 45-м – 46-м годах он выступал как свидетель обвинения с советской стороны на Нюренбергском процессе, что было, кстати, шоком для его бывших руководителей. И потом он жил в ГДР и в конце 50-х годов он скончался. Что касается его личности, он был типичный такой, знаете вот, прусский генерал, который, с одной стороны, как бы выполнял приказы фюрера, но с другой стороны, он его презирал. И поэтому, когда Гитлер присвоил ему на параде звание фельдмаршала, он понял, что это приглашение к самоубийству. Но самоубийством он кончать не стал, поскольку он считал, что во всем этом, в этой ловушке Сталинградской, виноват сам Гитлер, который настаивал на том, что город должен отстаиваться до последней возможности, и не разрешил ему отходить тогда еще, в ноябре 42-го, когда можно было попытаться вырваться. Вот как бы такая сложная коллизия из человеческих и исторических моментов.

    А. Митрофанова

    – А что касается героев Сталинградской битвы с нашей стороны, кого бы все-таки вы отметили как наиболее проявившихся людей, которым действительно сегодня можно сказать спасибо за эту победу?

    С. Варшавчик

    – Это, конечно, Константин Константинович Рокоссовский, который завершил разгром врага и который, кстати, в январе 43-го года по-рыцарски прислал парламентеров к Паулюсу, предложил сдаться, чтобы не проливать кровь. Но Гитлер чрез Паулюса отверг это, и еще месяц, ну почти месяц бои гремели на сталинградских заснеженных улицах, все, что осталось от них. Ну и, конечно, это Чуйков, командующий 62-й армией, который держал все это время, с сентября в самом городе и его бойцы. Вот это, наверное, самые яркие представители, которых назову. Потому что очень много героев, в том числе и бойцов, командиров этой действительно героической эпопеи.

    А. Митрофанова

    – Спасибо вам большое за комментарий.

    С. Варшавчик

    – Пожалуйста.

    А. Митрофанова

    – Сергей Варшавчик, журналист, изучающий военную историю, один из постоянных авторов журнал «Фома», был с нами на связи. Вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал.

    Дневник наблюдений

    Сегодня нередко говорят, что современному человеку нужно учиться снимать стресс, особенно зимой. И один из способов – это взять в руки кисть и излить на бумаге или на холсте свои чувства и эмоции. Рискну сказать больше: когда мы что-то подобное предпринимаем, когда занимаемся творчеством, то мы начинаем лучше слышать и понимать самих себя. А почему это так и как все работает – узнаем у нашего собеседника. На связи с нами народный художник России Сергей Андрияка, ректор Академии акварели и изящных искусств. Добрый вечер, Сергей Николаевич.

    С. Андрияка

    – Добрый вечер. Да, вы знаете, есть во всем этом очень большой, глубокий смысл. Потому что чаще всего вот возникает такой вопрос: вообще а зачем нужно рисовать, кому это нужно? Ну я вот это для себя и для окружающих обычно вот объясняю таким, что каждому человеку дан дар, вот дан дар видеть красоту. Вот эта красота, она божественна, она вокруг нас, она везде и всюду, но ее можно видеть и ее можно не видеть. Вот можно смотреть и абсолютно ее не воспринимать, не замечать, ну она ничего не будет значить. Но эта красота, безусловно, дана каждому человеку потенциально. Вот он рождается, и у каждого есть потребность, ну потребность там петь, играть на каком инструменте, да, то есть это звуки, это, конечно, рисовать, что-то изображать, что-то ваять, что-то делать своими руками. И эту потребность он реализует по-своему, в зависимости от тех возможностей, которые у него есть. Кому-то запрещают родители, говорят: ой, ты там испортил обои, ты там нарисовал на стенке, на двери там что-то, вот взял фломастеры там и что-то еще. А я помню себя вот, ну в своем детстве, ну конечно, это тот случай, который был, не могу помнить, потому что ну было мне, наверное, годика два, как рассказывала мне мама. Я стоял в кроватке, взял цветные карандаши и на обоях, с высунутым языком, пытался нарисовать веер. При этом я брал для каждого такого вот зубца свой цвет карандаша, значит. И когда мама в ужасе, значит, зашла в комнату и увидела меня стоящим и рисующим вот этот веер, я значит повернулся и говорю: «Мама, какой красивый веер!» – вот для меня это была такая сказка. Ну понятно, что если бы она сказала: «Ах ты, такой-сякой! Ты это вот тут на стенке нарисовал!» – ну наверное, она меня бы сильно огорчила, обидела бы. И, в общем, ее запрет бы мне, наверное, был бы не на пользу. А она меня поддержала, она сказала: «Да-да, очень красиво!» Хотя про себя, наверное, думала: ну чего делать-то, вот на стене такая вот вещь? И я просто к чему это рассказываю, что это ну с каждым происходит, абсолютно с каждым человеком. Но другое дело, что иногда это в жизни подавляется. Ну подавляется, потому что ну вот сегодня жизнь довольно жесткая, ну иногда человеку приходится выживать там, зарабатывать деньги. Декларируется, к сожалению, что деньги являются главным мерилом вообще всей жизни: если они есть, то это здорово, если их нет, это очень плохо. А это никак с деньгами не связано. Это вещь, которая человека делает из слепого зрячим, она ему возвращает тот божественный дар, который ему от рождения дан. Вот я так это понимаю. И одно дело, когда мы видим все вокруг, ну что-то видим, что-то мы не видим просто, не воспринимаем глазами. Но как только мы берем в руки кисточку, карандаш и начинаем этот мир изображать, который нас окружает, конечно, он перед нами начинает раскрываться, мы начинаем видеть все больше, больше, больше. И, конечно, вот у профессионала, у него уже такой, наверное, переход в сверхвосприятие всего окружающего мира, он изображает вообще все, что его окружает. Но для обычного, наверное, такого человека, который видит вот этот мир с удивлением такой красотой – это здорово, это дорогого стоит в жизни, вот открыть для себя этот мир.

    А. Митрофанова

    – Сергей Николаевич, вы сказали удивительные слова сейчас, про то, что человек, который берет в руки кисть, он из слепого становится зрячим. Скажите, а помогает ли это лучше видеть себя и понимать себя? Сейчас же есть даже ну терапия такая своего рода, да, когда человек, чтобы углубиться в себя, берет в руки кисть. Вот что вы могли бы об этом сказать?

    С. Андрияка

    – Ну вы знаете, во-первых, изобразительное искусство это одна из очень хороших, прекрасных форм, ну может быть, релаксирования какого-то состояния, когда ты набрал в течение дня очень много всякого, всего и вся: и там есть и работа, и какие-то неприятности, какие-то проблемы. И вдруг ты берешь в руки кисть – и все вот эти проблемы, вся вот эти в течение дня тяжесть, она уходит в работу, и на душе становится как-то очень светло и спокойно. Это вещь известная, тут я никакого открытия не делаю, это все совершенно понятно.

    А. Митрофанова

    – Сергей Николаевич, у вас будет день открытых дверей 10 февраля в Академии акварели и изящных искусств.

    С. Андрияка

    – Да, мы всех приглашаем: с одиннадцати часов у нас до пяти вечера у нас будет вот такой большое очень действо, там много-много всего. И, во-первых, для каждого мы предоставляем возможность попробовать себя. И вы знаете, что самое удивительное, что получается, даже с первого раза получается и анималистика для всех возрастов – и детская, и взрослая, и конечно, само собой, акварель, рисунок, это и витраж, и мозаика, это и ювелирка и гончарка, это и роспись керамики и фарфора. Ну, в общем, тут очень большой спектр выбора, можно вот во всем в этом принять участие совершенно бесплатно. И себя немножко, ну чуть-чуть попробовать. Ну вот как обычно я слышу от взрослых людей, они говорят: «Ну уж меня никто научить не может! Ну уж я совсем никак, вот здесь как раз мне бесполезно пытаться». Я думаю, что те, кто придут, они попробуют, у них получится – и это будет для них такое внутреннее самооткрытие: как это? и у меня получается! Поэтому милости просим к нам, где, я думаю, что все найдут очень много всего интересного для себя. Это не только мастер-классы, пробные уроки, но и огромное количество выставочных у нас площадей задействовано, масса выставок, масса всего интересного. Это все можно и посмотреть, и послушать экскурсию. Ну и просто очень-очень хорошо и полезно, и здорово провести выходной день, в субботу 10 февраля. Это будет здорово.

    А. Митрофанова

    – Спасибо вам большое за комментарий.

    С. Андрияка

    – Спасибо.

    А. Митрофанова

    – Народный художник России, ректор Академии акварели и изящных искусств, Сергей Андрияка был с нами на связи. Вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал.

    Републикция.

    В этой рубрике мы традиционно смотрим сайт https://foma.ru/, листаем журнал «Фома» и обращаем внимание на наиболее интересные тексты, которые здесь появились за последнее время. А сегодня хочется поговорить о подписке на это издание. Вот, в частности, начат сбор на бесплатную подписку на «Фому» для камчатских учителей и миссионеров – такое объявление можно найти на сайте, прямо на первой странице. И мы уже говорили в этой студии о том, что «Фома» занимается благотворительной подпиской для людей, которые не могут сами для себя ее оформить. В нашей студии сейчас Алексей Соколов, директор интернет-проектов журнала «Фома». Добрый вечер.

    А. Соколов

    – Добрый вечер,

    А. Митрофанова

    – Леша, расскажите, пожалуйста, каковы результаты сбора средств на благотворительные подписки и удалось ли какие-то регионы подписать?

    А. Соколов

    – Да. Ну вот видите, мы начали с самой восточной оконечности нашей страны, вот только что у нас была публикация на эту тему. Мы благополучно подписали людей на Чукотке всех, кто нуждался в том, чтобы получать «Фому» и не мог себе это позволить. И теперь мы перебрались на Камчатку, и вот с камчадалами вместе мы пытаемся организовать подписку для приходов и для преподавателей ОПК – основ православной культуры. Это неслучайно, почему мы оказались на Камчатке, это не мы здесь в Москве придумали сидючи, это люди с Камчатки к нам обратились. Потому что для нашего проекта очень важно, что мы не только призываем помогать подписывать на «Фому», но мы еще и ищем через интернет тех, кто в этих подписках нуждается. И вот наши друзья с Камчатки вышли на связь и помогли нам составить адресную базу – список тех, кому действительно наш журнал на местах очень нужен.

    А. Митрофанова

    – Это звучит несколько странно. Вообще сегодня интернет-издания, наверное, более популярны и востребованы, чем издание бумажное, а мы с вами сейчас говорим именно о журнале, который в бумаге выходит из типографии и распространяется по стране, ну в общем и по миру тоже. Насколько он востребован может быть вот там, на Камчатке?

    А. Соколов

    – Тут, конечно, это можно до бесконечности разговаривать о том, как интернет борется или не борется, а наоборот помогает бумажным изданиям. Сами понимаете, мне как руководителю интернет-проектов все это интересно, я могу долго говорить. Но если конкретно, применительно к «Фоме», то здесь есть определенный феномен, потому что «Фома» это все-таки издание не новостное, не сиюминутное. И мы знаем, что номера, которые мы выпускали десять лет назад, там в 2008, в 2007 году, они до сих пор хранятся в библиотеках, их до сих пор читают. И у одного номера может быть десять, двадцать подписчиков, номер может прочитать ребенок человека, который прочитал его десять лет назад сам. И поэтому для нас бумага как нечто такое, что можно поставить на полку, снять с полки и перечитать, то, что читается совершенно по другому принципу, не так, как интернет. Это не противоположность интернета, это некая другая совершенно сущность, и мы видим, что она нужна. Мы, конечно, как любое бумажное издание, не раз задумывались, нужно закрывать бумажную версию или нет. Но нас останавливают в первую очередь наши читатели, которые пишут и говорят о том, что журнал именно в бумаге им подчас нужнее, чем интернет. И получается такая парадоксальная ситуация: через интернет мы ищем подписчиков для бумажного журнала, а они ищут нас.

    А. Митрофанова

    – А вы упомянули еще преподавателей основ православной культуры. Ведь есть же какие-то учебники, есть программы базовые, разработанные специально по этому курсу, неужели в этом смысле тоже и журнал может служить?

    А. Соколов

    – Безусловно. Потому что несмотря на то, что уже достаточно большая история есть у преподавания основ православной культуры в России, все-таки методических качественных материалов не хватает. И даже если они и есть, они далеко не всегда опять же доходят до провинции, до отдаленных регионов. И то, что мы во многом ориентируемся на учителей, это тоже не случайно. Мы знаем, что 11 процентов наших читателей – мы проводили недавно опрос большой, спасибо всем, кто откликнулся и ответил на него, – 11 процентов наших читателей это учителя, которые многие отвечают, что в первую очередь читают «Фому», чтобы использовать его для преподавания.

    А. Митрофанова

    – Подводим некоторые итоги. На Камчатке журнал «Фома» необходим прежде всего в приходах, которые удалены от центров, учителям, миссионерам, которые занимаются там просветительской работой. Ну и по сути, если, как вы говорите, что один журнал в среднем прочитают по 10-20 человек, если он находится где-то в районной библиотеке, то один журнал там фактически передают по кругу.

    А. Соколов

    – Насколько мы понимаем, насколько можем судить по отзывам наших друзей и читателей, это действительно так.

    А. Митрофанова

    – Расскажите, пожалуйста, как можно было бы поучаствовать в организации благотворительной подписки для камчатских приходов и учителей?

    А. Соколов

    – Все как всегда просто: https://foma.ru/ – заходите прямо сейчас, у нас на сайте на главной странице большой баннер, он направит вас в нужном русле, и вы сможете помочь нам, либо подписав кого-то, выступив в качестве благотворителя, может быть. Либо помочь нам тем, что подскажете, кто еще нуждается в подписке на «Фому», связавшись через специальную форму с нашей редакцией, прислав нам адреса, данные о людях, которые в подобной подписке нуждаются. И это для нас тоже очень важно, нам нужно расширять такую базу. Мы знаем, что таких людей много, гораздо больше, чем мы знаем на данный момент.

    А. Митрофанова

    – А вы всех подпишете, кому это действительно необходимо?

    А. Соколов

    – А мы очень постараемся. Ну мы здесь постараемся не сами: мы видим, что нам очень активно помогают наши читатели, мы получаем большую поддержку от тех, кто берется подписывать адрес на кого-то подчас или просто жертвует деньги на благотворительную подписку, на особый целевой счет. Я думаю, что с такими читателями, как у нас, мы справимся.

    А. Митрофанова

    – https://foma.ru/, баннер, благотворительная подписка для Камчатки – и там вся информация о том, как можно поучаствовать в этом деле.

    А. Соколов

    – Спасибо всем, кто поучаствует.

    А. Митрофанова

    – Алексей Соколов, руководитель интернет-проектов журнала «Фома» был в нашей студии. До свидания.

    А. Соколов

    – До свидания.

    А. Митрофанова

    – Наш радиожурнал подходит к концу. Напомню, он был подготовлен совместно с Издательским домом «Фома». В течение этого часа с вами была я, Алла Митрофанова. Ну и напоследок, как всегда, наша традиционная музыкальная композиция. До конца зимы еще далеко, конечно, но пусть это не мешает нам радоваться жизни. И если хочется, например, лирического настроения, можно сходить в парк с близкими людьми. Кстати, известный фокус: сейчас столько снега, что если дернуть за одну маленькую веточку, которая ниже всех спустилась к земле, то на вас обрушится невероятный снегопад. И вот лайфхак, он в том, что этот фокус невероятно поднимает настроение. Ну а для тех, кто сейчас только на пути домой, у нас на радио «Вера» звучит Генри Манчини – великолепная нежная музыка.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем