
В 313 году император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Однако, его соправитель Ликиний не собирался сдавать позиций. Убежденный язычник рассчитывал узурпировать власть и вновь поставить верующих во Христа вне закона. Осуществлять свой план Ликиний начал с репрессий в подчинявшихся ему войсках. Он вызвал к себе военачальника Агриколая, командовавшего в провинции Армения — сегодня это территория Турции.
— Много ли христиан в твоем гарнизоне, Агриколай?
— Несколько десятков, ваше императорское величество! И к моей скорби, вера в Распятого распространяется. Воин, проповедующий милосердие — что может быть смешнее?
— Но при этом совсем невесело от мысли, что все эти человеколюбцы встанут на сторону Константина при первом моем конфликте с ним. Подумай над тем, как упрочить военную дисциплину среди солдат. В методах я даю тебе полную свободу. Не будь щепетильным, а то я подумаю, что ты тоже примкнул к христианам.
Агриколай повелел всем воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только истинному Богу. За отречение от Христа военачальник сначала сулил повышение по службе и вознаграждение, намекал на особую милость императора, затем стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Воины отвергли и лестные обещания, и угрозы, и Агриколай заключил их под стражу. Ночью в тюрьме узники усердно молились. Под утро темница озарилась светом, и под её низкими сводами прозвучали евангельские слова: «Претерпевший до конца спасётся».
Наутро в столицу Армении, Севастию, приехал Ликиний.
— Я просил тебя, Агриколай, не церемониться с христианами! Приказываю сегодня же побить их камнями!
Военачальник поспешил исполнить приказ императора, однако, случилось необъяснимое. Град камней, обрушившийся на заключённых, ничуть не вредил им. Ликиний злился — ему казалось, что солдаты, исполнявшие приказ, нарочно стараются кидать камни так, чтобы не задеть своих арестованных сослуживцев. В ярости он схватил булыжник и метнул в христиан. Но камень изменил траекторию и угодил прямо в Агриколая!
Христиан вернули в темницу, а на следующий день привели к озеру, расположенному в окрестностях Севастии. Зима в том году выдалась необыкновенно морозной. Воинам приказали раздеться и войти в воду, подёрнутую тонким льдом. На берегу растопили баню. Агриколай объявил, что всякий, кто отречётся от Христа, может беспрепятственно войти в неё и согреться.
Ночью мороз усилился. Лед сковывал мучеников. Они пели псалмы и ободряли друг друга. После нескольких часов страданий один из заключенных не выдержал и поспешил к бане. Но упал замертво, едва переступил её порог.
Солдаты, охранявшие мучеников, дремали на берегу у костра. Лишь один из них, по имени Аглаий, не мог уснуть. Он напряженно размышлял о событиях последних дней. Среди воинов севастийского легиона именно христиане были самыми честными, храбрыми, надёжными. Аглаий с самого начала не понимал, за что казнят лучших солдат и офицеров. Он был поражён тем, что мученики остались невредимы под градом камней, но ещё больше его потрясло мужество этих людей. Разве это в человеческих силах — несколько часов добровольно стоять по шею в ледяной воде и петь молитвы? Истинно велик Бог, во имя которого совершаются такие подвиги!
В третьем часу ночи мгла над озером озарилась ярким светом. Аглаий увидел небывалое зрелище: с неба на головы мучеников спускались сияющие венцы. И в этом явлении открывалась новая грань бытия, над которой не властна смерть. Солдат сбросил с себя одежду и вбежал в озеро, разбудив других стражников криком: «И я христианин!»
Утром Агриколай в ярости обнаружил христиан живыми. Он велел перебить им молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Умирая от мучений, воины не переставали славить Истинного Бога. Ликиний приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали их мощи. Тела святых сожгли, а кости бросили в реку.
Епископ Севастии Пётр не оставлял надежды найти останки мужественных свидетелей о Христе. С несколькими священниками он ночью пришёл к реке, и стал свидетелем ещё одного чуда — кости мучеников сияли в воде, как звезды! Христиане собрали их и с честью похоронили.
С тех пор прошло семнадцать веков, но имена сорока мучеников известны и сейчас. Судебный перечень воинов Севастийской дружины стал списком христианских святых.
Видеоувеличитель для Даниеля Галлямова

Даниелю 14 лет. Ему важно быть в движении, что-нибудь придумывать, ставить цели и достигать их. С детства Даниель занимался каратэ, плаванием и футболом, а позже нашёл себя в самокатном спорте. Кроме этого, подросток интересуется дизайном одежды. Ему нравится экспериментировать — перешивать старые вещи и создавать собственный стиль.
Ещё недавно Даниель строил планы, как будет участвовать в спортивных соревнованиях и разрабатывать свою коллекцию одежды. Но в его насыщенную жизнь вмешалась болезнь. Год назад подросток заметил, что начал хуже видеть буквы, детали и лица, но очки не помогали. Оказалось, что всему виной редкое заболевание, при котором постепенно погибают клетки зрительного нерва.
Узнав об этом, Даниель решил, что будет учиться с этим жить. Впереди его ждёт поддерживающая терапия. Она поможет замедлить течение болезни и сохранить зрение. А прямо сейчас подростку необходима вещь, без которой он не сможет продолжать учиться и творить — это видеоувеличитель.
За помощью в приобретении дорогостоящей техники, родители Даниеля обратились в благотворительный фонд «Люди-маяки». На его ресурсах уже открыт сбор для подростка. Вы можете его поддержать и тем самым подарить Даниелю возможность видеть. Чтобы оставить любую посильную помощь, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Античность и христианство о человеке». Пётр Пашков
У нас в гостях был доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как христианство изменило отношение к человеку по сравнению с античностью, почему именно христианство дало возможность увидеть в человеке личность, обладающую свободой, и как античный мир принимал новые отношения человека с Богом.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Виктор Горбач
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач.
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере и о пути к священническому служению.
Разговор начинается с истории прихода отца Виктора к вере: его крещения в детстве, жизни на «атеистическом» Сахалине поздне-советских лет, первых воспоминаний о Пасхе и появления на острове священников в конце 80-х — начале 90-х годов.
Гость вспоминает, как впервые зашёл в приспособленное под храм помещение рядом со школой, как стал петь на клиросе, впервые попал в алтарь и как участие во встрече Казанской иконы Божией Матери в 1995 году стало для него поворотным моментом. Отец Виктор рассказывает о том, что привело его к размышлению о выборе пути священства и об обстоятельствах, которые помогли ему принять решение о рукоположении.
В беседе затрагиваются трудности первых лет служения: отсутствие храмов, бытовые проблемы, недостаток священнослужителей, ответственность перед прихожанами и необходимость заслуживать доверие людей. Разговор — о служении на Сахалине, искушениях, помощи мирян и о памяти новомучеников, которая поддерживает верующего в испытаниях и вдохновляет на верность Церкви.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Сергей Платонов
Все выпуски программы Светлый вечер











