У нас в гостях была актриса, заслуженная артистка России Алёна Бабенко.
Мы говорили о театральных работах нашей гостьи, о внутренних духовных переживаниях при воплощении разных образов на сцене и о пути к Богу.
А.Пичугин:
— В студии светлого радио приветствуем вас мы — я, Алексей Пичугин...
К.Мацан:
— ... и я, Константин Мацан. Добрый светлый вечер!
А.Пичугин:
— И сегодня, вместе с нами и с вами в этой студии — мы с удовольствием представляем вам Алёну Бабенко, актрису, заслуженную артистку России. Здравствуйте, добрый вечер!
А.Бабенко:
— Добрый вечер!
К.Мацан:
— С трепетной радостью ждём Вас к этому разговору, спасибо огромное, что пришли. Знаете, я, когда к нашей встрече готовился, конечно, не мог обойти вниманием очень большое Ваше интервью журналу «Фома», 2014 года, если я не ошибаюсь. Само собой, в нём разговор был о вере, а перемежались Ваши ответы, собственно говоря, цитатами или отрывками из Вашего же рассказа о посещении, если я правильно понимаю, Оптиной Пустыни. Ну, не о посещении, а о некоем опыте, связанном с Оптиной Пустынью, и с молитвой Оптинских старцев. Вы могли бы сейчас тем, кто, возможно, не читал это интервью, об этом рассказе напомнить. И что, вообще, это за потребность была — написать вот такой личный рассказ, вырастающий из молитвы Оптинских старцев?
А.Бабенко:
— Вы меня сейчас спросили об этом, и я понимаю, что я не совсем даже помню этот рассказ, потому что это уже было давно, а...
К.Мацан:
— «Верить, надеяться, терпеть, прощать и любить...» — Вы об этих словах говорили.
А.Бабенко:
— Да, я помню эти глаголы, которые меня тронули ещё давно, ещё много лет назад, когда я училась на математика и прочитала это в журнале «Наука и жизнь». И я нашла своё такое... как сказать... фундамент, что ли, жизни — в этой, написанной русскими словами молитве.
К.Мацан:
— Откуда в «Науке и жизни» это взялось, вообще?
А.Бабенко:
— Не знаю!
А.Пичугин:
— «Наука и жизнь» — такой журнал был... ну, он и сейчас, собственно, есть.
А.Бабенко:
— Он был — замечательный журнал, он был популярен в нашей семье. В основном, мы отгадывали там кроссворды. Там были потрясающе статьи интересные, которые нигде невозможно было прочитать — и научные, и всякие, по всем темам. Поэтому он такой был — знаком нам. И вдруг вот там я её обнаружила, и переписала в книжечку.
А.Пичугин:
— «Наука и жизнь», кстати, один из первых журналов, которые начали публиковать что-то о вере — в то время, тогда. А «Наука и религия», причём, даже, по-моему, отставала на какое-то время. А вот «Наука и жизнь», я помню, что, действительно, это — один из первых журналов, где стали как-то довольно прямо говорить о вере. Ну, а потом, соответственно, я его в руках не держал уже много лет, хотя... вроде бы как, он до сих пор здравствует.
А.Бабенко:
— Да. Вы спросили, что меня заставило написать его?
К.Мацан:
— Ну, это же был, видимо, какой-то важный опыт — даже вот эти пять слов... или шесть слов из молитвы Оптинских старцев встретить. Вы принялись их записывать себе куда-то — зачем?
А.Бабенко:
— Да, ну... ну не знаю, я как-то почувствовала опору. Ну, что такое 20 лет? Это такое время — студенчество, когда ты из родного дома приезжаешь в другой город, встречаешь огромное количество каких-то чужих тебе людей, съехавшихся со всей страны учиться в Университет. Ты вынужден как-то пристраиваться к новому образу жизни, привыкать к каким-то чужим привычкам, и так далее, и так далее... как Буратино, попадать в разные неприятные ситуации — это отношения с мужчинами, это какие-то чувства, там, и так далее, и так далее... Потом ты понимаешь, что что-то строится, что-то разрушается, в общем — у тебя такой... ну, у меня лично — такой хаос. Я — человек впечатлительный. И когда вот это я нашла, в какой-то определённый момент жизни, я поняла, что это то, на что нужно опираться. Я не знаю... это как-то мне было дано. Я не измышляла, специально этого не делала. Всё было не специально. Вот. А потом эта книжечка потерялась, потом я забыла... Да, я тут же позвонила подружке своей и сказала: «Оля, я нашла вот такую молитву!», а она мне сказала: «А я знаю». Я очень расстроилась по этому поводу...
К.Мацан:
— Ну, почему...
А.Бабенко:
— Ну, потому, что — я, по-моему, в рассказе это написала — что, мне показалось, что я открыла своего Бога.
К.Мацан:
— Своего?
А.Бабенко:
— Ну, своё... Это был — Мой. Я Его так — присвоила, и такая у меня была радость! Я не знаю, тоже, как это объяснить, но я нашла... Вот, я математик — и всё туда уместилось. Всё, что... все какие-то мысли о добром, вечном, там, не знаю... хорошем — уместилось туда. Всё там было — основное, точно и по делу. И ничего лишнего.
А.Пичугин:
— Кстати, это интересно. Вы часто вспоминаете, что Вы — математик?
А.Бабенко:
— Ну, наверное, структурное мышление мне просто присуще — вообще. Потому что... что касается спектакля, допустим, или фильма — это же тоже определённая структура, и математика, которая... чем лучше ты её просчитаешь, тем лучше она воздействует — если у тебя есть задача воздействия на зрителя. Поэтому, я считаю, что это немаловажно.
А.Пичугин:
— Просто, никогда не задумывался, что, действительно, есть люди, у которых в бэкграунде есть хорошее техническое образование, хорошее гуманитарное образование — люди, которые потом выбрали для себя актёрскую стезю. И они очень по-разному могут подходить к ролям — кто-то просчитывает, как Вы говорите, кто-то это вот... не знаю... ad libitum как-то воспринимает просто поверх барьеров, вот так — раз, и всё. И не задумываясь о том, что тут кто-то... вот, можно высчитать, можно как-то к этому по-другому подойти.
А.Бабенко:
— Конечно, есть же определённые понятия там: завязка, кульминация, развитие — есть же эти слова, да? Они что-то значат, ты их можешь определить.
А.Пичугин:
— Да, но это уже профессионально-актёрское. А вот, в анамнезе у человека, там, хорошее техническое образование, к примеру, и он уже, основываясь, в том числе, и на этом хорошем техническом образовании, совершенно иначе будет подходить вот к этой кульминации и завязке, нежели актёр, который был гуманитарием когда-то. Либо по складу своему — гуманитарий.
А. Бабенко:
— Не знаю. Мне кажется, для актёрской профессии это не так важно. Потому что... ну, например, я могу интуитивно чувствовать роль, и совершенно не размышлять и не строить там какого-то уравнения. А могу её и построить. Если чувствую, что этого требует вот, как бы, человек, про которого я рассказываю. Ведь, человек, про которого я рассказываю, может обладать тем же структурным мышлением, и я это вижу из текста, я это понимаю. А есть какой-нибудь персонаж, совершенно разбросанный и такой — неуловимый, вот как, например, Ева в спектакле «Осенняя соната» Бергмана. Сколько бы я ни билась над ней, ни репетировала, но она такой — ускользающий — человек, меняющийся, в зависимости от какого-то настроения, надо сказать, человек такой атмосферы-настроения, чувства, не мысли, внезапности, спонтанности. Поэтому, ещё даже нельзя браться структурировать.
К.Мацан:
— Вы это слово произнесли — «чувства, а не мысли». Ведь, и вправду, есть такой стереотип, или не стереотип, у людей, вот как мы, со стороны смотрящих на театр и на актёрскую профессию, что актёру важна, ну, если угодно, вот именно пластика, чувственность, внешняя выразительность какая-то, а, скорее, не интеллектуальность. Это — мнение. Я его не озвучиваю, как своё. Вот, актёр — это, в первую очередь, некая внешняя картинка, даже в самом высшем смысле этого слова. Как Вам кажется — это верно или неверно?
А.Бабенко:
— Ну, да. Конечно, я не думаю, что многим режиссёрам, допустим, нравятся «интеллектуальные» артисты. Всё-таки, артист в руках режиссёра — это инструмент. Ты можешь быть, там... не знаю... молотком, можешь быть пинцетом, может быть, ножницами, и так далее... бумагой можешь быть, и так далее... И чем ты более пластичен вот в этих превращениях, тем у тебя больше палитра. Но это уже зависит от степени таланта или желания работать и пробовать себя. Кто-то — мы знаем — вот такой актёр, и больше он — никакой. Это тоже нормально. А кто-то вот любит впрыгивать в разные образы... Я, что-то, по-моему, не туда пошла...
К.Мацан:
— Нет, всё очень верно в плане вопроса...
А.Бабенко:
— А! В смысле... Нет, ну, для меня важно — нет, я не могу так просто, допустим, быть картинкой или... ну, могу, конечно... Если когда-нибудь случится так, что смогут мной рисовать так, чтобы я даже не задумывалась об этом — я готова и на этот эксперимент. Но так, всё равно, я не могу не думать о человеке, про которого я рассказываю. Это всё равно — какой-то у меня мысленный процесс обязательно... обязательно со своим предложением я буду идти к режиссёру.
К.Мацан:
— Есть это хрестоматийное, из Станиславского: «В плохом искать хорошее, в хорошем — искать плохого», и всегда, когда разговариваешь с любым, наверное, актёром, особенно — с человеком верующим, возникает вопрос: что же получается — нужно как-то... зачем в хорошем искать плохое, ведь, получается, нужно же как-то приобщиться к этому плохому, как-то... ну, в каком-то смысле, стать его частью?..
А.Бабенко:
— Хорошо. Я отвечу на этот вопрос. А что такого плохого в том плохом? Мы что — все хорошие, что ли? Ангелы? Наоборот, это очень интересно, когда человек разнообразен. Я терпеть не могу играть «хорошего человека»! Я вообще не понимаю, что такое «хороший человек». Вот, он такой положительный...
А.Пичугин:
— Так, как это бывает?
А.Бабенко:
— У меня есть такая роль, допустим. В спектакле Егора Перегудова «Поздняя любовь», это Островский. Мы его рассказываем современным языком. Вот, моя героиня, Людмила — ну, как это называется в театре у нас — «голубая героиня». Такая хорошая вся, положительная, такая — «луч света в тёмном царстве», вот, кто это понимает выражение, к которой, ну, просто не прикопаться никак. И, когда мне предложили эту роль, я подумала: «Я? Со своим нутром? Вот эту?.. Я это даже... ну, не знаю, как её играть». И я нашла для себя путь. Я поняла, что никакая она не лирическая, не... такая... не добрая, не скучающая, а наоборот — человек действия. Я подумала: что такое хороший человек? Это человек действия, а не ласковых слов, интонаций добрых, и так далее, и так далее. Она просто... ситуация простая: человек, в которого она влюблена — он оказывается без денег, ему нужно срочно помочь. Она последние деньги папины — их, накопленные — просто отдаёт ему, чтобы спасти его от тюрьмы и от позора. Вот в этом — любовь. Всё. А не в том, что она лежит, скучает, умирает, там... ждёт его. И я решаю... главное, там очень смешной сам момент, как она его полюбила. Потому что, один раз, разговаривая с ним, он сказал: «Как бы был я счастлив, если бы меня полюбила такая женщина, как Вы!» И она полюбила.
А.Пичугин:
— Она как долг восприняла?
А.Бабенко:
— Она — как долг! Там так и есть: «Я только исполняю свой долг!» У неё нет к нему... как сказать... к этому человеку, вот... желания, там, стать его женой, нарожать детей... ну, даже если этого не будет — она не перестанет его любить! Вот в этом прелесть.
А.Пичугин:
— Ну, вот это — нарочитая «хорошесть» такая, да. Она всегда в таком проявляется.
А.Бабенко:
— Да. Но она — действенная. Она давно уже прожила свою молодость без любви и отказалась от неё. Она уже поняла, что её не будет никогда, ничего...
А.Пичугин:
— А как можно от этого отказаться? Ну, вот, я понимаю, что это Островский, и что это ещё и современная интерпретация Островского. Но всё равно — что в ХIХ веке, что в ХХI... А как это можно сыграть, вот — отказ от любви, например?
А.Бабенко:
— Ну, мне не нужно этого играть, там, просто, есть в монологе такие слова, что она прожила свою молодость без любви, да, с одною только потребностью любить — ну, что делать... Она говорит: «Я уже свыклась, я уже была спокойна и счастлива по-своему». И вдруг он сказал: «Я был бы счастлив, если бы меня полюбила такая женщина». И для неё одно это слово... Слово. Мы говорим о слове, да? Не то, как он выглядел... его никогда нет дома, он где-то гуляет, прогуливает свои деньги, там, и так далее... Она не делит... просто, она не делит людей, вообще, на хороших и плохих. У неё нет осуждения... вот, как бы...
К.Мацан:
— Я понял Вашу мысль, и она очень интересная. Особенно, когда вот Вы сказали: «А что такого плохого в том, чтобы в хорошем искать плохое? Мы же тоже все — честно посмотрев на себя — должны признать, что мы не очень хорошие люди, каждый». Каждый свои грехи знает.
А.Бабенко:
— Я... кстати, можно я добавлю? Вот, к вопросу. Вот, там очень интересное развитие нашлось в этой роли, что человек, который никогда не мог кого-то осуждать, какой бы человек ни был, думать о нём плохо — ну, нет у неё этого в природе, там, я не знаю, таким человек родился, который всегда... ну, у неё два глагола — спасать и помогать. Всё. Это для неё естественная жизнь. И вдруг она, благодаря тому, что она полюбила этого человека, влюбилась и испытала какие-то чувства — в ней появилась ревность, там, ненависть к её сопернице, какое-то... какое-то, вот... начались эти метания — вот что она в себе, благодаря чувствам, обнаружила.
К.Мацан:
— Получается, Вам приходится, скажем так, в работе над ролью — сейчас очень грубо скажу — как-то обращаться к собственным грехам, и, как-то вот, их пытаться привлекать, чтобы роль получилась объёмной. Такое бывает?
А.Бабенко:
— Я бы даже сказала, в моём случае — это обязательно. Это очень интересно.
К.Мацан:
— А в этом нет, если угодно, духовной опасности «заиграться», и, как-то, черезчур вот... соприкоснуться с тем, с чем не хотелось бы соприкасаться.
А.Бабенко:
— Нет! Ну, во-первых, у меня такого не было. Во-вторых... нет, нету. Я даже не знаю... ну, как бы... в чём вопрос? Как? Во что «заиграться»?
К.Мацан:
— Ну, я, возможно, дилетантски и профански предполагаю, что, когда играешь, допустим, роль, в которой нужно... Знаете, я так скажу. Вот, мой учитель, Юрий Павлович Вяземский, писатель, написал роман о Страстной Седмице. И он в одной беседе такую фразу произнёс: «Как я могу написать сцену, в которой Иуда решает продать Христа, если я в себе не проиграл это предательство? Если я в себе, как бы, не побыл Иудой?» Но, неужели такие вещи проходят — спрашиваю я — бесследно для души?
А.Бабенко:
— Наоборот. Они не бесследно для души проходят, а полезно. Я бы так сказала. Потому что ты вновь и вновь проживаешь внутри то, что Вы говорите. Ты проживаешь это — и выкидываешь из себя.
К.Мацан:
— Некая форма покаяния?
А.Бабенко:
— Ты выписываешь — писатель выписывает, а я — выговариваю, прилюдно. Поэтому, для меня...
К.Мацан:
— Интересно, с этой стороны я об этом не задумывался.
А.Бабенко:
— Я каждый раз думаю об этом... Знаете, для меня это очень такой — интимный, и важный вопрос. Иногда мне кажется, я думаю: чем я занимаюсь? Вот, сидит, там... 1000 человек в зале. Вот, я играю какую-то роль. Я затрачиваю энергию, я рассказываю что-то сокровенное, я как бы разговариваю, как будто, с одним человеком... для меня зал — это один человек. Ну, они хлопают. Хлопают, смеются и так далее. Человек ко всему привыкает. Я привыкаю к смеху, и к хлопкам, это уже не становится такой... Ну, да, конечно, ты рад, конечно. Но когда ты повторяешь спектакли, там, по 2-3 раза в месяц, и так это — весь сезон, то ты, как обычно, привыкаешь. И я думаю: ну, вот — и что? А что я получила, кроме хлопков, там, и... то есть, это такой странный разговор, понимаете? Я, как бы, разговариваю — и получаю просто... ну, там... смех, там, да... ну, да, наверное... Ну, то есть, для меня более ценно, допустим, когда один человек придёт ко мне в гримёрку, и что-то скажет такое очень важное, что его тронуло, там... или... взволновало. Не просто скажет: «Ой, как замечательно, прекрасно! Это было так великолепно! И вы все так хорошо играли!» Я говорю: «Да, да, конечно! Спасибо большое. Очень хорошо». Но, вот, случаются... и для меня вот это — настоящие драгоценности.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Напомним, что Алёна Бабенко, актриса, заслуженная артистка России в гостях у светлого радио.
Часто в гримёрку приходят такие люди?
А.Бабенко:
— Нет, очень редко. Например, у нас были гастроли в Санкт-Петербург, со спектаклем «Время женщин» — такой, для меня сложный, спектакль, я играю две роли, и такой он, затратный — долгий такой, эмоциональный. И ко мне в гримёрку пришли две актрисы — АКТРИСЫ, то есть, люди моей профессии, из театра. И у них были слёзы на глазах, и они говорили, они сказали: «Алёна, Вы меняете мир!» Я аж вздрогнула, мне аж страшно стало внутри. Что они имели в виду, я не знаю, но они меня обнимали очень, целовали, были так признательны — это особенно дорогого стоит, когда это люди твоей профессии.
А.Пичугин:
— Ну, Ваши коллеги, наверное, тоже часто задумываются над своими ролями, поэтому — есть, что сказать другому человеку. То есть, они, естественно, не придут к Вам в гримёрку и не скажут: «Алёна, спасибо Вам большое — это было что-то фантастическое! Приезжайте к нам почаще!»
А.Бабенко:
— Ну, да. Скорее всего скажут: «Ну, нормально. Ну... хорошо».
А.Пичугин:
— Нет, ну, почему? Если они переживают так же свои роли — соответственно, им, наверняка, будет, что и Вам сказать. А обычные зрители, которые просто приходят в театр — раз в год, может быть, пришёл человек в театр — вот, такие люди приходят? Говорят? Вы их встречаете?
А.Бабенко:
— Да, бывает. Но, я говорю, что это — крайне редко. Ну, в принципе... я просто подумала, что я всё равно люблю, это талант, который мне дан Богом, поэтому, я люблю эту профессию, наверное — это необходимо.
К.Мацан:
— А Вы смотрите, ведь люди, которые приходят, даже когда они говорят — я сейчас про простых людей говорю — «как это было прекрасно, замечательно, как Вы прекрасно играли», наверное, для Вас, с Вашей именно, актёрской, стороны, это — какие-то банальности и общие слова. Вообще, такими словами невозможно оценить спектакль. Что такое «хорошо» или, там, «прекрасно»?
А.Бабенко:
— Нет, они и не могут этого сделать, и не надо этого делать.
К.Мацан:
— Вот, я понимаю, конечно... конечно...
А.Бабенко:
— Они очень искренни! Они очень искренни — и это правда.
К.Мацан:
— Я понимаю, что Вы видите эту искренность, она Вам тоже дорога...
А.Бабенко:
— Конечно!
К.Мацан:
— Мне просто интересно: а вот актёру, профессиональному, какими словами можно оценить работу... там, ну... вот, какого рода реплика Вам показала бы, что человек, действительно, разбирается в том, что он увидел. Есть такое слово, сегодня очень популярное — «качественно». «Качественный спектакль», например.
А.Бабенко:
— Да, зачем разбираться... мне кажется, что это не важно. Важно, что ты получал, там, какие-то эмоции... Недавно мы играли «Позднюю любовь» и пришло 5 человек моих друзей, которые прибежали за кулисы и закричали: «Ах, как круто, что всё хорошо кончилось! Мы думали, сейчас кто-нибудь умрёт! Мы думали, сейчас ужас будет какой-то! Как хорошо, что всё хорошо кончилось!» — это была такая искренняя эмоция, что этого было достаточно для оценки, и я поняла из этого, что они весь спектакль были внимательны, включены в историю, и поняли, что это... и она их настолько вела, что они до конца не отключались. А это — немаловажно. Потому что, на спектакле можно и поспать, и подумать, уйти ли тебе со второго действия или не уйти, «ну, ладно, досмотрю до конца»... Поэтому...
К.Мацан:
— Вы сегодня уже слово это не раз произнесли — «чувство» — и мне хотелось бы ещё раз к этой теме вернуться, в связи, как раз-таки, с тем интервью, которое я уже упоминал. Там речь шла, скажем так, о пути в Церковь, и о некоем осознании себя в Церкви. Вы мысль произнесли, которая, честно говоря, меня поразила своей точностью, что мы в Церкви не ищем чувства, очень легко обмануться, хотеть приходить в Церковь за поисками вот этих чувств.
А.Бабенко:
— Да, это тема. Это классная тема! Я через неё, да, иду, прошла.
К.Мацан:
— А Вы через неё проходили на личном на каком-то опыте? Как это было? Можете рассказать?
А.Бабенко:
— Ну, как — как? До своего крещения, когда я заходила в Храм, меня поражала одна вещь. Когда я стояла, и чувствовала атмосферу, которая там есть — а там есть атмосфера, в любом Храме, хочешь ты этого или не хочешь — просто так человек в Храм не заходит, если он хочет там побыть, а не поставить свечку. Вот я вот там хотела побыть. Вот, я стою, и внутри себя разговариваю о том, о чём хочу говорить. И вдруг внутри меня складываются слова, слова и мысли — совсем в другом порядке логическом, и всё течёт очень плавно, ровно. У меня такое состояние... такой разговор происходит. Как бы, вроде... ну... я не то, чтобы с Богом разговариваю, а просто разговариваю, и высказываю то, что вот... там, во внешнем мире, у меня хаотично звучит в голове — тут у меня всё выстраивается очень хорошо. И я ухожу с каким-то утешением. Я ещё не была крещена. И вот, благодаря этим заходам в Храм, и иногда я читала эту молитву Оптинских старцев, я поняла, что я готова к Крещению. Но, поскольку мне были очень дороги эти моменты, я подумала, что я педаль газа нажимать не буду, и что, наверное, Господь меня Сам приведёт и обозначит этот день. И Он обозначил. Я крестилась в Сретение Господне. Не зная, что это Праздник...
А.Пичугин:
— Надо напомнить, что это, вообще, «Встреча».
А.Бабенко:
— Встреча. Мы встретились в этот день. Я поехала, села на троллейбус — пустой троллейбус, едет старушка... Колокола звенят! Чистейшее небо, мороз такой! Я еду и думаю: «Почему звонят колокола?» Ну, я так у неё и спросила. «Разве Вы не знаете? — она говорит, — Ну, что ты! Это же большой Праздник — Сретенье Господне!» — Я сказала: «А, ну да, ну да!»... знаете, как мы... неудобно нам показаться необразованными, и поэтому я сделала вид, что: " А, ну да, ну да!«, я как бы знаю...
А.Пичугин:
— Просто календарик из головы выпал.
А.Бабенко:
— Ну, да! И всё...
А.Пичугин:
— Вы целенаправленно ехали креститься, или так...
А.Бабенко:
— А Храм, в который привёл Господь — Знамения Божией Матери, на Рижской.
А.Пичугин:
— Ага. Там, у эстакады...
А.Бабенко:
— И крестил меня отец Павел Конюхов. Почему я это запомнила? Потому, что к этому моменту как-то я так... знаете... ну, мы же, там, замечаем, какие — наши цифры, какие — наши имена, там, ещё что-нибудь такое... Ну, во всяком случае, я так делала — у меня, там, любимая цифра 22, или вот я поняла, что Павел — это моё какое-то охранное имя, и у меня с именем Павел много чего связано уже до этого было, и вдруг меня ещё и Павел Конюхов крестит. И вдруг... я люблю очень собирать, знаете, такие всякие штучки, которые все в одну корзинку потом — и ты понимаешь: «петелька-крючочек»... А в этот момент я во ВГИКе учусь, и играю у японского режиссёра в отрывке под названием «Кроткая»... рассказ «Кроткая», который написал Фёдор Михайлович Достоевский, играю Кроткую, и мне сшили такое голубое длинное платье, которое похоже на крестильную рубаху, только она вот такая вот... прямо крестильная рубаха. И я... что-то... не знала, где крестильные рубахи покупать. Ну, я взяла его с собой. И ещё вот Павел Конюхов спросил: «А что это у тебя такое голубое платье?» — такое синее, яркое такое. Я говорю: «Вот так. У меня денег не было на крестильную рубашку». Он говорит: «Ну, ладно. Хорошо, о’кей». И дальше он говорит какие-то слова, я, естественно, ни одной молитвы не знаю, я позавтракала перед этим. Меня Причастили! Потому что был Праздник. Он говорит: «Сегодня Праздник» — и он допустил меня к Причастию. Ну, мне кажется, что это большая Благодать, ну, это же — милость, мне кажется, от Бога — вот так вот меня привести — бывают же такие случаи, я знаю. Потом... ну, он читает какие-то молитвы, всё, прошёл этот обряд Крещения, и я запомнила только одно, что: «Теперь Вы — воинство Христово, Вы — воин!» И это, видимо, как раз, слова те, которые для меня были сказаны, в тот момент. Вот. Ну, вот, я так и до сих пор сражаюсь сама с собой.
А.Пичугин:
— И там же, в Храме, остаётесь? В Переяславской Слободе, на Рижской?
А.Бабенко:
— Нет, я хожу в другой Храм — в Покровском, Святителя Николая.
А.Пичугин:
— А, какой знакомый Храм! Когда-то...
А.Бабенко:
— Басманная, 100.
А.Пичугин:
— Да, да! Я помню, там хлебозавод был когда-то...
А.Бабенко:
— Да.
А.Пичугин:
— ... а я ходил — ещё был маленький — ходил, помогал разгребать эти развалины хлебозавода.
А.Бабенко:
— Вот! Настоятель там — архимандрит Дионисий.
А.Пичугин:
— Дионисий, да.
А.Бабенко:
— А мой духовный отец — Павел Кондраков! Сегодня я принесла книжечку, специально, которую он написал для нас, для его детей, прихожан. Называется она «Путь к счастью».
К.Мацан:
— Я скажу нашим слушателям — это очень маленькая, в ладошке помещающаяся, книжечка...
А.Бабенко:
— Карманная.
К.Мацан:
— Да, но очень... так... много-много карточек, мелкий некий шрифт, чувствуется, что вложено много мыслей...
А.Бабенко:
— Да. На каждой страничке — по одному высказыванию из Евангелия, из святых писаний разных.
К.Мацан:
— А можете что-то процитировать, что вот Вам сегодня, например, в этой книжечке, наиболее актуальным оказалось?
А.Бабенко:
— В общем, смысл в том, что — мне почему очень нравится эта книга — смысл в том, что всё, что мы делаем, всё, что мы говорим, начинается с мысли, и часто мы не можем освободиться самостоятельно от этих мыслей. Значит, что нужно сделать? Нужно просто в голову поселить другие мысли. Так вот этот способ — очень простой. Ты берёшь, допустим, одно высказывание из Евангелия: «И всё, что ни попросите в молитве с верою, получите». И, допустим, ты повторяешь эту вот...
К.Мацан:
— Максиму Евангельскую.
А.Бабенко:
— Да! Ты её целый день... ну, или там — два раза в день... ты её выучиваешь, как бы. Мы же вот, если... я почему... как артистка, я это очень хорошо понимаю, потому что мы учим текст, мы разбираем роли, мы их присваиваем, мы много раз, многократно, повторяем. Даже, вообще, вот в Храме — многократно повторяются молитвы — они, как бы, тебе сеются в голову. И вот, представьте себе, таких сорок фраз, каждый день. Ты выучиваешь одну фразу, потом, на второй день, ты и одну, и вторую повторяешь, потом — и одну, и вторую, и третью, и это начинает тебя заполнять, эти мысли прекрасные. А особенно, например, мне дорого... как сказать... Я никак не могла понять, как это — Бог здесь? Всё время себе задавала вопрос: как это — Он здесь? Где Он? Как? Потому что, когда размышляешь, то обычно размышляешь о Нём, думаешь — в третьем лице. И тогда я себе запретила вообще думать о Нём в третьем лице, а просто стала с Ним разговаривать напрямую — ну, вот, как будто Он здесь. Сейчас здесь.
А.Пичугин:
— Мы должны прерваться — на минуту, буквально. Вернёмся в эту студию. Напомним, что в гостях у светлого радио сегодня актриса, заслуженная артистка России Алёна Бабенко. Также мы — Алексей Пичугин...
К.Мацан:
— ... и Константин Мацан. Не переключайтесь.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
— Светлый вечер на радио «Вера» продолжается. Ещё раз — здравствуйте, дорогие друзья! В студии мой коллега Алексей Пичугин и я, Константин Мацан. С трепетной радостью напоминаем, что сегодня у нас в гостях Алёна Бабенко, актриса, заслуженная артистка Российской Федерации.
Алёна, я вот, в прошлой части, начал эту тему, и мне бы не хотелось, чтобы мы её потеряли, она мне кажется очень важной — про чувства. Вы потрясающе рассказали о том, как Вы крестились. Но вот эта тема, на которую Вы так среагировали живо — за чувствами ли, вообще, мы идём в Храм? С одной стороны, понятно, что мы не можем от своих чувств как-то абсолютно избавиться, было бы это неестественно, и не нужно — мы люди. Но, очень легко при этом как-то, может быть, обмануться, что ли, пытаясь искать в Храме именно ощущений каких-то вот, какой-то вот такой вот...
А.Бабенко:
— Да, я это даже...
К.Мацан:
— ... когда это вот: «Ах, я такую благодать почувствовал!» Вот как Вы это переживаете?
А.Бабенко:
— Да, для меня это, такой, принципиальный и категоричный вопрос. Я прям... я боюсь. Я боюсь чувств излишних, вот этого придумывания себе благодати — это правда. Потому что... ну, я не знаю, как кто... Я просто очень чувствительный и впечатлительный человек. Мне очень легко...
К.Мацан:
— Это Ваша профессия.
А.Бабенко:
— ... да... поймать слёзы, там, или что-то такое... И я бегу от этого в Храме — почему? Потому что гораздо важнее в Храме мне быть той, какая я есть, находиться в правде. Поэтому, когда я иду в Храм, я себе говорю: «Господи, пожалуйста, помоги мне сегодня быть здесь, с Тобой. Не фарисействовать и не притворяться, и не искать чувств, а быть вот — в правде, вот увидеть меня такой, какая я есть». И знаете, очень разные мысли приходят. Бывает, ты совсем отключаешься от службы, уходишь куда-то, и говоришь: «Ага, оп! Я себя поймал — здесь!» Или вдруг у тебя какое-то разорение бывает, что ты — сух, стоишь — вообще тебя ничего не трогает, и говоришь: «Вот, Господи, спасибо Тебе, что Ты мне показал, какая я есть». У меня есть тоже на эту тему прекрасный случай, чудесный, когда я была в гостях у Серафима Саровского...
А.Пичугин:
В Дивеево?
А.Бабенко:
— В Дивеево, да. Я приехала туда, со своими просьбами, мучениями, страданиями, вопросами. У меня было-то там 2 дня всего. И в первый день... ну, кто понимает... паломники приезжают, с горячим сердцем, полные жизни и эмоций, и, так сказать, по полной программе всё выполняют — с чётками по канавке — всё хорошо, и такое ощущение, что прямо ты план выполнил. На второй день приходишь на службу, и уже — так, холоден сердцем. И меня посадили вот на второй этаж, где клирос, где поют. Я сижу, понимая, что не слушаю, холодна, и говорю: «Господи, а можно я вот прям сегодня — я не буду ничего делать?» Ну, всё. Сижу, что-то я услышала, что-то я не услышала, мне принесли Помянничек, я там кого-то помянула, и так далее... прошла служба. И, значит, монахини с клироса приносят мне просфорку. Ну, спасибо — я её съедаю. И вот в этот момент, вдруг, у меня слёзы, как у клоуна, и я ничего не понимаю, что со мною произошло. И одна мысль, что: «Я даю просто так». Что Господь просто дал, просто так — ни за что. Не за то, что сильно молилась, или была пустая, как барабан. Он — просто так мне подал эту благодать. И вот это — для меня была благодать. И я всегда говорю: даже если у меня никогда в жизни больше этого не будет, я запомню этот момент на всю жизнь. Потому что его может не быть.
К.Мацан:
— Потрясающе!
А.Бабенко:
— Потому что Он Сам дал это — благо.
К.Мацан:
— Вы в самом начале сказали мысль, которая мне тоже показалась чрезвычайно существенной, и я думаю, что то же самое, в той или иной степени, мы чувствуем все. Когда обретается какая-то радость веры, может быть, первая, ты думаешь: «Вот, это мой Бог! Вот, я Его нашёл, и вот Он — такой. И вот, это моё сокровище, которое я, конечно... я хочу, конечно, со всеми этой радостью поделиться, но это моё сокровище.» А потом, иногда — не всегда, не как правило — но бывает такое, что человек приходит в Церковь, и как-то понимает, что, может быть, Он — не совсем мой? Он, может быть, и — общий. Как-то надо вот от этой, некоторой такой, самости отказываться, получается. Или нет? Как Вы это переживаете?
А.Бабенко:
— Ну, я думаю, что каждый, всё равно, человек понимает Бога по-своему. Всё равно, у каждого есть...
К.Мацан:
— ... личная Встреча происходит, само собой.
А.Бабенко:
— ... да, личные какие-то отношения.
К.Мацан:
— Конечно.
А.Бабенко:
— Самое главное... вот... понимать этот Путь — куда тебя ведёт Господь. И не ставить больших задач. Вот, я раньше... такими... думала: «А! Надо семимильными шагами... так, это надо прочитать: сегодня у нас одно Евангелие, один псалом обязательно, акафист Божией Матери... ну, и всё, вот опять же, по программе...» — я такой человек, люблю всё такое — стихийное, я стихийный человек. Мне очень трудно вот такими... маленькими шагами муравьиными идти.
К.Мацан:
— Но, при этом, математическая системность...
А.Бабенко:
— А, кстати, по-моему, Серафим Саровский одной из своих монахинь сказал... я не помню точно, как её звали, и как точно фраза звучит... ну, скажем, так: «Ефросинья! Ну, что ты ходишь вот так — такими шагами? Ты иди потихонечку, так...» — и вот, показал, как вот он, шаркает... И я думаю: какая точная фраза! Как, вот, не надо торопиться, и не надо себе потом говорить: «Ой, я не прочитал... ой, ну что же я — опять не выполнила план!» Ну, не нужно это Богу! Совсем не нужно. Есть какие-то вот, прям сокровищные, фразы, которые мне нравятся... или, там, например: «Бог намерения целует». Так тихо, и ты понимаешь, что...
А.Пичугин:
— По-доброму. По крайней мере.
А.Бабенко:
— Ну, так вот... да... Что себе надо давать допуск. А ещё вот меня потрясает одна фраза, вот, здесь есть: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадёте в различные искушения». Ну, согласитесь, её трудно...
К.Мацан:
— Охватить.
А.Бабенко:
— Да, странно... потому что, ну, мы же знаем, что нет в Православии понятия «счастье», есть понятие «радости», «бесконечной радости».
А.Пичугин:
— Ну, это — тонкости переводов уже.
А.Бабенко:
— Да. И даже в те моменты, когда «с великой радостью примите искушение» — ёлки-палки, а они же бывают очень разные...
А.Пичугин:
— Но «всегда радуйтесь» при этом.
А.Бабенко:
— ... и всегда при этом радуйтесь.
А.Пичугин:
— Что ж, мы так не можем... Ну, это я про себя сказал. Но мало кто так может. Но есть, куда стремиться.
А.Бабенко:
— Вот. Но я попробовала.
А.Пичугин:
— Получилось?
А.Бабенко:
— Получилось. Сейчас я вам скажу, какое чувство я испытала. Я почему-то поняла, что я в защите. На самом деле. И только с радостью понимания... вот, впадения в эти искушения, ты можешь разрешить какую-то вот проблему... не знаю — избавиться от этого. И, как ни странно, очень быстро. Это парадоксально, но это можно объяснить.
К.Мацан:
— А Вы ещё одну фразу заложили...
А.Бабенко:
— Да, и ещё одну фразу. «Благодарите всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа». И я, действительно, подумала: если мы говорим, если нас учат, что Бог не где-нибудь, внутри нас, что Он здесь... ну, внутри нас — сложно, ну, Он здесь, как будто бы... вот Он, рядом, вот, ты с Ним разговариваешь, вот Он — живой, вот живое Его Слово, значит, непременно надо Его благодарить. Вот, я не знаю... ну, как мы друг другу говорим «спасибо», вот прям... И у меня это тоже появилось такое вот прямо... стойкая убеждённость, что так нужно обязательно делать. Что — не забывать, ни в коем случае, это делать.
А.Пичугин:
— Много лет Вам понадобилось на то, чтобы вот это... прийти, во-первых, к этому осознанию, а, во-вторых, как-то... ну, наверное, не просто это осознать, но и прочувствовать, что это Ваше?
А.Бабенко:
— Я Вам скажу, что для этого нужно много попадать, поболеть душой и пострадать. Так просто это не даётся. Это не вычитано из книг, я не читаю огромное количество литературы, хотя очень почитаю многих святых отцов, и людей, не всё могу читать, и перестала себя заставлять это делать. Я подумала... я... ну, как-то вот, последнее время понимаю, что я не могу последовательно идти по этому пути, и это, видимо, не мой путь. Мне так вот Господь даёт, маленькими кусочками, тогда, когда нужно, и я просто отдалась своему пути. Вот — будь то искушение, будь то... там... какие-то цитаты, не знаю... будь то какие-то встречи, я стараюсь... я вот это — воспринимаю как Разговор.
К.Мацан:
— Вы сказали, что в Православии у нас нет понятия «счастье». Вот, Лёша совершенно справедливо поправил, что тут, скорее, вопрос... ну... о переводе, о слове. Вот, слова «счастье» в Евангелии нет...
А.Бабенко:
— Да.
К.Мацан:
— Есть слово «блаженство», есть слово «радость»...
А.Пичугин:
— Ну, «блаженство», по-моему, ближе перевод, как раз, к «счастью».
К.Мацан:
— Ну, обычно, да — традиционно говорят, что вот это понятие, которое мы называем счастьем, Евангелие возводит ещё выше, до категории блаженства. Но вот так, со стороны просто, человек нас сейчас слушает, и думает: «А что, неужели и вправду нету в Православии, у этих православных, счастья? А разве то, о чём вы говорите, это — не счастье?» Как эти категории различать тогда?
А.Бабенко:
— Понимаете, меня лично это не сильно пугает — почему? Потому, что я имею дело с Чеховым, который всегда говорил: «Счастье? Счастья нет... Оно не может быть». Поэтому, для меня это тоже такое вот понятие... Я долго, много размышляла о счастье... делила, там: «с-частью», или это: «сей час». «Сей час» — интереснее, но «сей час» — это... ну, не понятно, чем оно заполнено — «сей час».
А.Пичугин:
— По-моему, именно Чехов — мастер изображать счастье в каких-то мелочах, в деталях, которые, может быть, у других бы прошли, такими, широкими мазками, и не были бы замечены. А тут, у него, герои... ну, какую-нибудь «Степь», там, взять...
А.Бабенко:
— Все несчастны.
А.Пичугин:
— Они все несчастны, но они...
А.Бабенко:
— Все несчастны, до одного. Разобщены...
А.Пичугин:
— Не, ну... не все несчастны...
А.Бабенко:
— ... никто не понимает друг друга, все: «В Москву, в Москву!». В общем, никто не может найти общего языка. В этом — весь Чехов. Он — врач, и он наблюдал много раз, как человек умирает. Я думаю, что он имел много бесед. Я думаю, что он, как никто, знал об этом. Поэтому всё хорошее у него соседствовало с трагедией, с каким-то... безнадёжностью, скажем так...
А.Пичугин:
— Ну, а разве у нас в жизни так часто не случается? Случается, постоянно.
А.Бабенко:
— Случается. Поэтому мне нравится слово «радость» больше, чем «счастье». Мненравится.
А.Пичугин:
— Ну, мне тоже. Да, я согласен с Вами, и даже, когда кого-то поздравляю, я...
А.Бабенко:
— Радость — какое-то понятное ощущение...
К.Мацан:
— Я тоже — соглашусь.
А.Бабенко:
— ... а счастье... вот, серьёзно вам говорю, я много думала про это. Счастье!..
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
К.Мацан:
— Алёна Бабенко, актриса театра и кино, сегодня проводит с нами этот светлый вечер.
Вот, у Чехова есть дядя Ваня, который говорит: «Да я уже мог бы быть, там, Лермонтовым, Пушкиным, Достоевским, Наполеоном!» На это, как-то, иногда, многим хочется ответить: «Да, не мог бы, дядя Ваня! Потому что Достоевскому ничто не помешало, при его эпилепсии, быть Достоевским, и так далее. А тебе ведь что-то мешает вечно». Вот, ощущается в этих героях Чехова какая-то такая бездеятельность часто.
А.Бабенко:
— Бездеятельность, да...
К.Мацан:
— Я вот о чём хочу спросить. Ведь, есть, в принципе, в человеческом опыте противоположная вещь. Это вот именно — деятельность. И Вы к этой деятельности тоже имеете отношение, за счёт участия в работе Фондов благотворительных. И многие из их руководителей были у нас в студии, в эфире. Ксения Алфёрова — регулярный у нас гость, чему мы очень рады. Мы знаем о том, что Вы сотрудничали, каким-то образом принимали участие в работе Фонда Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». Обычно участие в такого рода вещах — в помощи кому-то — очень много даёт не только тому, кому помогают, но и тому, кто помогает. Что-то для себя открываешь, если угодно — приобретаешь. Вот, что Вам даёт эта деятельность?
А.Бабенко:
— Ну, конечно, так, без лукавства — это потому, что мои друзья, наверное, коллеги, если пригласят помочь, я, если смогу, пойду и помогу. Но я не скажу, что... у меня свои наблюдения за этим процессом. Нужно ли в этом момент, когда я прихожу, какое-то моё соучастие — я имею в виду эмоциональное подключение? Было такое. Я ездила... у меня было двое детей, которые болели раком крови. Я ездила к ним, и дружила, и общалась с мамочками. Но они ушли, детки. Вот, до сих пор я с одной мамочкой общаюсь. У неё, слава Богу, появился ребёнок — длинным-длинным путём таким, сложным. Вот. Да, это было вот такое... Но, понимаете, я... поскольку у меня нет благотворительного Фонда, у меня есть какие-то личные, вот... Я вижу — надо помочь, вот — я помогаю. Для меня это больше такое — действие, опять же говорю. Это — действие.
К.Мацан:
— То, с чего я начал, собственно, этот вопрос.
А.Бабенко:
— Это не то, что вот там — а-ах! — вот это вот... а это действие просто. Чем? Поговорить? — Давайте, поговорим. Деньги? — Деньги. Что ещё сделать? Ну... я, наверное, так — просто — понимаю это. Для меня это тоже очень... ну, как сказать... важный вопрос. Я бы, например, не смогла бы, наверное, иметь Благотворительный Фонд. У меня не такое сердце, я не смогла бы. Я вот как-то конкретно — узкий, узкий человек.
А.Пичугин:
— Ну и Фондов уже немало. Если каждый будет заводить свой собственный Фонд... ну, может быть, это будет и неплохо, конечно...
А.Бабенко:
— Да мне и некогда, собственно говоря.
А.Пичугин:
— ... но и, естественно, далеко не все будут этим заниматься, и... Фондов, действительно, немало.
А.Бабенко:
— Нет, у меня есть... Я вам скажу. Меня судьба свела... я опять же, это отношу к своей Дороге. Милосердие — тоже... не надо его брать, оно само к тебе придёт. Просто, так случилось, что я бываю в Толгском монастыре, и там знакома с одной прекрасной монахиней, матушкой Спиридоной. А она — из небогатой, скажем так, мягко говоря, семьи Петербуржской. У неё есть братик-инвалид, сестрёнка. И вот, её мама, с одним мужчиной, решили организовать заводик, на котором работают инвалиды, которые могут работать. И они шьют тапочки, который 100-200 рублей стоят, и их можно... ну, по детским садам распространить, по каким-то заводам... ну, есть много мест, куда можно. Но, поскольку, они сами... вот, надеясь на Бога, всё это началось, и вот это — моя забота. Сейчас меня Бог привёл к ним — вот, я им помогаю, конкретно. Я всё время говорю о них, я хочу, чтобы им помогли как-то...
А.Пичугин:
— А расскажите нам подробней! Вот, ведь, слушатели — может быть, кто-то из наших слушателей узнает — тоже захочет помочь. Или тапочки, хотя бы, пойдёт — купит.
А.Бабенко:
— Он называется завод «Тибож». Я сейчас подробно не могу вам рассказать всю историю создания, но... как сказать... кому интересно, наверное, могут написать мне куда-нибудь в личку, в фэйсбук, например, я там есть, или ещё каким-то образом найти. Я пыталась посты размещать, но как-то... особо отклика не было, но мне бы очень хотелось. Я не знаю, почему у нас так не получается наладить это. Они — такой, уникальный в своём роде, проект. И главное другое — что вот эти ребята, которые там работают — им не нужно денег, им нужно — работать, они хотят только работать. Потому что это — ну, понимаете — занимает их время, это — их какое-то дело, ощущение нужности.
К.Мацан:
— А вот что даёт — если что-то даёт — общение с этими удивительными людьми? И с теми, кто в монастыре, и с теми, кто, может быть, работает. У меня ощущение — когда вот мне приходилось общаться с теми, кто как-то занимается такими социальными проектами, и с самими участниками этих проектов — что они, будучи даже теми, кого мы называем людьми с ограниченными возможностями, в каком-то душевном или человеческом плане здоровее меня. Вот, они на жизнь смотрят как-то более... более здраво, чем я со всеми своими заморочками. У Вас не было похожих каких-то вот ощущений, или размышлений, о том, что даёт общение с такими людьми?
А.Бабенко:
— Да! Ой, что Вы! Был какой-то театральный фестиваль, и там участвовали тоже люди с ограниченными возможностями. И вот, какой-то коллектив был, который меня знал, и что-то... как-то... сказали: «Алёна, Вы пообщайтесь с ними» — и я с ними общалась. Они такие весёлые! Таких весёлых людей я ещё не видела. Такие жизнерадостные! Просто — потрясающе! Недавно приходил к нам вот... Детский дом один приезжал в театр, и меня просили провести экскурсию. Тоже — у меня вообще нет ощущения, что они какие-то брошенные дети. Вообще, у нас такие чудные вот педагоги — и педагогам вообще надо ставить памятник — которые с ними так занимаются... Ну, с ними же невозможно заниматься, там, пять часов в день. Мне кажется, они... как-то, вот... всю жизнь. Они, как солдаты — служат этому делу.
А.Пичугин:
— У нас была, вот, буквально недавно, в эфире Маргарита Рыбецкая — девушка, которая — Вы улыбаетесь, я так понимаю, что Маргариту знаете, но нашим слушателям можно напомнить — это девушка, которая работает в Ансамбле Игоря Моисеева, и, при этом, у неё свой собственный театр, где, как раз, дети с ограниченными... не с ограниченными... с особенностями развития. И вот, она приходила со своей актрисой, девочкой с синдромом Дауна, которая играет в театре. Вот, какие-то необыкновенные ребята, совершенно.
А.Бабенко:
— Я так плотно не общалась. У меня такие были, знаете... разовые, такие, встречи...
А.Пичугин:
— Да, я понимаю, конечно — да, да, да, да! Но это вот, как раз, тот пример, когда... ну, вот... один из таких примеров.
А.Бабенко:
— Ну, это служение. Это для меня — служение. Это не работа. Кстати, я хотела сказать, что артист тоже не работает — он служит.
А.Пичугин:
— Служит, да, конечно, служит — «служить в театре»...
А.Бабенко:
— Так что — я себя тоже считаю воином и солдатом! Эта только мысль утешает меня. Что это, может быть, не напрасно?
К.Мацан:
— Всё не напрасно. А из Ваших проектов, в которых Вы служите, сейчас — что для Вас наиболее актуально?
А.Бабенко:
— Я вам расскажу о безумном моём проекте, в котором я выступила как продюсер, и как исполнительница главной роли. Когда-то, более 10 лет назад, я совершенно влюбилась в сценарий Ивана Охлобыстина, он назывался «Мотылёк». Он меня настолько ранил в моё сердце, что я стала за ним охотиться... вернее, он принадлежал другим людям, я за ним охотилась, там... как-то... могла сняться, но он никак не снимался, не важно — это отдельная история. И, в общем, там, 3 года назад он попал ко мне в руки, я его быстро купила, быстро создала кампанию, быстро отнесла в Минкульт, меня поддержали, я сняла фильм, меня поддержал и Фонд кино. Я с удовольствием об этом говорю, потому что это невероятная для меня история. Вот. А речь там была, как раз, о последнем дне человека. Есть одна из Евангельских... один из моих любимых Евангельских сюжетов — это когда Христос и два разбойника на Крестах. Один говорит: «Сотвори чудо!», а другой: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем!» И, в общем, для меня это была вся суть этой истории.
А.Пичугин:
— Прокат? Что с прокатом этого фильма?
А.Бабенко:
— Прокатом усиленно занимаемся, сложно всё с прокатом, но... очень надеюсь, что она дойдёт до зрителя.
К.Мацан:
— И мы тоже надеемся, и когда мы её посмотрим, мы надеемся Вас ещё раз пригласить, и...
А.Пичугин:
— ... тогда начнём с «Мотылька»...
А.Бабенко:
— Вот это будет интересно!
А.Пичугин:
— ... начнём с «Мотылька», и будем говорить про «Мотылька» всю программу... ну — хоть всю программу сделаем!
А.Бабенко:
— Давайте! Хорошо! Я буду счастлива.
А.Пичугин:
— Спасибо Вам большое за этот разговор.
А.Бабенко:
— Спасибо вам большое!
К.Мацан:
— Спасибо, да! Алёна Бабенко, актриса театра и кино, сегодня провела с нами этот светлый вечер. Спасибо, ещё раз, за беседу — она была очень светлой и тёплой, как мне показалось. В студии был мой коллега Алексей Пичугин, и я — Константин Мацан. До свидания!
А.Пичугин:
— Счастливо!
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.