Безусловно, важно, как человек жил. Но, мне кажется, еще более важно, как он умирает. С молитвой или проклятьем на устах, в покаянии или в гневе, в отчаянии или в предвкушении радости от встречи с Богом?
Однажды моя мама сказала: «когда жизнь перевалит за половину, хоронить придется чаще»... И вот, когда моя жизнь перевалила за отметку сорок лет, увы, да, тех, кто уходил, даже у меня на руках стало больше. Имена в списке «об упокоении» прибавляются. Только уходят люди по — разному.
Моя бабушка Клавдия Николаевна всегда была верующим человеком. Помню ее, неизменное, часто звучащее в далекую советскую бытность выражение: «Кто бы и что не говорил, Бог есть!»
Крестили меня тайно, в 80-м году, за что опять же, спасибо бабушке! И в школе, громко скажу, «я пострадала за веру». Когда вместо пионерского галстука директор увидела у меня на шее крестик, отчитала перед всем классом. А бабушка Клава сказала: «Ничего страшного, не обращай внимания, Бог есть и все видит!»
С этим ощущением, что Бог есть я и росла. Воцерковилась уже позже. Но и до этого по жизни руководствовалась бабушкиными наставлениями: «все нужно делать с любовью», «нельзя жить во зле, бойся злобы».
Бабушка Клава прожила долгую жизнь. С любовью ухаживала до последнего дня за своей мамой, ушедшей в 93 года. Хранила верность и беззаветно любила своего мужа, дедушку, вернувшегося с войны с тяжелой контузией, и долгие годы потом лежащего в госпиталях. Считай, в одиночку воспитывала моего папу. Для меня он — образец порядочности, ответственности и доброты.
Бабуля была духовным оплотом семьи. Дети, внуки приходили к ней за советом и всегда обретали в душе мир и покой, который она незримо несла в себе. Тихо, смиренно.
Когда я спрашивала, как она себя чувствует, бабушка отвечала: «Согласно возрасту, слава Богу за все!» Она благодарила Создателя за каждый прожитый день. Рядом с ее кроватью на столике был ветхий, затертый молитвослов. Новый не хотела, привыкла перелистывать старенькие, привычные странички и говорила: «Пока вас всех, детей и внуков по головам не пересчитаю, за каждого не помолюсь, спать не лягу»
Еще она просила Бога «дойти до финиша на своих ногах», не слечь, чтобы не обременять собой близких.
В том мае ей исполнилось 93. Как всегда, собралась большая семья, дети, внуки, правнуки. Был особенно красивый стол со множеством разных блюд. Наверное, это было нужно больше нам, нежели ей. Просто мы понимали, что каждый день рождения в этом возрасте может стать последним. Бабушка Клава была счастлива, снова признавалась, как любит всех нас. Повторяла, что Любовь — это главное в жизни.
День ото дня ее голосок в телефоне слабел. Когда мы приезжали, ей уже трудно было общаться. И однажды бабуля сказала: «Мне тяжело в немощи.. я устала».
Это была первая жалоба, которую я услышала за всю ее жизнь. Это даже была не жалоба. Сейчас я понимаю, что возможно этим она хотела сказать, что мы скоро попрощаемся...
Тихая, кроткая, любящая, смиренная. Она ушла через месяц после тех слов. Господь ее услышал. Бабушка Клава дошла на своих ногах до финиша. И она победила. Клавдия Николаевна достойно прошла свой путь, и умерла во сне. Тихо, чтобы не побеспокоить.
Благодарю, Господи, что услышал ее, спасибо, что избавил от страданий. Я верю в то, что она в Царствии Небесном, и также молится за нас, пересчитывая по головам. А я теперь понимаю, что такое «Христианской кончины у Господа просим».
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.