
«За что ты его обидел? Ты слишком жесток, вот что я должен тебе сказать. Таких, как ты, опасно пускать в космос. Там всё чересчур хрупко, да-да, вот именно — хрупко!.. Земля уж кое-как приспособилась к таким, как ты...»
Кинокартина Андрея Тарковского «Солярис» датирована 1973 годом, я тогда только в школу пошёл, а впервые увидел фильм, думаю, тоже в школьные годы. Тогда меня особенно поразили замечательная музыка Эдуарда Артемьева и удивительные диалоги персонажей. Один из них мы только что услышали. Это разговор пожилого отца с сыном — астронавтом и психологом Крисом Кельвином. Крис — главный герой фильма — перед вылетом на орбитальную станцию планеты Солярис, встретился с другом отца, который уже побывал возле планеты. Он увидел там нечто такое, что полностью переменило его как личность. Он попытался рассказать об этом. Но Крис сначала не впечатлился историей старшего коллеги, однако вскоре ситуация изменилась.
«Я боюсь что то, что произошло со мной — это только начало. Я бы не хотел, конечно, но это может произойти и с тобой, и со всеми остальными. Здесь сейчас это может произойти с каждым, наверно...»
На орбитальной станции двое землян мучаются периодическими встречами с фантомными персонажами из своей памяти. Однажды Крис сталкивается с живым обликом своей покойной жены, когда-то не выдержавшей одиночества при живом муже. Отвязаться от образа женщины, которую он всё-таки любил, не удаётся никаким образом. Она появляется снова и снова, всё более очеловечивается, а Крис (его играет Донатас Банионис) всё более привязывается к ней. Он даже забывает о своём научном задании.
И тут с Крисом происходит чудо преображения. Словами, выходящими из глубины своей души, он пытается сообщить об этом нервно-ядовитому профессору Сарториусу, который настаивает на продолжении исследований и попрекает коллегу за бесконечное общение с женой.
— Ваше пристрастие бессмысленно, но вы вступили с ними в эмоциональный контакт. Может, это и приятно, но...
— Вы, что, завидуете?
— Может быть и завидую.
— Нет, вы не завидуете, ведь вы ни в чём не виноваты.
— Конечно.
— А я виноват.
— В чём?
— Когда вы окончательно превратитесь в калеку, без рук и ног, позовите нас — мы будем выносить за вами подкладное судно.
— А перед кем вы всё-таки виноваты?
— И перед вами — тоже...
Сможем ли мы припомнить в нашем советском кино, да ещё снятом по мотивам иностранного фантастического романа — более прямого обращения к христианству?
Сценарий картины писал сам Андрей Тарковский вместе с прозаиком Фридрихом Горенштейном. А вот с автором книги, Станиславом Лемом, он рассорился. Польский писатель рассказывал о фантастическом мире непознанного, о слабости человеческого разума, а русский режиссёр подсунул ему, как посчитал Лем, версию романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». В фильме «Солярис» научно-фантастический европейский роман становится русской притчей. Андрей Тарковский показывает зрителю, что человек обречён на гибель, если заменит духовную жизнь на бесконечные научные исследования.
Более того, в финале киноленты режиссёр подводит нас к притче евангельской. Последняя сцена фильма словно цитирует картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», созданную на основе новозаветной притчи. Если прочитать эту притчу, которую рассказал Христос своим ученикам, станет понятным и замысел режиссёра. Главная тема «Соляриса» — покаяние. И перед людьми, и перед Богом.
Удивительно, что при обилии драматических сцен кинолента «Солярис» хорошо смотрится в домашнем кругу. И ещё. Несмотря на весь нынешний научно-технический прогресс, фильм Андрея Тарковского продолжает удивлять свежестью, искусным диалогом с мировым и русским искусством, он поражает своим пронзительным сердечным порывом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер