
Семейные советы
В наше время все знают, что существует наследственность — определенные особенности передаются нам через гены от наших родителей. Этот вопрос особенно волнует приемные семьи. На основе страха «вдруг ребенок будет похож на своих кровных родителей?!» могут возникнуть мысли о том, что он унаследует именно их плохое поведение и плохие привычки.
Информацию о жизни ребенка можно почерпнуть из его «личного дела». Однако, упомянутые в документах факты не дают нам объективного представления о кровной семье ребенка. Какова была вся семья в целом, включая остальных родственников? Что было в семье до выявления неблагополучия? Каким было детство самих родителей? В семье ребенка, как и у любого из нас, было как плохое, так и хорошее. Приемные родители часто забывают об этом хорошем наследстве. Например, особенности внешности ребенка, которые нравятся его приемной семье; особенности темперамента; задатки к каким-то видам деятельности.
Поведение и характер формируются в ходе жизни. На это влияет не только наследственность, но и множество факторов, связанных с окружающим ребенка миром, с отношениями, складывающимися с другими людьми. Доброта, способность любить и быть счастливым не определяются генами. Важную роль здесь играет семейная обстановка и жизненные выборы самого человека. В своем окружении мы можем увидеть немало примеров того, как у прекрасных родителей дети вдруг шли по «плохой дорожке». Или напротив — в семьях с тяжелой социальной ситуацией дети вырастали в самостоятельных и успешных людей. Подобные случаи лишний раз напоминают о том, насколько многочисленны факторы, которые влияют на судьбу каждого человека.
Семья может жить в подспудном страхе перед «генами», и в любом проблемном поведении ребенка видеть проявление «криминальных задатков» или «безвольность и зависимость». Тогда велик риск того, что маленький человек, в которого и так никто никогда не верил, подчинится ожиданиям взрослых и будет им соответствовать. Некоторые дети, чувствуя сильный страх и тревогу взрослых, могут максимально ярко проявлять пугающие их черты, проверяя родителей «на прочность».
Потенциальным приемным родителям стоит максимально подробно изучить специальную литературу о психологии сирот. Тогда возникнет более реальная картина понимания причин их «трудного» поведения, и меньше будет искушения видеть в этом только гены. Также важно самостоятельно или с помощью психологов прорабатывать с детьми их личную жизненную историю. Это необходимо для эмоционального благополучия ребят и помогает им более осознанно выстраивать свой собственный жизненный путь.Наследственность, безусловно, важна, но она не определяет полностью жизнь маленького человека. Приемные родители в силах помочь ребенку справиться с его прошлым и дать ему совершенно новый позитивный опыт.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема