
«Я не уверен, что Бог желает нам именно счастья. Он хочет, чтобы мы любили и были любимыми. Он хочет, чтобы мы выросли. Мы полагаем, что наши игрушки принесут нам счастье, а наш угол — это и есть весь мир. Но иногда надо выбираться из своего уголка в мир людей. И это приносит страдания».
Такие слова произносит с кафедры герой фильма «Страна теней» британского режиссёра Ричарда Аттенборо — известный писатель и богослов, автор «Хроник Нарнии» Клайв Льюис. Когда Клайву было девять лет, у него умерла мама. С тех пор он решил избегать боли и изучать жизнь только по книгам. При этом главная тема его богословских выступлений — страдания, посланные нам Богом. Джек (так называют писателя друзья) ведёт тихую и размеренную жизнь: лекции в Оксфорде, чаепития со старшим братом, словесные пикировки с коллегами. Но в душе этот сдержанный английский джентльмен остаётся ребёнком, готовым к приключениям. Поэтому он легко принимает встречу с американской поэтессой Джой, горячей поклонницей его писательского таланта, которая путешествует по Англии вместе с маленьким сыном, Дугласом. Вначале Джой и Джека связывает только дружба. Спустя некоторое время американка разводится со своим неверным и пьющим мужем и предлагает Льюису заключить фиктивный брак — ради получения вида на жительство в Великобритании, и тот соглашается. И лишь узнав о тяжёлой болезни Джой, Джек понимает, что испытывает к ней глубокое чувство, и просит её стать его женой.
— Выйдешь ли ты за глупого, запуганного человека, которому ты нужна так, что не выразить, который любит тебя, хотя даже не знает, как?
— Я согласна.
Кому-то фильм Ричарда Аттенборо может показаться обычной мелодрамой о любви двух немолодых людей. Но на самом деле, «Страна теней» — история о поисках рая.
В детстве Льюис видит на стене прекрасный пейзаж. Мальчик верит, что это рай. Став взрослым, он узнаёт, что на картине изображено реальное место под названием Золотая Долина. Джек не стремится поехать туда, но пейзаж Золотой долины по-прежнему дорог ему. Когда больная раком Джой возвращается из больницы домой, она тоже обращает внимание на картину и предлагает Джеку отправиться в Золотую долину. Эта поездка становится самым счастливым временем в жизни пары. Джой знает, что скоро умрёт, но не боится смерти. Она чувствует, что Золотая долина — лишь несовершенная копия той прекрасной страны, которую ей ещё предстоит увидеть, поэтому уходит из жизни спокойно и с надеждой. Тогда как Джек после её смерти на время погружается в отчаяние и теряет веру. Но в финале кинокартины становится ясно, что болезнь и смерть любимой жены стали для писателя именно теми спасительными страданиями, о которых он в течение многих лет говорил в своих проповедях. Он ценит каждую минуту жизни и не собирается возвращаться к одиночеству. Джек с радостью берёт на себя заботу о Дугласе, сыне Джой от первого брака. В финале кинокартины Льюис показывает Дугласу Золотую Долину. Именно в этом райском месте писатель, наконец, обретает покой и делает вывод из жизненных уроков:
«Я больше ничего не знаю, только жизнь, которую я прожил. И дважды в жизни мне давали выбор — как мальчику и как мужчине. Мальчик выбрал спокойствие, мужчина выбрал страдания. И боль стала частью моего счастья».
Фильм «Страна теней» Ричарда Аттенборо был номинирован на премию «Оскар» в двух номинациях — за лучший сценарий и за лучшую женскую роль. Блестящий актёрский дуэт — Энтони Хопкинс и Дебра Уингер — в течение двух часов приковывает к себе внимание зрителей. Действие разворачивается на фоне зелёных пейзажей и средневековых оксфордских интерьеров, в фильме звучат торжественные университетские гимны и религиозные песнопения.
Чтобы приблизиться к небесам, нужно активно жить здесь, на земле, с открытой душой идти навстречу событиям и людям, пережить радость и боль. Именно такую актуальную мысль, мне кажется, пытается донести до нас фильм «Страна теней».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов