
У нас в гостях был клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Разговор шел о том, как помочь людям, впервые приходящим в церковь, узнать о православной вере и понять особенности церковной жизни.
Ведущая: Анна Леонтьева
Анна Леонтьева
— Добрый «Светлый вечер». Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Добрый вечер, отец Дионисий.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Добрый вечер, Анна. Добрый вечер, уважаемые радиослушатели.
Анна Леонтьева
— Начать хочется эту программу с хорошей для москвичей новости. Она немножко длинная, но я ее все-таки зачитаю, чтобы была полная информация. В пространстве «Фавор» — я думаю, что он достаточно известен нашим радиослушателям, если он неизвестен, посмотрите, это очень интересное пространство для лекций, духовных бесед и прочих интереснейших событий — так вот в этой школе будет открыт набор во второй поток Школы духовного развития. Я, честно говоря, о первом потоке тоже еще не слышала. Отец Дионисий, может быть, два слова об этом скажете?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Скажу обязательно.
Анна Леонтьева
— Лучшие спикеры «Фавора» подготовили это курс для тех, кто делает первые шаги в церкви. Для кого именно это подойдет? Для того, кто задумывается о крещении и хочет осознанно к нему подойти. Или уже крещен, но заинтересован более активно участвовать в жизни Церкви, хочет узнать о православном христианстве как пути к Богу. Ищет себе храм по душе, духовного наставника и сообщество единомышленников — очень животрепещущая тема. Ищет свой духовный путь. Курс длится три месяца: 25% — это ликбез, основные знания о православном христианстве в формате очных лекций; 25% участие в богослужениях и таинствах с разъяснениями, обучение молитве и православным духовным практикам; 25% паломнические поездки и встречи с известными проповедниками Церкви; и 25% добрые дела, волонтерские акции. Я так понимаю, что сейчас отец Дионисий более живо и более интересно расскажет, когда этот курс первый стартовал, что это было и какие потребности?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, спасибо большое. Первый курс и первый набор был сделан еще в прошлом году. Это было связано, как и в этом году, с Великим постом хронологически. Хотя, конечно, курс этот выходит за рамки Великого поста. В прошлом году и в этом году тоже значительно выходит вперед после Великого поста. Это сделано нарочно так и имеет свою цель. Великим постом вообще происходит какое-то оживление.
Анна Леонтьева
— В духовной жизни.
Протоиерей Дионисий Лобов
— В духовной жизни людей, да, и часто люди, которые далеки от Церкви или не далеки, но еще не вошли.
Анна Леонтьева
— Стоят около ограды, как говорят.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Около порога, да, около ограды церковной находятся. Они начинают задумываться, как-то оживиться, может быть, попоститься, может быть, сходить первый раз поучаствовать в таинствах, на исповедь. Мы всегда видим это оживление. Как ответ на это естественное оживление и запрос и появляется такой замечательный, на мой взгляд, курс, дающий возможность людям поучаствовать в церковной жизни, в церковных таинствах, и просто что-то узнать. Зачастую людям сложно сделать первый шаг.
Анна Леонтьева
— Да, это правда.
Протоиерей Дионисий Лобов
— И когда тебе говорят, что это такая школа, на три месяца курс с таким названием очень-очень размытым. Я когда первый раз услышал «Школа духовного развития»...
Анна Леонтьева
— Это даже подходит каким-то эзотерическим вещам.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, психологическим курсам, чему угодно. Это так нарочно сделано, чтобы не отпугнуть людей, которые стоят рядом с церковной жизнью, рядом с церковным порогом. Если бы мы назвали это катехизаторский курс, что такое катехизаторский, кто там разберется? Даже слово «оглашение» не всем далеко понятно, а то, что это под эгидой Русской Православной Церкви и это про духовное развитие, ничего страшного, если человек может это понимать слишком широко. Все равно для поступающих в Школу проводится вступительное собеседование, и разъясняются какие-то вещи, о чем пойдет речь. Человек должен, конечно, понимать, что он погружается именно в христианское понимание Школы, обучения, христианское понимание духовной жизни. Здесь нет никакого слишком широкого взгляда на духовную жизнь.
Анна Леонтьева
— Это не в общем духовная жизнь.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, это не в общем, это не про театр, не про культурное развитие, а это именно про то, чтобы понять, что такое церковная жизнь, и принять в этом участие в той степени, в которой для человека это будет возможно. Это были лекторы в прошлом году, так же будет и в этом году, я надеюсь. Это были очень интересные занятия, общение. Это было такое кураторство над людьми, которые не знают, боятся, стесняются, у которых, может быть, пока не хватает духа подойти к священнику в храме. А здесь им говорят: ребята, вы точно не бойтесь, батюшка не будет вас ругать, стращать.
Анна Леонтьева
— Оценки ставить.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Не будет оценки ставить. Вы просто придете, во-первых, в группу единомышленников, где-то даже возрастные рамки примерно одинаковые. Там есть какая-то рамки возрастные, но это все-таки люди примерно одного возраста, одних каких-то интересов.
Анна Леонтьева
— А какого?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Я думаю, что примерно от 20, может быть, до 45, то есть молодой возраст и средний. Люди, которые должны быть вместе на занятиях, совершать паломничества, добрые дела, участвовать в каких-то волонтерских проектах. Чтобы им было вместе понятно и интересно. Если будут слишком маленькие и возрастные люди, то вряд ли это будет продуктивно. Вкратце я описал, как это было в прошлом году, и надеюсь, что в этом году будет так же интересно.
Анна Леонтьева
— До какого числа? А, вот есть: курс бесплатный, количество мест ограничено, регистрация продлится только до 27 марта. Я полностью, ладно, информацию дам?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, пожалуйста.
Анна Леонтьева
— Записываться можно на сайте. 80 участников, со 2 апреля по 25 июня, четыре раза в неделю по четыре часа в нерабочее время. И если у вас есть знакомый, который интересуется верой, можете поделиться этой информацией с ним. Дело очень нужное. К сожалению, эта информация только для москвичей пока. Отец Дионисий, вы сказали: чтобы не отпугнуть. Я в свою очередь хочу задать вам вопрос, как пастырю, как священнику, что отпугивает вообще молодых людей от этого первого шага, не от воцерковления полностью, а от этого первого шага?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Спасибо за вопрос. Я думаю, что по большей части отпугивают молодых людей особенно, да и вообще многих людей отпугивают мифы, который у людей складывается о Церкви. Они обязательно считают, многие считают, я довольно много общаюсь с молодежью и вижу, как ребята, начиная с подросткового возраста, если они встречаются со священником, то у них есть просто целый багаж стереотипов.
Анна Леонтьева
— Какие, например?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Мифологических.
Анна Леонтьева
— Мифологемы.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да. Что священник, например, обязательно должен принуждать к чему-то, неважно к чему. Что обязательно он будет критически смотреть на аудиторию, которая вокруг него собирается, что он будет за что-то ругать, что он будет что-то критиковать. Что он будет вести себя немножко, скажем, не очень, может быть, комфортно для людей, которые с ним собираются общаться. К сожалению, это проблема многоплановая, потому что современные люди очень опасаются некомфортного общения. Поскольку Церковь часто ассоциируется с не очень комфортным пространством для них. Там надо стоять, надо как-то одеваться, стоять надо долго, надевать на себя неудобную одежду, слушать непонятный и сложный язык.
Анна Леонтьева
— Да, да, всё так.
Протоиерей Дионисий Лобов
— И вот это всё вместе создает такое впечатление, что это пространство и история какая-то некомфортная. Здесь есть своя правда.
Анна Леонтьева
— Конечно.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Какая-то своя правда в этом есть.
Анна Леонтьева
— Включая батюшек, которые могут ругаться.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, это тоже есть, конечно, это есть. И все-таки Церковь это не секта, которая зазывает к себе всеми правдами и неправдами. Это обратная сторона этого всего процесса. Но всё же много мифов по поводу того, что священник должен быть с какой-то кислой физиономией, требовать чего-то почти невозможного. И когда ребята встречаются просто со священником, я говорю сейчас не про себя, просто если они через этот барьер как-то перешагнули, то дальше уже они видят, что священник — это человек, с которым можно нормально общаться, который говорит не на церковно-славянском языке, внимание. Который говорит на совершенно обыкновенном русском языке. У которого могут быть интересы, которые понятны другим людям. Который может поговорить с ними о кино, о музыке, а не только о святых или каких-то духовных вещах. Но про духовные вещи тоже они готовы говорить. И, конечно, запрос на духовные вещи есть. Другое дело, что многие боятся, что сейчас они выскажут какие-то свои предположения, и, может быть, им батюшка скажет, что это какая-то ересь. И тогда что сделать с этим, если тебя в ереси обвиняют, в ахинее? Что ты несешь ахинею какую-то? Для многих оказывается каким-то откровением, что священник может выслушать, что священник может и поспорить и сказать, что христианское понимание совершено другое, мы с этим не согласны. Но это же всё может быть конструктивно, продуктивно. Это может быть по-человечески и с каким-то благожелательным отношением к человеку. Всего-то иногда нужно благожелательное отношение к человеку.
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Я знаю еще одну мифологему про Церковь. У меня есть знакомая девушка, которая молится дома, потому что в церкви всё слишком шикарно, меня это, говорит, очень напрягает.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Расстраивает.
Анна Леонтьева
— Да. Что бы вы сказали такой?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Я бы сказал: дорогая, ты поезжай в какую-нибудь деревню, посмотри, там будет просто деревянный пол, деревянные стены и картонные иконочки. Если тебе нужна такая простота какая-то первобытная...
Анна Леонтьева
— То у нас есть и такое.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Есть и такое. В Церкви есть всё. Конечно, если это старинный приход, который хоть и прошел через сложные времена в минувшем столетии, но все-таки в нем сохранилась традиция. Например, храм, в котором я служу, не закрывался.
Анна Леонтьева
— Не закрывался, да?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Не закрывался в советское время. Конечно, там как-то убранство, приход всегда был, это люди, которые хотят в свой храм внести какую-то лепту. Поэтому у нас храм всегда был, нельзя сказать, каким-то богатым, но он благополучный. Слава Богу, благополучный приход. А куда-то выехать уже за сто километров от Москвы, когда храм только строится, если он восстанавливается, да таких сколько угодно. Стесняетесь, не хотите, вас как-то коробит, что золотые купола, поезжайте за сто километров, там и будет где поработать, и вы почувствуете себя в первобытной простоте.
Анна Леонтьева
— Я знаю, о чем вы говорите, потому что живу между двумя городами, городом Осташков, что в Тверской области, и собственно Москвой. Совсем небогатые там храмы.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Конечно, Тверская область.
Анна Леонтьева
— С трудом находят священников. Как-то еще один храм хотели открыть, но он работает только летом. Раньше краеведческий музей там был, а потом снова открыли храм, но работает только летом, потому что отопления нет.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да. Всё зависит от конкретного прихода в церкви. К сожалению, это тоже про эти мифы о церкви. А кто церковь поддерживает? Бесконечный вопрос, иногда даже навязчивый, откуда в церкви деньги берутся? Потому что нужно понять, всё зависит от прихода конкретного. Если в этот приход ходит много людей, если они стабильно поддерживают приход, он будет благополучным. Если это приход маленький, тем более какой-то деревенский, где-то на отшибе... Да, приходы иногда помогают друг другу, стараются, и такое есть, и взаимопомощь, и общие проекты. У нас в Москве есть программа, когда приходы отправляют целые команды, которые помогают восстанавливать храмы на периферии. И материальная помощь. Но это всё будет каплей в море, если нет постоянного прихода, который постоянно будет поддерживать свой храм, и священника, и певчих, потому что это жизненный вопрос. Поэтому, всё есть.
Анна Леонтьева
— А еще знаю, храм мученицы Татианы при МГУ, тоже беседовала, там большая часть прихода преподаватели и студенты. Поэтому это не очень богатый храм, потому что у преподавателей не такие огромные зарплаты
Протоиерей Дионисий Лобов
— Тоже, пожалуйста. Студенты, конечно, откуда там особенный достаток?
Анна Леонтьева
— Отец Дионисий, вы говорите, батюшка не будет с вами разговаривать на церковно-славянском языке. Но этот вечный вопрос, что человек приходи в храм и ничего не понимает на службе. Даже бабушки, которые десятилетиями ходят в храм могут ничего не понимать на службе. Как вы к нему подходите? Как вы к этому относитесь вообще?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Надо учиться. Действительно, Церковь — это довольно сложная история. Вы знаете, что могут быть разные подходы к этому в истории культуры, в истории России, европейских стран. Например, в Европе возникает протестантизм, который решает, что мы будем сейчас всё адаптировать, бесконечная адаптация под современный момент. Я недавно видел такой видео ролик, в котором рассказывалось про то, что сейчас в Норвегии избрали новую главу лютеранской церкви, кажется, женщину епископом. Она в главном храме этого города, в котором она епископ, занимается йогой.
Анна Леонтьева
— Ого.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Среди каких-то бегающих собачек.
Анна Леонтьева
— Это уже патологическое завершение этого процесса.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, это тоже форма бесконечной адаптации под нужды людей. Я уже не говорю про то, что она поддерживает все тренды современной культуры и ценности, которые нам совсем не близки уже давно. Но даже называть это не хочу здесь в эфире. Но это всё тоже людям как-то откликается, значит, надо под них подстраиваться, под эти нужды, под их потребности культурные. Это, конечно, в какой-то степени у них там работает. Но с другой стороны, это совсем не наша история. И, слава Богу, что не только Православная Церковь сохраняет верность традиции и говорит: ребята, не мы должны подстраиваться бесконечно. Этот процесс подстраивания...
Анна Леонтьева
— Завершится йогой.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Он завершится йогой и собачками в храме и отсутствием молитвы.
Анна Леонтьева
— Яркий пример.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, к сожалению, это так. Если мы хотим быть в церкви, нам нужно учиться и церковному языку, и церковному этикету, и церковной истории — всему этому.
Анна Леонтьева
— Я знаю такую историю. У нас не раз была в гостях Анечка Сапрыкина, она многодетная мать, филолог. Такая у нее история, надеюсь, ничего такого я не разглашаю, поскольку она рассказывала ее у нас в эфире. Она родилась в церковной среде, молитвы, все чтения у нее были на подкорочке, что называется. И потом в какой-то момент ненадолго она отлучилась к протестантам. И там она первый раз поняла. Понимаете как, когда человек родился в церковной среде, у него получается, из ее рассказа, блоки из церковно-славянских текстов, которые она, может быть, даже и не понимает практически. Она у протестантов услышала, как это переводится на русский язык, возрадовалась и вернулась обратно. Кстати, она сделала совершенно гениальное дело, уж попутно скажу, когда она ходила с детьми в церковь, поскольку детей много, и они объяснять им всю литургию в течение литургии сложно. Ты не будешь вообще молиться. И они с детьми делали такие картиночки и краткие объяснения того, что происходит сейчас там. Почему вынесли Чашу, а потом унесли? Почему всё это происходило? Они такие книжечки наклеили. И она заметила, что люди, даже взрослые, заглядывают в эти книжечки, чтобы понять, что происходит. Потом она сделала две замечательные книжки: «Вечерняя служба» и «Литургия». Они как бы для детей, с картинками, с объяснениями, почему батюшка так оделся, сяк оделся. Это совершенно гениальная вещь, потому что она для новоначальных взрослых тоже очень подходит.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Конечно.
Анна Леонтьева
— Не все сразу в богословскую академию идут.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Конечно. Я не хочу, чтобы это забавно звучало, это тоже показательная вещь, я недавно при нашем приходе стал вести небольшой курс вечером, после субботней всенощной, который мы назвали «Ликбез по литургике». Тоже он нужен. Туда приходят люди, которые у нас очень давно в приходе и каждую литургию бывают.
Анна Леонтьева
— Я их очень понимаю.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Среди этих людей меня спрашивают... Я повторюсь, что это не анекдот.
Анна Леонтьева
— Это не насмешка и не осуждение.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Меня спрашивают: почему в какой-то момент на эктенье говорят: лицемеры изыдите? Я задумался, я не понимаю, где, в какой ектенье? А оказалось, что это «Елицы вернии, приступите», это в литии об оглашенных. А человек часто ходит в храм, он слышит «лицемеры» или приступите или, наоборот, не приступите. Это такая частая история случается, Да, приходится учиться этим вещам, надо читать, надо изучать. Но с другой стороны, это касается не только церковной жизни. Церковная жизнь — это в своем роде высокая культура, как она сложилась в Православной Церкви. Здесь говорят на особом языке, поют красивые песнопения, здесь своя символика, которую надо понимать. Но даже если вы читаете книжку про Мойдодыра своим детям, которая написана относительно недавно, каких-то 50 лет тому назад, все равно там будут многие слова, которые будут не понятны. Что там за лохань?
Анна Леонтьева
— А, точно, лохань.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Ну, например. Что за лохань, что это? Как только мы... язык развивается. Для этого нужна школа, в которой изучается современное состояние языка, как там говорят про фишки. Какие еще слова современные молодежные? Мобилки, видосики.
Анна Леонтьева
— Сторис.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Этот теперешний срез языка не очень культурного. А школа дает возможность посмотреть на классику, Пушкин. В этом смысле русский Синодальный перевод Библии — это уже давно классика, это классический язык 19-го столетия. Да, там не всё понятно, но мы же хотим быть образованными людьми. Да, и церковно-славянский еще сложнее, чем язык Пушкина, но учимся.
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. У микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.
Анна Леонтьева
— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в гостях протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. У микрофона Анна Леонтьева. Отец Дионисий, в первой части программы вы затронули такой вопрос, мне кажется, больной. Вы говорите, православные священники не могут, как протестанты, выйти на улицы и зазывать народ: давайте к нам, у нас очень хорошо, ваша жизнь изменится к лучшему. Даже в одном из интервью говорили, что человеку говорили, что ему плохо, он пойдет на исповедь, ему станет легче. Он пошел, не стало легче.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Стало хуже.
Анна Леонтьева
— У меня воспоминание такое, что у меня трое детей, вот мы едем с литургии, а старший уже вошел в критический, критикующий возраст, лет, наверное, 12. Он едет и говорит: мама, я причастился, я что-то должен чувствовать, а я ничего не чувствую. Господи помилуй, уже не знаю, что и сказать на это. То есть, это как бы слабость нашей Церкви. По-моему, Серафим (Роуз) писал, что изучил каждую религию на ее языке. Это может быть просто шутка, но он пришел в православную церковь, и бабушка, которая подметала, начала его выгонять, и он подумал, как интересно, какая же это церковь, куда не зазывают, идите к нам, а выгоняют. Я говорю, это, возможно, шутка.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Нет, в этом есть своя правда. Предлагают товар активно. Идешь по улице, реклама навязчиво предлагает тебе что-то купить: съешь меня, возьми меня, надень меня — бесконечная атака. Церковь в этом смысле... Я не думаю, что это слабость. Может быть, у нас недостаточно миссионерской работы, но это другое. Все-таки церковное миссионерство — это не зазывалки с использованием каких-то дешевых слоганов и обещаний, что раз-два и на счет три твоя жизнь станет лучше, станешь ты счастливее или богаче, есть и такая проповедь в протестантской среде.
Анна Леонтьева
— Ну да, там свойственно, если Бог тебя любит, ты работай и будет денежка.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, ты приходи к нам, главное, в общину. Кстати, не забудь заплатить десятину, там с этим тоже строго довольно. Будет больше у тебя успеха в жизни, каких-то благ, ты будешь чувствовать себя счастливей, тебя на собрании поддержат, все тебе поаплодируют, скажут, какой ты молодец. Это человека может подкупить, но даст ли это повод для духовного развития, для духовной жизни? Православная Церковь однозначно скажет: нет. Поэтому то, что нам нужно больше заниматься миссионерством, я не сомневаюсь, что нам нужно писать больше книг о православии, что эти книги должны быть рассчитаны на людей разного возраста, разных интересов, разного образования. Должна быть серьезная, интересная, опять же для разного возраста и для разного уровня образованности проповедь и по радио и по телевидению, в разных ресурсах, что в какой-то степени происходит. Этого должно быть больше в разы. Но то, что у нас не должно быть дешевого зазывания, чтобы только человек пришел, а дальше мы как-нибудь его удержим. Это не то, что нам Господь заповедовал.
Анна Леонтьева
— Отец Дионисий, простите, вопрос глупый, но он прямо рвется из меня. Современный молодой человек, как я его вижу, которому нужна квартира, карьера, путешествия, как к нему обратиться — ничего у тебя не будет лучше.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Я с вами не соглашусь.
Анна Леонтьева
— Это провокационный вопрос, да.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Не соглашусь, потому что я конкретный пример. Сегодня подходит ко мне девушка 16-летняя, я выяснил, как ее зовут, сколько ей лет. Она хотела поговорить, у нее был такой вопрос. Это девочка, которая учится в школе, которая пришла в храм сама и которая говорит: батюшка, я когда-то крещенная в детстве, вы посоветуйте, мне, наверное, надо Священное Писание почитать? С чего мне начать? Я сейчас пойду куплю в церковной лавке, что мне Библию купить? Потому что я чувствую, что мне нужно. Это абсолютно нормальная ситуация в том смысле, что девушка 16-летняя как раз совсем не думает про квартиры, машины и дачи. У нее как раз совсем другие мысли.
Анна Леонтьева
— Другой запрос.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Конечно, есть проблемы наверняка какие-то в общении со сверстниками, какие-то свои задачи по учебе, но у нее есть духовная потребность. Многие молодые люди сейчас все-таки имеют готовность и задумываются, чтобы открыть для себя духовные перспективы. Так что этот запрос, конечно, есть. И именно поэтому нам иногда надо быть просто более внимательными, а что для человека сейчас нужно. То есть этот первый шаг...
Анна Леонтьева
— На уровне человека.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Да, он должен происходить на уровне человека, который приходит в церковь, часто совершенно не понимает, крестится как в католическом храме, она пришла без платочка, в брюках. Всё делает не так, как у нас положено. Но у нее или у него есть запрос, и с этим человеком именно поэтому уже можно работать. Работать совсем не в протестантском, а в нашем православным смысле. Дать ему то,...
Анна Леонтьева
— Зачем он пришел.
Протоиерей Дионисий Лобов
— ...что ему нужно. Нам не надо ничего выдумывать, просто услышать этот запрос, потратить на этого человека время. Проблемы у нас очень разные. Священнослужителей в Москве, казалось бы, нет недостатка, у нас много храмов, у нас в Москве полторы тысячи священнослужителей. Но это на 11 миллионов или сколько нас сейчас?
Анна Леонтьева
— Притом что огромное количество храмов на любой вкус.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Но это же все равно очень мало. У нас, конечно, не хватает времени, сил. Я этой девушке, которая сегодня подошла...
Анна Леонтьева
— Кстати, вы что ей ответили? С чего начинать?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Я ей сказал, что если ты хочешь Священное Писание, то, пожалуйста, Библию не покупай, максимум возьми Новый Завет или лучше просто Евангелие.
Анна Леонтьева
— Для начала.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Это первое. Не надо открывать книгу Царств или книгу Судий или, тем более, книгу Левит.
Анна Леонтьева
— Там нужно толкование.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Там можно потеряться. Потом, следующая вещь. У нас есть в приходе воскресная школа для взрослых, есть такие курсы, есть такие беседы, ты можешь прийти, если хочешь. Третье, вот тебе мой номер телефона, я сейчас не могу, если у тебя будет желание пообщаться — напиши, согласуем время, чтобы было хотя бы полчаса, сорок минут, чтобы мы могли поговорить. Я не знаю, может быть, она никогда не напишет мне.
Анна Леонтьева
— Но вы дали ей такой шанс.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Но, по крайней мере, мне кажется, это часто то, что нужно, чтобы дальше что-то происходило, завязался какой-то разговор. Человеку иногда нужно время выделить. Да, его у нас его мало, но что делать.
Анна Леонтьева
— Это говорит отец 11-ти детей, надо человеку время выделить.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Мало времени. А как иначе?
Анна Леонтьева
— Отец Дионисий, во-первых, я помню, как моя знакомая решила за пост прочитать всю Библию.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Бедная, мне ее жаль.
Анна Леонтьева
— Представляете, без толкования, без ничего. У нее такие глаза были, это что такое здесь творится.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Нормальная реакция.
Анна Леонтьева
— Да, да. Это абсолютно нормальная реакция, потому что так всё тонко, так всё нужно объяснять всё, что там происходит, иначе, кажется там всё... Некоторые говорят, Ветхий Завет — это жестокое время. Но весь Ветхий Завет Господь настолько заботится о каждом человеке, и о злодее, и о праведнике. Это просто нужно объяснить или послушать какие-нибудь лекции правильные, прийти поучиться.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Так что мы опять о школе. И опять об обучении.
Анна Леонтьева
— Да. С чем я сталкиваюсь в жизни, есть, как вы сказали, простая книжка, не очень толстая, называется Евангелие, всего четыре части, и можно прочитать хотя бы одну. Это культурный исток всей христианской культуры, литературы. Но когда человек не берет специально в руки Евангелие... Я, по-моему, отца Федора Бородина слушала, как он нашел ответ на этот вопрос. Он задал его женщине-филологу: почему, вы же филолог? Но кто-то ему ответил: так эта же книга изменит мою жизнь. То есть люди не читают не потому, что не хотят культурными стать. А ведь это стоит как ликбез, везде цитируют Евангелие, в литературе, культуре цитируют Евангелие. Просто прочитать, чтобы у тебя была основа какая-то. Такой интересный мотив не читать, чтобы ничего не изменить. Напомню, что с нами и с вами протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Города Москвы, на всякий случай.
Анна Леонтьева
— Города Москвы. Отец Дионисий, за что молодые люди могут зацепиться, какие первые шаги сделать? Через какие-то интеллектуальные вещи? Вы рассказываете, что вы пришли в 15 лет в храм по какому-то случаю и моментально почувствовали, что вы в правильном месте, — это я своими словами вас пересказываю — это именно тот возраст, когда очень многие уходят из храма, особенно, если родители сильно очень были настойчивыми в хождении этом. А вы туда пришли. С чего начались ваши первые шаги, через что вы продолжили этот путь?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Спасибо за вопрос. Он очень личный.
Анна Леонтьева
— Я пытаюсь просто сопоставить.
Протоиерей Дионисий Лобов
— У меня всё, о чем мы говорим, очень откликается для меня лично. У меня всё так и было и я в этой же струе нахожусь, потому что меня привлекла Церковь к себе. Это действительно был очень простой момент, когда я оказался, я почувствовал себя в церкви, как в благодатном месте. Я слова такого не знал или, по крайней мере, не употреблял.
Анна Леонтьева
— Не знал, но почувствовал.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Сейчас я, наверное бы, так сказал, что я почувствовал себя в благодатном месте, в благодатном пространстве, в благодатном состоянии. Много из этого всего дальше, какие-то последствия разные. Но одно из ярких для меня выводов или последствий этого опыта — то, что я хочу понять, что это такое. У меня, в моей жизни это началось и до сих пор я пытаюсь для себя разобраться, что такое Церковь?
Анна Леонтьева
— А это знание бесконечно.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Я не про то, что я знаю определение катехизические, могу их сказать, если не на пятерку, то на четверку скажу. Я знаю определения, читаю книжки, сдавал экзамены, но я чувствую, что мы здесь находимся перед лицом тайны. Церковь — это тайна Божия. Вера христианская — это такая тайна, в которую ты можешь погружаться, ее узнавать, ею любоваться, получать какое-то удивительное внутреннее удовлетворение от того, что ты находишься в этой ситуации и бесконечно ее узнавать для себя. Как человека, который тебе дорог, которого ты любишь и который всегда для тебя интересен, про которого ты никогда не можешь сказать, всё уже просчитано, всё уже вычитано.
Анна Леонтьева
— Всё про тебя знаю.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Всё про тебя знаю, дальше мне не интересно. Я такого никогда не испытывал, мне кажется, что Церковь — это неисчерпаемый источник для такого интереса и познания. Ко мне вчера подходил один молодой человек, он такой умный, пригожий, хорошо учится, и он спрашивал меня: батюшка я собирался в политологию идти, но вижу, что там много политики и такого, что, я боюсь, это будет мне тяжеловато. Я сейчас думаю, может быть, мне в богословие? Я ему говорю: ты не того человека спрашиваешь. Я понимаю, что для меня богословие — это самая интересная вещь, которая может быть, даже сравнивать эти вещи, не в обиду будет сказано политологам профессиональным и знатокам своего дела. Но, мне кажется, что богословие — я ему так сказал — это изучение истории, изучение культуры, изучение языков, изучение философии — здесь всё есть. Если ты хочешь глубоко эти вещи понять — историю, богословие, философию — ты можешь изучать богословие, там это всё есть. Поэтому просто это очень интересно. Я ему говорю: я не знаю, не могу тебя агитировать, потому что не знаю, человек, который изучает богословие и любит богословие становится профессиональным человеком Церкви, может быть, обрекает себя на какое-то скудное материальное существование. Тут больших денег не заработаешь.
Анна Леонтьева
— Да, есть такие профессии, где больших денег не заработаешь.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Может быть, если ты будешь политологом, ты сможешь быть успешным, видным, знаменитым и на этом сделать себе благосостояние, но, это просто разные вещи. Во всяком случае, думаю, что Церковь — это всегда очень интересно.
Анна Леонтьева
— Да, я сейчас хотела сказать это слово «интересно», наверное, это открытие, что история всегда связана с религией.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Конечно.
Анна Леонтьева
— Даже в современном политическом мире, вы сказали про политолога, поможет гораздо больше ориентироваться, когда ты знаешь глубинные течения: из-за чего начинаются войны, из-за чего они заканчиваются. Глубина политологии, которая в богословии находится, внутри этого...
Протоиерей Дионисий Лобов
— Поэтому классика жанра, что называется, европейские университеты, богословский факультет — это фундаментальный факультет. В каком-то смысле до сих пор. У меня как-то была встреча, теперь уже относительно давно, может быть, лет десять тому назад. Я работал в университете, который называется сейчас Московский государственный лингвистический университет, к нам в гости приезжали коллеги из Германии. У нас в университете в инязе была и есть кафедра теологии, то есть богословия, туда, по сравнению с другими, переводческим факультетом, пиар, не очень большой конкурс. Это вызвало такое неподдельное удивление у наших немецких коллег: как? У нас теология — это самый крутой факультет, туда больше всего конкурс, потому что это фундаментально. Ты должен знать всё, какая там политология, тут и история и древние языки, и новые языки.
Анна Леонтьева
— Это так на поверхности.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Конечно, хочешь — не хочешь, ты должен знать хоть что-то об античной литературе, древнегреческий язык, они там еврейский учат. Какая там политология рядом?
Анна Леонтьева
— Ага.
Протоиерей Дионисий Лобов
— И они не могли понять. Мы им объясняли, у нас только сейчас возвращается теология в высшей школе. Как это ни странно, это вызывает у некоторых испуг: батюшки ходят в светском университете в рясе, что это такое?
Анна Леонтьева
— Испуг вызывает, да?
Протоиерей Дионисий Лобов
— Это что-то советское, есть такое, и было и в какой-то степени остается. Но ничего, переживем это.
Анна Леонтьева
— У меня такая мысль. Вы когда сказали про своих германских коллег, я вспомнила, как мы останавливались в Германии в Миссии Русской Православной Церкви на Алленштрассе, мы были там с батюшкой знакомым, он был настолько востребован, что ему приходилось там разговаривать с приходом до ночи. Они говорили нам, что вы очень избалованы, у вас можно пешком дойти до любого храма, рядом с домом всегда есть хорам. А там съезжались из Бонна, издалека люди съезжались, и они очень ценили. У меня такая мысль, отец Дионисий, может быть, и наши подрастающие дети, настолько избалованы, что это всё так доступно, что может быть, не надо за это бороться. Во время ковида, я помню, как мы оценили все возможность просто прийти в церковь и постоять там, помните?
Протоиерей Дионисий Лобов
— В своем роде, да. Другое дело, что для наших сограждан и для молодежи, для той части молодых людей, которые привыкли ходить в храм, даже особенно, может быть, для этой части, небольшой в нашем обществе... Они не могут понять, что и отсутствие храмов, и просто гонения на христиан в огромном количестве стран современного мира, христианство остается гонимой религией.
Анна Леонтьева
— Да.
Протоиерей Дионисий Лобов
— И это не только про Украину, в которой каноническая Церковь подвергается сейчас гонению, совсем рядом, между прочим. У нас никто тебя не критикует за то, что ты носишь крестик, или ты можешь пойти в храм, можешь не пойти, можешь покапризничать, что там долго стоять. В очень большом проценте случаев в современном мире, на современном земном шаре, быть христианином сложно или зачастую очень опасно. Это, к сожалению, мы не понимаем сейчас.
Анна Леонтьева
— Отец Дионисий, беседа подходит к концу. Я в этом направлении вас не спрашивала, но все равно, отцу 11-ти детей я не могу не задать напоследок вопрос, что называется, коротенько. Вашим детям старшим уже 27 лет. Что нужно делать родителям, чтобы их дети в своем духовном бунте не уходили их церкви или хотя бы далеко не убегали?
Протоиерей Дионисий Лобов
— О, если бы я знал рецепт, то я бы не испытывал никаких в этом отношении проблем тоже. Не знаю, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Конечно, надо быть внимательным к каждому из тех людей, которые тебя окружают, в том числе, но это бывает особенно сложно, к собственным детям.
Анна Леонтьева
— Да, вы же на разрыв.
Протоиерей Дионисий Лобов
— Это просто кажется, они же твои, ты всё про них вроде бы знаешь.
Анна Леонтьева
— Да.
Протоиерей Дионисий Лобов
— На самом деле всё сложнее, у каждого все равно свой ответ перед Богом, у каждого все равно свой путь перед Богом, у каждого свой кризис, маленький, большой. Родители, как и Господь Бог, в этом смысле, в чем-то должны быть особенно похожи на Господа Бога. Мы должны быть терпеливы, всё.
Анна Леонтьева
— Да, вот это универсальный рецепт. Спасибо отец Дионисий. Жалко, что беседа так быстро подошла к концу. Напомню, что сегодня с нами и с вами протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. У микрофона Анна Леонтьева. Напомню жителям столицы, что открыт набор во второй поток Школы духовного развития в пространстве «Фавор» в Москве. Лучшие спикеры «Фавора» подготовили этот курс для тех, кто делает первые шаги в церкви. Регистрация продлится до 27 марта, вы можете еще успеть, дорогие москвичи, записаться на этот курс, кто хочет креститься, кто хочет поглубже продвинуться в знаниях о церкви. Спасибо вам большое, отец Дионисий, за сегодняшний разговор.
Протоиерей Дионисий Лобов
— И вам спасибо, Анна. Спасибо, что пригласили. Всего хорошего. Доброго вечера.
Анна Леонтьева
— В следующий раз, отец Дионисий, приходите с матушкой, поговорим про воспитание детей.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Дославянское население Руси». Александр Морозов
- «Социальное служение и вера». Инесса Панченко
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»

Преподобный Паисий Святогорец, афонский монах и один из наиболее почитаемых старцев ХХ века, большую часть жизни провёл вдали от мира. Однако духовно он постоянно находился вместе с людьми, разделял их беды и невзгоды. К старцу обращались не только с личными проблемами. Многие из тех, кто посещал его келью на Святой горе Афон, часто делились своими переживаниями по поводу каких-либо житейских, политических или церковных вопросов. Всё это преподобный Паисий рассматривал исключительно в духовной плоскости. Его взгляды на некоторые общественные проблемы кратко сформулированы в небольшой по объёму книге «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца».
Преподобный Паисий был твёрд и непреклонен, когда речь заходила о Православной Церкви. Он говорил: «Всё, что имеет Церковь, очищено, подобно дистиллированной воде. Спасение людей осуществляется в Церкви». Старец и на человека смотрел, как на часть единого Тела Христова — Православной Церкви. С детства отец Паисий впитал любовь и глубокое уважение к церковному преданию, к установлениям святых отцов Церкви. В беседах с духовными чадами он часто говорил о том, как когда-то жили и подвизались они, и как живём сегодня мы. Преподобный Паисий говорил: «Мы должны сравнивать себя со святыми, чтобы видеть, продолжаем ли мы их дело».
Любовь к Церкви для старца являлась неотделимой от любви к Отечеству. Отец Паисий часто повторял: «Отечество — это большая семья». Он хотел, чтобы христиане были патриотами своей Родины. Духовными советами старец помогал многим государственным служащим. В книге «Церковь, Предание, Отчизна» говорится о том, как к нему на Афон приезжали высокопоставленные политики. И старец просил их, чтобы они направили действия на благо Родины и Церкви. Сам преподобный Паисий Святогорец в юности защищал родную землю — во время гражданской войны в Греции 1946-1949 годов он служил в разведке радистом. А став монахом, помогал Отечеству молитвой. И побуждал к этому других. Он часто повторял: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
Мудрые мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца помогут нам глубже понять духовную суть многого, что происходит вокруг нас в мире. И что в любой ситуации у человека есть твёрдые, незыблемые опоры — Церковь, Предание, Отчизна.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»

Есть в Вологодской области деревенька Полтинино. Местные жители ласково называют её «Полтинка». Но из-за их своеобразного северного говора слышится: «Паутинка». В Полтинке-Паутинке родилась и выросла писательница Наталья Мелёхина. Одну из своих книг о родной деревне она так и назвала — «Животинки из Паутинки».
Уже из названия становится понятно, что речь в книге пойдёт о братьях наших меньших. По признанию самого автора, родился этот сборник рассказов из постов в социальных сетях. Наталья Мелёхина любила наблюдать за животными в деревне; на своей интернет-страничке она писала о птицах, ежах, зайцах, собаках и кошках. Читателям эти короткие, добрые зарисовки нравились, и они стали просить писательницу, чтобы она собрала их в отдельную книгу. Наталья так и сделала. Книга получилась небольшая, наполненная радостью от того, что живёшь на земле и каждый день видишь родные места. Как пишет сама Наталья Мелёхина: «Нет в моей деревне ничего особенного, кроме красоты, незаметно и щедро разли́той Богом везде и всюду».
«Животинки из Паутинки», о которых рассказывает автор — неотъемлемая частичка этой красоты Божьего мира. Собака Вега — лайка-сладкоежка, любительница малинового пирога, приготовленного в русской печи. Ёж Иванович — частый гость клубничных грядок, настолько привыкший к людям, что спокойно лакомится спелыми ягодами прямо у них на глазах. Воробьишка Тишка, проживающий во дворе возле колодца, с которым семья писательницы по-братски делится завтраками.
В мире животных, который рисует на страницах своей книги Наталья Мелёхина, много такого, к чему стоит присмотреться и человеку. Например, героиня рассказа «Лесные гости», зайчиха, кормит не только своих, но и чужих зайчат. «Нам есть чему у зайцев поучиться, не делить детей на своих и чужих в час нужды», — делает вывод писательница. Её увлекательные истории со смыслом, зарисовки с натуры и ностальгические лирические миниатюры полны жизнеутверждающей радости и тёплого юмора.
Вторая часть сборника «Животинки из Паутинки» называется «Дашкины рассказы». Их героиню, девочку Дашу из деревни Полтинино, Наталья Мелёхина, по собственному признанию, наделила многими своими чертами. Даша заботится о зверях и птицах. Под окнами своего дома она устраивает птичью столовую. Любит ходить по грибы, рыбачить с отцом в бурной горной речке, а по вечерам слушать бабушкины сказки. В красоте окружающего мира она чувствует незримое присутствие Бога. В течении ручья, благоухании цветов, в бабушкиных иконах, в небе, на земле и в самой себе.
Книга Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки» — это тепло деревенского дома, где зимой в печке потрескивают дрова, а на столе дымится каравай свежего хлеба. Это дар видеть руку Творца в каждой травинке, каждой малой птице. И понимать, что каждая жизнь — чудо.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен