
«Я не уверен, что Бог желает нам именно счастья. Он хочет, чтобы мы любили и были любимыми. Он хочет, чтобы мы выросли. Мы полагаем, что наши игрушки принесут нам счастье, а наш угол — это и есть весь мир. Но иногда надо выбираться из своего уголка в мир людей. И это приносит страдания».
Такие слова произносит с кафедры герой фильма «Страна теней» британского режиссёра Ричарда Аттенборо — известный писатель и богослов, автор «Хроник Нарнии» Клайв Льюис. Когда Клайву было девять лет, у него умерла мама. С тех пор он решил избегать боли и изучать жизнь только по книгам. При этом главная тема его богословских выступлений — страдания, посланные нам Богом. Джек (так называют писателя друзья) ведёт тихую и размеренную жизнь: лекции в Оксфорде, чаепития со старшим братом, словесные пикировки с коллегами. Но в душе этот сдержанный английский джентльмен остаётся ребёнком, готовым к приключениям. Поэтому он легко принимает встречу с американской поэтессой Джой, горячей поклонницей его писательского таланта, которая путешествует по Англии вместе с маленьким сыном, Дугласом. Вначале Джой и Джека связывает только дружба. Спустя некоторое время американка разводится со своим неверным и пьющим мужем и предлагает Льюису заключить фиктивный брак — ради получения вида на жительство в Великобритании, и тот соглашается. И лишь узнав о тяжёлой болезни Джой, Джек понимает, что испытывает к ней глубокое чувство, и просит её стать его женой.
— Выйдешь ли ты за глупого, запуганного человека, которому ты нужна так, что не выразить, который любит тебя, хотя даже не знает, как?
— Я согласна.
Кому-то фильм Ричарда Аттенборо может показаться обычной мелодрамой о любви двух немолодых людей. Но на самом деле, «Страна теней» — история о поисках рая.
В детстве Льюис видит на стене прекрасный пейзаж. Мальчик верит, что это рай. Став взрослым, он узнаёт, что на картине изображено реальное место под названием Золотая Долина. Джек не стремится поехать туда, но пейзаж Золотой долины по-прежнему дорог ему. Когда больная раком Джой возвращается из больницы домой, она тоже обращает внимание на картину и предлагает Джеку отправиться в Золотую долину. Эта поездка становится самым счастливым временем в жизни пары. Джой знает, что скоро умрёт, но не боится смерти. Она чувствует, что Золотая долина — лишь несовершенная копия той прекрасной страны, которую ей ещё предстоит увидеть, поэтому уходит из жизни спокойно и с надеждой. Тогда как Джек после её смерти на время погружается в отчаяние и теряет веру. Но в финале кинокартины становится ясно, что болезнь и смерть любимой жены стали для писателя именно теми спасительными страданиями, о которых он в течение многих лет говорил в своих проповедях. Он ценит каждую минуту жизни и не собирается возвращаться к одиночеству. Джек с радостью берёт на себя заботу о Дугласе, сыне Джой от первого брака. В финале кинокартины Льюис показывает Дугласу Золотую Долину. Именно в этом райском месте писатель, наконец, обретает покой и делает вывод из жизненных уроков:
«Я больше ничего не знаю, только жизнь, которую я прожил. И дважды в жизни мне давали выбор — как мальчику и как мужчине. Мальчик выбрал спокойствие, мужчина выбрал страдания. И боль стала частью моего счастья».
Фильм «Страна теней» Ричарда Аттенборо был номинирован на премию «Оскар» в двух номинациях — за лучший сценарий и за лучшую женскую роль. Блестящий актёрский дуэт — Энтони Хопкинс и Дебра Уингер — в течение двух часов приковывает к себе внимание зрителей. Действие разворачивается на фоне зелёных пейзажей и средневековых оксфордских интерьеров, в фильме звучат торжественные университетские гимны и религиозные песнопения.
Чтобы приблизиться к небесам, нужно активно жить здесь, на земле, с открытой душой идти навстречу событиям и людям, пережить радость и боль. Именно такую актуальную мысль, мне кажется, пытается донести до нас фильм «Страна теней».
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема