
В августе 1879 года в художественном отделе петербургской Императорской публичной библиотеки от стеллажа к стеллажу бродила женщина в элегантном тёмном платье с воротничком тонкого кружева. Её звали Софья Александровна Давыдова. Она искала что-нибудь об искусстве. Софью Александровну интересовало буквально всё, от живописи до архитектуры. Но, кажется, уже не осталось книг, которые она бы не прочла. Тогда женщина обратилась за помощью к библиотекарю. Софье Александровне повезло. В тот день за кафедрой дежурил сам заведующий отделом — знаменитый художественный критик Владимир Васильевич Стасов. Возможно, его внимание привлёк изысканный кружевной воротничок посетительницы. Потому что он неожиданно посоветовал Софье Александровне познакомиться с традиционным старинным русским искусством — кружевоплетением. Женщина заинтересовалась. Стасов посоветовал ей несколько книг. С этого самого момента в жизнь Софьи Давыдовой навсегда вплелось русское кружево.
Литературы, в которой освещалась бы эта тема, оказалось совсем немного. Софья Александровна поняла: если она действительно хочет узнать всё о кружевоплетении, нужно ехать туда, где живёт, передаваясь из поколения в поколение, этот народный промысел. В 1880-м году Давыдова отправилась в экспедицию по русским губерниям — Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Тульской, Орловской, Новгородской... Софья Александровна общалась с мастерицами, бывала в их домах — бедных, зачастую нищих избах. Эта поездка, по воспоминаниям самой Софьи Александровны, дала не только обильный материал для наблюдения, но и ясно обрисовала нужды кружевниц. Давыдова стала искать возможности, чтобы им помочь. И нашла: в 1881-м году она открыла в Санкт-Петербурге Практическую школу кружевоплетения. Преподавали в ней те самые мастерицы из русской глубинки. И получали приличное жалованье. Ученицам на время обучения предоставлялось жильё, содержание и стипендия. Всю организаторскую работу взяла на себя Софья Александровна. А финансовую поддержку Давыдовой оказало благотворительное Ведомство императрицы Марии. Поэтому школе кружевниц было присвоено престижное название Мариинская. Очень скоро Давыдова пошла ещё дальше — она организовала классы рукоделия практически во всех сиротских приютах столицы. Расчёт был простой: выучившись ремеслу, девочки смогут обеспечить себе будущее.
В 1891 году в России случился неурожай. Во многих губерниях свирепствовал голод. И снова Софья Александровна отправилась в путь — в Воронежской и Нижегородской губернии она организовала крупные центры производства кружева. А главное, наладила стабильный сбыт изделий — Москва и Петербург охотно покупали продукцию местных мастериц. Благодаря Софье Давыдовой многие семьи тогда были спасены от голодной смерти. Параллельно Софья Александровна занималась серьёзной исследовательской деятельностью. Её уникальная книга «Русское кружево и русские кружевницы» вышла в 1892 году, и принесла автору премию митрополита Макария (Булгакова) — «за посвящение себя делу науки и общеполезных занятий».
Неудивительно, что именно Софью Давыдову с её кружевницами делегировали на Всемирную Колумбову выставку в Соединённые Штаты Америки. Российские мастерицы привели в восторг западную публику. Газета Нью-Йорк Хералд писала: «В каждой нитке русских рукоделий живет дух прошедших веков, глубокое чувство христианства...» Потом были выставки в Великобритании и Франции. Всемирная парижская выставка принесла русским кружевницам Гран-при — за выдающуюся красоту старинного рисунка. Благодаря начинаниям Софьи Александровны, русское кружево уверенно завоёвывало мир. Софья Александровна Давыдова скончалась в 1915-м году. Друзья и близкие написали в некрологе слова, которые замечательно характеризуют жизнь этой необыкновенной женщины: «Она всегда находила время думать о других».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер