Иак., 53 зач., II, 14-26.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе одну из фундаментальных истин не только христианского, но и, пожалуй, всякого религиозного учения. Нет никакого смысла в твоей вере, если ты не подтверждаешь ее делами.
Вообще, понятие вера очень широкое. В контексте европейской культуры, в том числе и под влиянием греческой философии под верой мы обыкновенно понимаем признание того, что какой-то предмет или явление существуют на самом деле. Хотя сам этот предмет мы никогда и не видели. Так, например, все мы верим в то, что существует такой феномен как мысль. Верим, что все явление в этой жизни связанны и их можно изучать, систематизировать и описывать. В мире библейских понятий вера — это не столько признание факта существования Бога, с этим никто и не спорил. Вера — в первую очередь верность Богу, которая выражается в конкретных действиях. Так, например, Авраам доверился Творцу и на склоне лет переселился из города Ур, в котором ему была гарантирована безопасная и комфортная старость, в неизвестную Палестину, в которой долгое время был вынужден жить как пришелец, странник, да еще и бездетный, что причиняло ему массу неудобств. Раав-блудница, доверилась Богу и совершила поступок, который мог стоить ей жизни. Когда Израиль вторгся в Палестину, она спасла еврейских разведчиков, которых разыскивала стража города Иерихон за то, что они пришли разузнать его уязвимые для атаки места. За эту веру-верность, которую они подтвердили конкретными делами, Авраам и Раав стали считаться друзьями Бога. Они рискнули собственной жизнью ради того, кого лично не видели. И напротив, бесы прекрасно знают о существовании Бога, они трепещут перед ним, но сказать о том, что они верующие, конечно, нельзя. Их вера мертвая. Она не подтверждается делами. Потому Господь ждет от каждого из нас конкретных действий, в соответствии с теми заповедями, о Которых Он сообщил нам в Своем Евангелии. Мы должны не просто верить в то, что Он есть, но и быть верными Ему.
Есть еще один важная закономерность, когда мы говорим соотношении веры и дел. Когда мы, допуская мысль о том, что Бог есть, начинаем ради Него жить по Евангелию, наша вера растет. Пропорционально нашим усилиям образ Бога все ярче и четче проступает в нашем сердце. В нем поселяется ощущение Его постоянного присутствия в нашей жизни, так что однажды наступает такой момент, когда речь идет уже не о вере, а о личном знании. Оно подобно тому, как мы знаем других людей. У святых это личное знание достигает наивысшего уровня. Окружающий мир становится для них отражением Бога, в каждом его проявлении они видят присутствие Творца. К подобным отношениям призваны и мы. Все что требуется от нас — постараться предпринять конкретные усилия, чтобы хоть как-то подтвердить свою веру делами.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди