Москва - 100,9 FM

Сожженный свиток пророка Иеремии

* Поделиться
Пророк Иеремия. Изображение: days.pravoslavie.ru

Пророк Иеремия не раз обличал израильский народ в идолопоклонстве. Однажды по велению Создателя он призвал писца по имени Варух и попросил его занести в особый свиток грозные предсказания о бедствиях, которые постигнут иудеев, если они не покаются в отступлении от Бога. Эти записи пророк велел прочитать в Иерусалимском храме в день поста, когда там соберутся паломники из всех городов Иудеи. Далее в библейской книге, написанной Иеремией и названной его именем, уточняется, что пост был объявлен иудейскими старейшинами в девятый месяц пятого года правления царя Иоакима.

О каком посте идет речь в этом отрывке Священного писания? Чтобы дать ответ, группа американских ученых сделала научно-исторический анализ библейского текста. Свои выводы профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместном произведении под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта:

Во времена пророка Иеремии, то есть в седьмом-шестом веках до Рождества Христова, у иудеев в календарь входил только один пост. Он был приурочен к празднику Йом Кипур — дню покаяния и искупления грехов, выпадающему на месяц тишрей, в современном календаре это сентябрь или октябрь. Но всенародный пост также мог быть объявлен перед лицом какого-либо бедствия, ради предотвращения природных катаклизмов или войны. Согласно принятой историками хронологии, иудейский царь Иоаким правил с 608 по 598 год до Рождения Спасителя. Девятый месяц пятого года его правления, это ноябрь-декабрь 604-го. Именно в это время мощная армия вавилонского царя Навуходоносора прошла победным маршем вдоль филистимского побережья Средиземного моря и в любой момент могла повернуть к Иерусалиму. Вероятнее всего, эта угроза и заставила иудейских старейшин Иерусалима объявить всенародный пост.

Когда Варух принародно прочитал в Иерусалимском храме пророчества Иеремии, иудейские князья пришли в ужас. Они поспешили сообщить царю Иоакиму об опасности, нависшей над Иудеей. Царь приказал принести ему свиток с предсказаниями и прочитать вслух. Во время чтения Иоаким повел себя очень странно. После того, как чтец озвучивал определённый отрывок, правитель специальным писцовым ножичком отрезал от свитка прочитанную часть текста и бросал на жаровню, которая стояла тут же для обогрева помещения. Библейская книга пророка Иеремии сообщает, что таким образом царь сжёг весь папирус с пророчеством. Но зачем он это сделал? Над этим вопросом задумались авторы «Библейского культурно-исторического комментария».

Комментарий эксперта:

Многие народы древнего Ближнего Востока практиковали магические обряды — как в быту, так и в политической жизни. В Музее древностей итальянского города Турина хранится папирус двенадцатого века до Рождества Христова, называемый «Заговор гарема». В этом документе рассказывается о судебном процессе против заговорщиков, попытавшихся свергнуть фараона Рамзеса Третьего. Одним из пунктов обвинения было начертание заклинаний на восковых фигурках, отождествляемых с личностью монарха. В аналогичных ритуалах египтяне использовали чаши, статуэтки или папирус. Магические формулы при этом могли быть обращены как против человека, так и против враждебного государства. При этом считалось, что нейтрализовать заклятие поможет уничтожение предмета, на котором оно написано. По всей видимости, иудейский царь Иоаким воспринял пророчество Иеремии как магическое заклятие, и предпринял попытку избавиться от него ритуальным способом.

Сопоставив указанное в книге Иеремии время поста с хронологическими таблицами древности, американские историки установили, насколько актуальным было предсказание библейского пророка о беде, грозящей Иерусалиму и всей Иудее. Иеремия прямо указывал, что грядущие страдания — это наказание за отступление еврейского народа от истинного Бога. И царь Иоаким сожжением пророческого свитка продемонстрировал степень этого богоотступничества. Поступок иудейского монарха, рассмотренный учёными в культурологическом контексте, выглядит поведением упорствующего язычника, а не верующего иудея.

В 598 году до Рождества Христова Навуходоносор вступил в Иерусалим. Иоаким не посмел сопротивляться, он вышел к захватчику с дарами, но был схвачен и убит. Для иудеев наступило горькое время Вавилонского пленения. Божие наказание, предречённое пророком Иеремией, осуществилось в полной мере.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Свидетели веры
Свидетели веры
Программа «Свидетели веры» — это короткая, но яркая история православного миссионера, как из древних времен, так и преимущественно наших дней, т. е. ХХ и ХХI век. В жизненной истории каждого миссионера отражается его личный христианский подвиг и присутствие Христа в жизни современного человека.
Вселенная Православия
Вселенная Православия
Православие – это мировая религия, которая во многих странах мира имеет свою собственную историю и самобытные традиции. Программа открывает для слушателей красоту и разнообразие традиций внутри Православия на примере жизни православных христиан по всему миру.
ПроСтранствия
ПроСтранствия
Православные храмы в Гонгконге и Антарктиде. Пасха в Японии и в Лапландии. Это и множество других удивительных мест планеты представлены глазами православного путешественника в совместном проекте Радио ВЕРА и журнала «Православный паломник».
Беседы о Вере
Беседы о Вере
Митрополит Волоколамский Иларион – современный богослов, мыслитель и композитор. В программе «Беседы о вере» он рассказывает о ключевых понятиях христианства, рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Круг вопросов, обсуждаемых в программе, очень широк – от сотворения мира, до отношений с коллегами по работе.

Также рекомендуем