
«Слепой музыкант», студия: Мосфильм, режиссёр: Татьяна Лукашевич
— Послушай, о чём ты плачешь? Жалеешь, что напугал меня?
— Я не хотел тебя напугать, не сердись.
— Я давно не сержусь. А всё-таки ты очень странный.
— Я не странный, нет. Я... я слепой.
Маленький Пётр — Петрик, как зовут его родные — слеп от рождения. Он — единственный сын в семье богатых дворян. Мать пытается оградить мальчика от внешнего мира, считая, что из-за своего недуга он не может вести обычную жизнь и нуждается в постоянной опеке. Противоположного мнения придерживается дядя Петрика — Максим. В прошлом — суровый вояка — он выступает за то, чтобы ребёнку дали возможность самостоятельно изучать всё, что его окружает. Благодаря дяде Петрик научился читать и писать по специальной методике для слепых, самостоятельно ездить верхом и полюбил прогулки у реки. Там он однажды и встретился с Эвелиной — дочерью хозяев соседнего имения. Дети подружились и с тех пор почти не разлучались. Так начинается фильм «Слепой музыкант».
Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Режиссёр Татьяна Лукашевич сняла картину в 1960 году. В ней, как и почти во всех своих киноработах, она решила поговорить со зрителями и нравственном и духовном взрослении человека, первых уроках жизни, о главных смыслах человеческого бытия. Богатый материал на эту тему Татьяна Лукашевич нашла у русского писателя Владимира Короленко. Фильм «Слепой музыкант» стал экранизацией его известной одноимённой повести.
Для Петра, главного героя этой истории, мир состоит из одних только звуков и осязаний. Однажды вечером он слышит, как играет на дудочке пастух. Так в его жизнь входит музыка. С помощью матери он учится игре на фортепиано и достигает в этом искусстве блестящих результатов. И по-прежнему каждый день рядом с молодым человеком — Эвелина, та самая девочка, с которой он когда-то познакомился на берегу реки. Время летит незаметно. Дети повзрослели. Дружба между молодыми людьми переросла в нечто большее. Любовь Эвелины к Петру — не просто пылкое юношеское чувство. Оно наполнено глубоким состраданием и готовностью разделить с Петром всю его жизнь. Пётр тоже всем сердцем любит девушку. Но постепенно в нём возрастает ропот на жизнь: ведь он слеп и не может видеть ту, которую сильно любит... Юноша замыкается в своих переживаниях. Перестаёт радоваться жизни. И, в конце концов, отдаляется от любимой. Дядя Петра, Максим, наблюдая за переменами в племяннике, в одном из эпизодов картины вызывает его на откровенный разговор.
— Ты погружён только в себя. Тебя не интересует, что творится кругом. Судьба твоих близких. Судьба людей, окружающих тебя.
— Я не могу думать о других! Моя жизнь заполнена одной слепотой. Вам меня не понять.
— Не стану спорить. Но скажу только одно. Твоё горе слишком эгоистично. Ты, может быть, стал бы лучше, если бы тебе хуже жилось, и ты мог бы разделить с народом его страдания.
Пётр прислушивается к словам дяди. И однажды ночью уходит из дома вместе со странствующими слепцами-бандуристами, которые направляются на богомолье в Почаевский монастырь на Украине. Что ждёт героя на этом пути? Чему он научится, увидев жизнь со стороны, прежде ему совсем незнакомой? Об этом мы узнаем, посмотрев глубокий, драматичный фильм Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант». Главную роль в картине исполнил молодой Василий Ливанов. Это была одна из первых его киноработ. Интересно, что партнёром актёра по съёмочной площадке стал его отец. Борис Ливанов сыграл Максима, дядю главного героя. Ливанов-младший в одном из интервью признавался, что отец помогал ему справиться с непростой ролью. Именно он посоветовал Василию перед съёмками пообщаться с людьми из Общества слепых и научиться у них умению слушать окружающий мир. Примечательно, что премьера фильма состоялась именно перед незрячей аудиторией. Публика не смотрела, а слушала картину, улавливая малейшие нюансы. После показа Татьяну Лукашевич спросили, где она нашла слепого актёра на главную роль. Режиссёр призналась, что актёр на самом деле не слеп. Люди были искренне удивлены. «Мы знаем, как говорят незрячие. Он говорил именно так», — крикнул кто-то из зала. По одной лишь этой реплике можно судить, насколько глубоко удалось воплотить своего персонажа Василию Ливанову.
Я не раз видел картину «Слепой музыкант» в детстве и юности. И с каждым просмотром всё яснее понимал её главный смысл. Фильм о том, что, зацикливаясь на собственных проблемах, мы часто теряем способность видеть нужды других людей. Не замечаем тех, кто каждый день рядом, и с радостью помогает нести наш крест. Одним словом, этот фильм о духовной слепоте и духовном прозрении я искренне рекомендую к просмотру.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр