
Безусловно, важно, как человек жил. Но, мне кажется, еще более важно, как он умирает. С молитвой или проклятьем на устах, в покаянии или в гневе, в отчаянии или в предвкушении радости от встречи с Богом?
Однажды моя мама сказала: «когда жизнь перевалит за половину, хоронить придется чаще»... И вот, когда моя жизнь перевалила за отметку сорок лет, увы, да, тех, кто уходил, даже у меня на руках стало больше. Имена в списке «об упокоении» прибавляются. Только уходят люди по — разному.
Моя бабушка Клавдия Николаевна всегда была верующим человеком. Помню ее, неизменное, часто звучащее в далекую советскую бытность выражение: «Кто бы и что не говорил, Бог есть!»
Крестили меня тайно, в 80-м году, за что опять же, спасибо бабушке! И в школе, громко скажу, «я пострадала за веру». Когда вместо пионерского галстука директор увидела у меня на шее крестик, отчитала перед всем классом. А бабушка Клава сказала: «Ничего страшного, не обращай внимания, Бог есть и все видит!»
С этим ощущением, что Бог есть я и росла. Воцерковилась уже позже. Но и до этого по жизни руководствовалась бабушкиными наставлениями: «все нужно делать с любовью», «нельзя жить во зле, бойся злобы».
Бабушка Клава прожила долгую жизнь. С любовью ухаживала до последнего дня за своей мамой, ушедшей в 93 года. Хранила верность и беззаветно любила своего мужа, дедушку, вернувшегося с войны с тяжелой контузией, и долгие годы потом лежащего в госпиталях. Считай, в одиночку воспитывала моего папу. Для меня он — образец порядочности, ответственности и доброты.
Бабуля была духовным оплотом семьи. Дети, внуки приходили к ней за советом и всегда обретали в душе мир и покой, который она незримо несла в себе. Тихо, смиренно.
Когда я спрашивала, как она себя чувствует, бабушка отвечала: «Согласно возрасту, слава Богу за все!» Она благодарила Создателя за каждый прожитый день. Рядом с ее кроватью на столике был ветхий, затертый молитвослов. Новый не хотела, привыкла перелистывать старенькие, привычные странички и говорила: «Пока вас всех, детей и внуков по головам не пересчитаю, за каждого не помолюсь, спать не лягу»
Еще она просила Бога «дойти до финиша на своих ногах», не слечь, чтобы не обременять собой близких.
В том мае ей исполнилось 93. Как всегда, собралась большая семья, дети, внуки, правнуки. Был особенно красивый стол со множеством разных блюд. Наверное, это было нужно больше нам, нежели ей. Просто мы понимали, что каждый день рождения в этом возрасте может стать последним. Бабушка Клава была счастлива, снова признавалась, как любит всех нас. Повторяла, что Любовь — это главное в жизни.
День ото дня ее голосок в телефоне слабел. Когда мы приезжали, ей уже трудно было общаться. И однажды бабуля сказала: «Мне тяжело в немощи.. я устала».
Это была первая жалоба, которую я услышала за всю ее жизнь. Это даже была не жалоба. Сейчас я понимаю, что возможно этим она хотела сказать, что мы скоро попрощаемся...
Тихая, кроткая, любящая, смиренная. Она ушла через месяц после тех слов. Господь ее услышал. Бабушка Клава дошла на своих ногах до финиша. И она победила. Клавдия Николаевна достойно прошла свой путь, и умерла во сне. Тихо, чтобы не побеспокоить.
Благодарю, Господи, что услышал ее, спасибо, что избавил от страданий. Я верю в то, что она в Царствии Небесном, и также молится за нас, пересчитывая по головам. А я теперь понимаю, что такое «Христианской кончины у Господа просим».
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер