
«Я не уверен, что Бог желает нам именно счастья. Он хочет, чтобы мы любили и были любимыми. Он хочет, чтобы мы выросли. Мы полагаем, что наши игрушки принесут нам счастье, а наш угол — это и есть весь мир. Но иногда надо выбираться из своего уголка в мир людей. И это приносит страдания».
Такие слова произносит с кафедры герой фильма «Страна теней» британского режиссёра Ричарда Аттенборо — известный писатель и богослов, автор «Хроник Нарнии» Клайв Льюис. Когда Клайву было девять лет, у него умерла мама. С тех пор он решил избегать боли и изучать жизнь только по книгам. При этом главная тема его богословских выступлений — страдания, посланные нам Богом. Джек (так называют писателя друзья) ведёт тихую и размеренную жизнь: лекции в Оксфорде, чаепития со старшим братом, словесные пикировки с коллегами. Но в душе этот сдержанный английский джентльмен остаётся ребёнком, готовым к приключениям. Поэтому он легко принимает встречу с американской поэтессой Джой, горячей поклонницей его писательского таланта, которая путешествует по Англии вместе с маленьким сыном, Дугласом. Вначале Джой и Джека связывает только дружба. Спустя некоторое время американка разводится со своим неверным и пьющим мужем и предлагает Льюису заключить фиктивный брак — ради получения вида на жительство в Великобритании, и тот соглашается. И лишь узнав о тяжёлой болезни Джой, Джек понимает, что испытывает к ней глубокое чувство, и просит её стать его женой.
— Выйдешь ли ты за глупого, запуганного человека, которому ты нужна так, что не выразить, который любит тебя, хотя даже не знает, как?
— Я согласна.
Кому-то фильм Ричарда Аттенборо может показаться обычной мелодрамой о любви двух немолодых людей. Но на самом деле, «Страна теней» — история о поисках рая.
В детстве Льюис видит на стене прекрасный пейзаж. Мальчик верит, что это рай. Став взрослым, он узнаёт, что на картине изображено реальное место под названием Золотая Долина. Джек не стремится поехать туда, но пейзаж Золотой долины по-прежнему дорог ему. Когда больная раком Джой возвращается из больницы домой, она тоже обращает внимание на картину и предлагает Джеку отправиться в Золотую долину. Эта поездка становится самым счастливым временем в жизни пары. Джой знает, что скоро умрёт, но не боится смерти. Она чувствует, что Золотая долина — лишь несовершенная копия той прекрасной страны, которую ей ещё предстоит увидеть, поэтому уходит из жизни спокойно и с надеждой. Тогда как Джек после её смерти на время погружается в отчаяние и теряет веру. Но в финале кинокартины становится ясно, что болезнь и смерть любимой жены стали для писателя именно теми спасительными страданиями, о которых он в течение многих лет говорил в своих проповедях. Он ценит каждую минуту жизни и не собирается возвращаться к одиночеству. Джек с радостью берёт на себя заботу о Дугласе, сыне Джой от первого брака. В финале кинокартины Льюис показывает Дугласу Золотую Долину. Именно в этом райском месте писатель, наконец, обретает покой и делает вывод из жизненных уроков:
«Я больше ничего не знаю, только жизнь, которую я прожил. И дважды в жизни мне давали выбор — как мальчику и как мужчине. Мальчик выбрал спокойствие, мужчина выбрал страдания. И боль стала частью моего счастья».
Фильм «Страна теней» Ричарда Аттенборо был номинирован на премию «Оскар» в двух номинациях — за лучший сценарий и за лучшую женскую роль. Блестящий актёрский дуэт — Энтони Хопкинс и Дебра Уингер — в течение двух часов приковывает к себе внимание зрителей. Действие разворачивается на фоне зелёных пейзажей и средневековых оксфордских интерьеров, в фильме звучат торжественные университетские гимны и религиозные песнопения.
Чтобы приблизиться к небесам, нужно активно жить здесь, на земле, с открытой душой идти навстречу событиям и людям, пережить радость и боль. Именно такую актуальную мысль, мне кажется, пытается донести до нас фильм «Страна теней».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема