Часто говорят о том, что люди, которые приветствовали Господа при Его входе Иерусалим, вскоре кричали «распни Его». Почему? Разве они не жаждали спасения? Разве Христос не Спаситель? Да, но спасение, которого они искали — и которого склонны искать мы — совершенно не то, которое предлагает Христос. Мы хотим быть спасенными от чего-то вне нас — от обстоятельств, болезней, бедности, от других людей. Но Христос приносит спасение от греха.
Это кажется непонятным. Есть то, на что люди жалуются — на болезни, на бедность, на несправедливость окружающих; то, что как для них очевидно, делает их несчастными. Если бы у них было побольше денег... или более понимающие домашние... или менее придирчивое начальство... Тот, кто решил бы все эти проблемы, или хотя бы пообещал их решить, вызвал бы горячую любовь и веру — как это, увы, и бывает с разными обманщиками, сулящими золотые горы. Но было бы это спасением?
В Палестине первого века люди жили впроголодь под властью весьма суровых и жестоких правителей. Они сочли бы наш уровень свободы и достатка раем — гораздо большим, чем все, о чем они мечтали. Как, впрочем, для жителей многих стран сейчас наша жизнь — недосягаемая мечта. Сделало ли это всех нас счастливыми? Не особенно. Уровень алкоголизма и самоубийств у нас гораздо выше, чем в самых бедных странах мира.
Главный источник человеческих несчастий — не в политике или экономике; он вообще не снаружи. Он внутри, в сердце самого человека. Люди обращаются к Богу и требуют, чтобы он решил их проблемы с обстоятельствами или другими людьми — но это только симптомы; настоящая проблема у человека с его собственным сердцем.
Представьте себе, что некие враги, захватив человека в плен, насильно вводят ему яд, медленно, но верно разрушающий все его органы, помутняющий его рассудок, лишающий его достоинства и свободы, уродующий его даже внешне. Они постепенно увеличивают дозу яда, пока несчастный не умирает после долгих мучений. Не сочтем ли мы это крайней жестокостью?
Но ведь это именно то, что наркоман (или пьяница) делает сам с собой. Конечно, при этом он может терпеть всякие обиды от полиции, от своих товарищей по несчастью, от кого угодно еще — но его главная беда внутри. Он сам себя убивает и нуждается в спасении от самого себя.
На его примере это легко видеть; но любой грех действует также - даже грехи людей, которые внешне выглядят вполне благополучными. Грех уродует и разрушает человека, его отношения с Богом, отношения с ближними, он всегда оборачивается временным и вечным несчастьем. Мы часто отказываемся это видеть (и это один из симптомов греха) — но это так. Мы сами свои злейшие губители, и Христос приходит, чтобы спасти нас от себя самих.
Покаяние — это признание того, что и я грешник, виновный и развращенный, и я нуждаюсь в прощении и исцелении. Тогда Бог сможет дать мне нечто гораздо более ценное, чем все, о чем я мечтал — жизнь вечную и блаженную.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема