Соборное послание святого апостола Иакова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Соборное послание святого апостола Иакова

* Поделиться
Иисус и Апостолы
Иисус и Апостолы.

Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Глава 4.

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.

3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как-то раз меня пригласили причастить умирающую. Зайдя в квартиру, я с трудом протиснулся между рядами коробок, которыми всё было заставлено — и в коридоре, и в комнатах. Пожилая женщина балансировала между жизнью и смертью — но умирать не собиралась. Оказывается, все эти коробки она привезла с собой к детям — и собиралась их разбирать, как только станет хоть немного легче. В воздухе стоял запах прели — и старушку было очень жалко: она так любила всё своё старое барахло, что оно в прямом смысле встало комом на её пути в Царство Небесное.

В сегодняшнем чтении апостол Иаков противопоставляет два вида мудрости — житейскую, земную — мудрости духовной, небесной. Главное отличие — это вектор, куда направлена мудрость. Первая, земная — пытается обустроить жизнь собственными, подручными средствами. Отсюда — жажда «имения», накопительства — и нежелание расставаться даже с тем, что уже стало ненужным: а вдруг ещё пригодится? Отсюда же — ссоры и свары, гнев и обиды, когда что-то идёт не по её мнению. Духовная мудрость — она о другом. Она — не об «имении», а о «бывании». Её «инвестиционный банк» — в Боге, а не в земных вещах. Ко всему житейскому эта мудрость относится просто: дали подержать на какое-то время — спасибо, как раз пригодилось! — но как только стало ненужным — без сожаления отпустили: всё равно ведь не «наше»! Для духовной мудрости главное — не «сколько», и не «почём», а «как» и «зачем». Она не расстраивается, когда что-то теряет — потому что не воспринимает это как свою собственность. И не впадает в экстатический восторг, когда что-то приобретает новое: ведь тоже — только подержать выдали! Но через любые потери и приобретения духовная мудрость стремится разглядеть Того, через Чьи руки всё приходит и уходит — и, прежде всего, поближе познакомиться с Ним, чтобы ещё больше Его полюбить.

Когда иногда удаётся именно так настроить свой дух — он становится лёгким, свободным — и радостным: потому что между ним и Богом никаких непреодолимых преград уже не остаётся!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем