Часто говорят о том, что люди, которые приветствовали Господа при Его входе Иерусалим, вскоре кричали «распни Его». Почему? Разве они не жаждали спасения? Разве Христос не Спаситель? Да, но спасение, которого они искали — и которого склонны искать мы — совершенно не то, которое предлагает Христос. Мы хотим быть спасенными от чего-то вне нас — от обстоятельств, болезней, бедности, от других людей. Но Христос приносит спасение от греха.
Это кажется непонятным. Есть то, на что люди жалуются — на болезни, на бедность, на несправедливость окружающих; то, что как для них очевидно, делает их несчастными. Если бы у них было побольше денег... или более понимающие домашние... или менее придирчивое начальство... Тот, кто решил бы все эти проблемы, или хотя бы пообещал их решить, вызвал бы горячую любовь и веру — как это, увы, и бывает с разными обманщиками, сулящими золотые горы. Но было бы это спасением?
В Палестине первого века люди жили впроголодь под властью весьма суровых и жестоких правителей. Они сочли бы наш уровень свободы и достатка раем — гораздо большим, чем все, о чем они мечтали. Как, впрочем, для жителей многих стран сейчас наша жизнь — недосягаемая мечта. Сделало ли это всех нас счастливыми? Не особенно. Уровень алкоголизма и самоубийств у нас гораздо выше, чем в самых бедных странах мира.
Главный источник человеческих несчастий — не в политике или экономике; он вообще не снаружи. Он внутри, в сердце самого человека. Люди обращаются к Богу и требуют, чтобы он решил их проблемы с обстоятельствами или другими людьми — но это только симптомы; настоящая проблема у человека с его собственным сердцем.
Представьте себе, что некие враги, захватив человека в плен, насильно вводят ему яд, медленно, но верно разрушающий все его органы, помутняющий его рассудок, лишающий его достоинства и свободы, уродующий его даже внешне. Они постепенно увеличивают дозу яда, пока несчастный не умирает после долгих мучений. Не сочтем ли мы это крайней жестокостью?
Но ведь это именно то, что наркоман (или пьяница) делает сам с собой. Конечно, при этом он может терпеть всякие обиды от полиции, от своих товарищей по несчастью, от кого угодно еще — но его главная беда внутри. Он сам себя убивает и нуждается в спасении от самого себя.
На его примере это легко видеть; но любой грех действует также - даже грехи людей, которые внешне выглядят вполне благополучными. Грех уродует и разрушает человека, его отношения с Богом, отношения с ближними, он всегда оборачивается временным и вечным несчастьем. Мы часто отказываемся это видеть (и это один из симптомов греха) — но это так. Мы сами свои злейшие губители, и Христос приходит, чтобы спасти нас от себя самих.
Покаяние — это признание того, что и я грешник, виновный и развращенный, и я нуждаюсь в прощении и исцелении. Тогда Бог сможет дать мне нечто гораздо более ценное, чем все, о чем я мечтал — жизнь вечную и блаженную.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема