
Фото: Levi Meir Clancy/Unsplash
Пророк Иеремия не раз обличал израильский народ в идолопоклонстве. Однажды по велению Создателя он призвал писца по имени Варух и попросил его занести в особый свиток грозные предсказания о бедствиях, которые постигнут иудеев, если они не покаются в отступлении от Бога. Эти записи пророк велел прочитать в Иерусалимском храме в день поста, когда там соберутся паломники из всех городов Иудеи. Далее в библейской книге, написанной Иеремией и названной его именем, уточняется, что пост был объявлен иудейскими старейшинами в девятый месяц пятого года правления царя Иоакима.
О каком посте идет речь в этом отрывке Священного писания? Чтобы дать ответ, группа американских ученых сделала научно-исторический анализ библейского текста. Свои выводы профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместном произведении под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Во времена пророка Иеремии, то есть в седьмом-шестом веках до Рождества Христова, у иудеев в календарь входил только один пост. Он был приурочен к празднику Йом Кипур — дню покаяния и искупления грехов, выпадающему на месяц тишрей, в современном календаре это сентябрь или октябрь. Но всенародный пост также мог быть объявлен перед лицом какого-либо бедствия, ради предотвращения природных катаклизмов или войны. Согласно принятой историками хронологии, иудейский царь Иоаким правил с 608 по 598 год до Рождения Спасителя. Девятый месяц пятого года его правления, это ноябрь-декабрь 604-го. Именно в это время мощная армия вавилонского царя Навуходоносора прошла победным маршем вдоль филистимского побережья Средиземного моря и в любой момент могла повернуть к Иерусалиму. Вероятнее всего, эта угроза и заставила иудейских старейшин Иерусалима объявить всенародный пост.
Когда Варух принародно прочитал в Иерусалимском храме пророчества Иеремии, иудейские князья пришли в ужас. Они поспешили сообщить царю Иоакиму об опасности, нависшей над Иудеей. Царь приказал принести ему свиток с предсказаниями и прочитать вслух. Во время чтения Иоаким повел себя очень странно. После того, как чтец озвучивал определённый отрывок, правитель специальным писцовым ножичком отрезал от свитка прочитанную часть текста и бросал на жаровню, которая стояла тут же для обогрева помещения. Библейская книга пророка Иеремии сообщает, что таким образом царь сжёг весь папирус с пророчеством. Но зачем он это сделал? Над этим вопросом задумались авторы «Библейского культурно-исторического комментария».
Комментарий эксперта:
Многие народы древнего Ближнего Востока практиковали магические обряды — как в быту, так и в политической жизни. В Музее древностей итальянского города Турина хранится папирус двенадцатого века до Рождества Христова, называемый «Заговор гарема». В этом документе рассказывается о судебном процессе против заговорщиков, попытавшихся свергнуть фараона Рамзеса Третьего. Одним из пунктов обвинения было начертание заклинаний на восковых фигурках, отождествляемых с личностью монарха. В аналогичных ритуалах египтяне использовали чаши, статуэтки или папирус. Магические формулы при этом могли быть обращены как против человека, так и против враждебного государства. При этом считалось, что нейтрализовать заклятие поможет уничтожение предмета, на котором оно написано. По всей видимости, иудейский царь Иоаким воспринял пророчество Иеремии как магическое заклятие, и предпринял попытку избавиться от него ритуальным способом.
Сопоставив указанное в книге Иеремии время поста с хронологическими таблицами древности, американские историки установили, насколько актуальным было предсказание библейского пророка о беде, грозящей Иерусалиму и всей Иудее. Иеремия прямо указывал, что грядущие страдания — это наказание за отступление еврейского народа от истинного Бога. И царь Иоаким сожжением пророческого свитка продемонстрировал степень этого богоотступничества. Поступок иудейского монарха, рассмотренный учёными в культурологическом контексте, выглядит поведением упорствующего язычника, а не верующего иудея.
В 598 году до Рождества Христова Навуходоносор вступил в Иерусалим. Иоаким не посмел сопротивляться, он вышел к захватчику с дарами, но был схвачен и убит. Для иудеев наступило горькое время Вавилонского пленения. Божие наказание, предречённое пророком Иеремией, осуществилось в полной мере.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.