
В 313 году император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Однако, его соправитель Ликиний не собирался сдавать позиций. Убежденный язычник рассчитывал узурпировать власть и вновь поставить верующих во Христа вне закона. Осуществлять свой план Ликиний начал с репрессий в подчинявшихся ему войсках. Он вызвал к себе военачальника Агриколая, командовавшего в провинции Армения — сегодня это территория Турции.
— Много ли христиан в твоем гарнизоне, Агриколай?
— Несколько десятков, ваше императорское величество! И к моей скорби, вера в Распятого распространяется. Воин, проповедующий милосердие — что может быть смешнее?
— Но при этом совсем невесело от мысли, что все эти человеколюбцы встанут на сторону Константина при первом моем конфликте с ним. Подумай над тем, как упрочить военную дисциплину среди солдат. В методах я даю тебе полную свободу. Не будь щепетильным, а то я подумаю, что ты тоже примкнул к христианам.
Агриколай повелел всем воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только истинному Богу. За отречение от Христа военачальник сначала сулил повышение по службе и вознаграждение, намекал на особую милость императора, затем стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Воины отвергли и лестные обещания, и угрозы, и Агриколай заключил их под стражу. Ночью в тюрьме узники усердно молились. Под утро темница озарилась светом, и под её низкими сводами прозвучали евангельские слова: «Претерпевший до конца спасётся».
Наутро в столицу Армении, Севастию, приехал Ликиний.
— Я просил тебя, Агриколай, не церемониться с христианами! Приказываю сегодня же побить их камнями!
Военачальник поспешил исполнить приказ императора, однако, случилось необъяснимое. Град камней, обрушившийся на заключённых, ничуть не вредил им. Ликиний злился — ему казалось, что солдаты, исполнявшие приказ, нарочно стараются кидать камни так, чтобы не задеть своих арестованных сослуживцев. В ярости он схватил булыжник и метнул в христиан. Но камень изменил траекторию и угодил прямо в Агриколая!
Христиан вернули в темницу, а на следующий день привели к озеру, расположенному в окрестностях Севастии. Зима в том году выдалась необыкновенно морозной. Воинам приказали раздеться и войти в воду, подёрнутую тонким льдом. На берегу растопили баню. Агриколай объявил, что всякий, кто отречётся от Христа, может беспрепятственно войти в неё и согреться.
Ночью мороз усилился. Лед сковывал мучеников. Они пели псалмы и ободряли друг друга. После нескольких часов страданий один из заключенных не выдержал и поспешил к бане. Но упал замертво, едва переступил её порог.
Солдаты, охранявшие мучеников, дремали на берегу у костра. Лишь один из них, по имени Аглаий, не мог уснуть. Он напряженно размышлял о событиях последних дней. Среди воинов севастийского легиона именно христиане были самыми честными, храбрыми, надёжными. Аглаий с самого начала не понимал, за что казнят лучших солдат и офицеров. Он был поражён тем, что мученики остались невредимы под градом камней, но ещё больше его потрясло мужество этих людей. Разве это в человеческих силах — несколько часов добровольно стоять по шею в ледяной воде и петь молитвы? Истинно велик Бог, во имя которого совершаются такие подвиги!
В третьем часу ночи мгла над озером озарилась ярким светом. Аглаий увидел небывалое зрелище: с неба на головы мучеников спускались сияющие венцы. И в этом явлении открывалась новая грань бытия, над которой не властна смерть. Солдат сбросил с себя одежду и вбежал в озеро, разбудив других стражников криком: «И я христианин!»
Утром Агриколай в ярости обнаружил христиан живыми. Он велел перебить им молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Умирая от мучений, воины не переставали славить Истинного Бога. Ликиний приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали их мощи. Тела святых сожгли, а кости бросили в реку.
Епископ Севастии Пётр не оставлял надежды найти останки мужественных свидетелей о Христе. С несколькими священниками он ночью пришёл к реке, и стал свидетелем ещё одного чуда — кости мучеников сияли в воде, как звезды! Христиане собрали их и с честью похоронили.
С тех пор прошло семнадцать веков, но имена сорока мучеников известны и сейчас. Судебный перечень воинов Севастийской дружины стал списком христианских святых.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер