В 1187 году скончался Ярослав Осмомысл Галицкий. Смерть его имела весьма важные следствия. Княжество Галицкое, приведенное долголетним и мудрым правлением Ярослава в блестящее состояние, занимало самую западную окраину Русской Земли, простираясь большею своею частью вдоль течений рек Днестра, Серета и Прута.
Этот богатый и благословенный по природе край непосредственно граничил одной своей стороной с Венгрией, а другой — с Польшей, и в нем, в значительной степени, отражалось влияние тех порядков, которые были в этих двух государствах. Порядки же в Польше и Венгрии были совершенно одинаковы с порядками, имевшими место в те времена во всех других западных государствах Европы, где власть королей была значительно ограничена высшим рыцарским сословием.
Также и в Галиче — наряду с князем было весьма сильное и своевольное боярство, которое иногда заставляло даже такого выдающегося человека как Ярослав — подчиняться своей воле. Это сказалось и на его семейных делах.
Он плохо жил со своей женой Ольгой, дочерью Юрия Долгорукого, от которой имел сына и дочь. Отослав Ольгу Юрьевну от себя, Ярослав женился на какой-то Настасье, от которой имел сына Олега.
Но этот брак не понравился боярам. Тогда они сожгли несчастную Настасью на костре и заставили Ярослава вернуть к себе Ольгу Юрьевну.
Не любя ее и зная, что его сын от нее — Владимир, человек праздный и легкомысленный, неспособен к правлению, Ярослав Осмомысл, чувствуя приближение смерти, собрал всех своих бояр и в присутствии духовенства заставил их присягнуть своему младшему сыну — Олегу Настасьичу, которому приказал свой Галицкий стол. Владимиру же завещал только город Перемышль. После этого, он покаялся в своих грехах, роздал нищим огромные богатства и скончался, искренно оплакиваемый народом, как мудрый, славный, богобоязненный и честный князь.
Но, разумеется, бояре после смерти Ярослава и не думали исполнить его волю, а тотчас же изгнали Олега Настасьича и посадили на его место Владимира. Этот последний, очутившись Галицким князем, дал полную волю своим порочным и буйным наклонностям. Он бросил свою жену и женился на какой-то попадье, от которой прижил двух детей.
На радио «Вера» вы слушаете книгу Александра Дмитриевича НечволОдова «Сказания о Русской земле».
Скоро Галицкие бояре убедились, что покойный Осмомысл был прав, и с Владимиром им будет жить трудно, тем более, что он отличался большим самовластием.
В это время в соседней с Галичем Земле, — на Владимир-Волынском столе, сидел замечательный князь. Это был Роман Мстиславович. Свое детство Роман провел при дворе Польского князя Казимира. Он получил самое широкое образование и рано познакомился со всеми сложными порядками и отношениями, царившими как в Русской Земле, так и в Польше и в Венгрии.
Будучи женатым на дочери Рюрика Ростиславовича, Роман имел от нее дочь, которую выдал за сына легкомысленного Владимира, вокняжившегося в Галиче.
Видя, что против Владимира в Галиче растет неудовольствие, предприимчивый Роман решил воспользоваться обстоятельствами. Для этого он вошел в соглашение с частью влиятельных Галицких бояр и стал их подговаривать помочь ему сесть на место Владимира. Не надеясь на удачу открытого общего восстания против своего князя, ловкие друзья Романа придумали другое средство освободиться от Владимира. «Князь! мы на тебя не встали», — послали они сказать ему, — «но не хотим кланяться попадье, хотим ее убить; а ты где хочешь, там и возьми жену».
Говоря это, они рассчитывали, что Владимир скорей уйдет из Галича, чем расстанется с женой, и не ошиблись. Опасаясь, чтобы любимую им женщину не постигла участь сожженной Настасьи, Владимир, собрав много золота, ушел со своей попадьей и дружиной в Венгрию. Роман же вошел в Галич.
Между тем, Владимир, прибыв в Венгрию, обратился за помощью к королю Беле Третьему, и тот скоро подошел со своими полками к Галичу. Тогда Роман, не имея средств ему сопротивляться, должен был уйти назад к себе на Волынь. Но, к удивлению Владимира, король Бела после этого не вернул ему Галицкого стола, а нашел самым выгодным отдать эти города своему сыну Андрею. Владимир же был приведен назад в Венгрию, где у него было отобрано все имение, а сам он посажен в башню.
Вместе с тем, чтобы упрочить положение своего сына Андрея в Галиче, Бела оставил ему значительный отряд войск, уведя с собой заложниками сыновей и братьев лучших бояр.
Галичане были, разумеется, недовольны, что ими завладел чужеземный князь.
Скоро все стали вспоминать о полоненном Владимире, и вот, в 1190 году, пронесся слух, что он спасся из неволи. Это оказалось правдой.
Изрезав на куски полотно шатра, который был поставлен наверху его башни, Владимир благополучно спустился с нее и при посредстве двух подкупленных сторожей бежал в Германию, к императору Фридриху Барбароссе. Последний обещал ему свою помощь за две тысячи гривен серебра ежегодно, и отправил приказание Польскому князю Казимиру, бывшему у Германского императора в зависимости, помочь Владимиру. Казимир послушался, дал ему войска, и скоро Галичане изгнали Венгров и с радостью вышли навстречу своему «дедичу», которого провозгласили князем.
Севши в Галиче, чтобы обеспечить свое положение от дальнейших притязаний на него как иноземцев, так и Южно-Русских князей, Владимир тотчас же отдался под сильную руку своего дяди Всеволода Юрьевича Суздальского. Снисходя на эту просьбу, Всеволод Юрьевич отправил послов ко всем Русским князьям и в Польшу и взял от них присягу не искать Галича под племянником.
После этого Владимир мог спокойно сидеть до самой смерти на своем столе.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер