Станислав Жуковский был востребован в России до революции 1917 года. Его картина «Радостный май» вызывает смешанные чувства. Испытываешь одновременно, и умиление, и радость, и печаль. Ведь на земле радость и печаль всегда ходят рука об руку.

— Ну вот я и готова, Андрей Борисович. Спасибо, что встретили меня. И простите, что заставила вас ждать.
— Никаких извинений, Маргарита Константиновна! Третьяковская галерея — это то место, где всегда приятно провести лишние полчаса. Пока вы завершали дела, я, представьте, открыл для себя нового художника — Станислава Жуковского.
— Да, я тоже очень люблю этого живописца. Сын польского дворянина, лишённого сословных прав за участие в восстании 1863 года, Станислав Юлианович отправился в Москву учиться рисованию. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, брал уроки у Левитана и Поленова. Был востребован и успешен, но после революции 1917 года оказался не у дел. Никому стало не нужно его тонкое дарование, умение передать дух старинных русских усадеб. Станислав уехал на родину, в Польшу. И погиб во время Второй мировой войны в фашистском концлагере.
— Какая трудная судьба и какой яркий талант! Вы только взгляните на картину «Радостный май»! Восхитительно! Великолепно! На первый взгляд изображён обычный интерьер загородного дворянского дома начала двадцатого века — деревянные стены, два кресла в стиле ампир, семейные портреты супружеской пары. Но в распахнутое окно врывается майский день и игра света преображает комнату! По сути, художник изобразил радость. Просто невероятно!
— Но в этой радости есть горчинка. Знаете, когда я вижу дачную гостиную на картине Жуковского, мне всё время кажется, что в глубине дома кто-то играет на фортепиано. И мелодия звучит светлая, но немного печальная.
— Но где же на полотне вы увидели приметы печали?
— А вот, взгляните — второе окно в комнате закрыто, и сквозь потускневшее от времени стекло пейзаж смотрится уже не таким ярким. Стулья с синей обивкой помнят лучшие времена — картина написана в 1912 году, а ампир — это стиль начала девятнадцатого века. И портреты мужчины и женщины на стене наводят грусть своей старомодностью. Вероятней всего, на момент создания полотна эти люди уже ушли из жизни.
— Да, но такая трактовка противоречит названию картины. Сам художник засвидетельствовал, что запечатлел радостный май.
— На земле радость и печаль всегда ходят рука об руку. Знаете, в православной аскетике есть такое понятие — «радостопечалие».
— Но при чем здесь аскетика, Маргарита Константиновна? Радостоплач — это удерживание в душе равновесия между скорбью о собственных грехах и ликованием о Воскресении Христовом. Какое это имеет отношение к картине Станислава Жуковского?
— У каждого есть своя причина для слёз, Андрей Борисович. Совершенный плачет о грехах, обычный земной человек — о своих утратах, о близких, ушедших в иной мир. Стареющий дом на картине Жуковского был свидетелем таких потерь. Но и греховность, и боль разлуки, и сама смерть преодолеваются во Христе. Художник-христианин напоминает об этом зрителю, используя символы побеждающей жизни — весеннее обновление природы после зимнего оцепенения, нежные фиалки на старом подоконнике. И название месяца Жуковский неспроста сделал именем своего произведения. Ведь май — время Пасхи. В эти дни в храмах звучит победное «Христос Воскресе!».
— Вы правы, Маргарита Константиновна! «Радостный май» Станислава Жуковского — пасхальный май.
— Потому картина и рождает чувство, которое можно назвать умилением. Земные дни скоротечны, и прошлого не вернуть, но впереди, по воле Бога, взошедшего на Крест — новая жизнь. Лучшая жизнь, в которой мы встретимся с теми, кто нам дорог.
— Пожалуй, именно умиление и я здесь испытал. Христианский поэт и философ двадцатого века Сергей Сергеевич Аверинцев называл это чувство «любовью с заплаканным лицом». Оно омывает душу, обновляет её. Жалко уходить от картины.
— Ничего, Андрей Борисович. Память о радостном мае, о победе жизни над смертью мы унесём с собой. А в Третьяковку к картине Станислава Жуковского всегда можно вернуться.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда для Галины Фёдоровны и других нуждающихся в Омске
В городе Омске, при храме Рождества Христова, недавно открылась благотворительная столовая «Гостеприимный Авраам». Здесь волонтёры православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» готовят для нуждающихся горячие и вкусные обеды — не менее 180 порций в день. Часть из них раздают в самой столовой, а остальное добровольцы отвозят в уличные пункты помощи, которые находятся в разных районах города.

Галина Фёдоровна регулярно приходит за горячим обедом в один из мобильных пунктов. Через полгода ей исполнится 80 лет. Из близких рядом никого не осталось, поэтому поддержка православных волонтёров для неё особенно важна. Бабушка берёт еду пять дней в неделю, но не только для себя. По мере сил она заботится и о соседке, которой трудно выходить на улицу.
Тех, кто как и Галина Фёдоровна оказался в непростой ситуации — много. И это не только пожилые люди, но и семьи с детьми, и те, кто лишился дома. Поддержите работу благотворительной кухни «Гостеприимный Авраам», чтобы у волонтёров была возможность кормить всех, кто приходит за помощью. Подарить людям тарелку горячего супа, а вместе с ней и надежду — просто. Для этого переходите на сайт православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» и оставьте любой денежный перевод.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











