
«Слепой музыкант», студия: Мосфильм, режиссёр: Татьяна Лукашевич
— Послушай, о чём ты плачешь? Жалеешь, что напугал меня?
— Я не хотел тебя напугать, не сердись.
— Я давно не сержусь. А всё-таки ты очень странный.
— Я не странный, нет. Я... я слепой.
Маленький Пётр — Петрик, как зовут его родные — слеп от рождения. Он — единственный сын в семье богатых дворян. Мать пытается оградить мальчика от внешнего мира, считая, что из-за своего недуга он не может вести обычную жизнь и нуждается в постоянной опеке. Противоположного мнения придерживается дядя Петрика — Максим. В прошлом — суровый вояка — он выступает за то, чтобы ребёнку дали возможность самостоятельно изучать всё, что его окружает. Благодаря дяде Петрик научился читать и писать по специальной методике для слепых, самостоятельно ездить верхом и полюбил прогулки у реки. Там он однажды и встретился с Эвелиной — дочерью хозяев соседнего имения. Дети подружились и с тех пор почти не разлучались. Так начинается фильм «Слепой музыкант».
Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Режиссёр Татьяна Лукашевич сняла картину в 1960 году. В ней, как и почти во всех своих киноработах, она решила поговорить со зрителями и нравственном и духовном взрослении человека, первых уроках жизни, о главных смыслах человеческого бытия. Богатый материал на эту тему Татьяна Лукашевич нашла у русского писателя Владимира Короленко. Фильм «Слепой музыкант» стал экранизацией его известной одноимённой повести.
Для Петра, главного героя этой истории, мир состоит из одних только звуков и осязаний. Однажды вечером он слышит, как играет на дудочке пастух. Так в его жизнь входит музыка. С помощью матери он учится игре на фортепиано и достигает в этом искусстве блестящих результатов. И по-прежнему каждый день рядом с молодым человеком — Эвелина, та самая девочка, с которой он когда-то познакомился на берегу реки. Время летит незаметно. Дети повзрослели. Дружба между молодыми людьми переросла в нечто большее. Любовь Эвелины к Петру — не просто пылкое юношеское чувство. Оно наполнено глубоким состраданием и готовностью разделить с Петром всю его жизнь. Пётр тоже всем сердцем любит девушку. Но постепенно в нём возрастает ропот на жизнь: ведь он слеп и не может видеть ту, которую сильно любит... Юноша замыкается в своих переживаниях. Перестаёт радоваться жизни. И, в конце концов, отдаляется от любимой. Дядя Петра, Максим, наблюдая за переменами в племяннике, в одном из эпизодов картины вызывает его на откровенный разговор.
— Ты погружён только в себя. Тебя не интересует, что творится кругом. Судьба твоих близких. Судьба людей, окружающих тебя.
— Я не могу думать о других! Моя жизнь заполнена одной слепотой. Вам меня не понять.
— Не стану спорить. Но скажу только одно. Твоё горе слишком эгоистично. Ты, может быть, стал бы лучше, если бы тебе хуже жилось, и ты мог бы разделить с народом его страдания.
Пётр прислушивается к словам дяди. И однажды ночью уходит из дома вместе со странствующими слепцами-бандуристами, которые направляются на богомолье в Почаевский монастырь на Украине. Что ждёт героя на этом пути? Чему он научится, увидев жизнь со стороны, прежде ему совсем незнакомой? Об этом мы узнаем, посмотрев глубокий, драматичный фильм Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант». Главную роль в картине исполнил молодой Василий Ливанов. Это была одна из первых его киноработ. Интересно, что партнёром актёра по съёмочной площадке стал его отец. Борис Ливанов сыграл Максима, дядю главного героя. Ливанов-младший в одном из интервью признавался, что отец помогал ему справиться с непростой ролью. Именно он посоветовал Василию перед съёмками пообщаться с людьми из Общества слепых и научиться у них умению слушать окружающий мир. Примечательно, что премьера фильма состоялась именно перед незрячей аудиторией. Публика не смотрела, а слушала картину, улавливая малейшие нюансы. После показа Татьяну Лукашевич спросили, где она нашла слепого актёра на главную роль. Режиссёр призналась, что актёр на самом деле не слеп. Люди были искренне удивлены. «Мы знаем, как говорят незрячие. Он говорил именно так», — крикнул кто-то из зала. По одной лишь этой реплике можно судить, насколько глубоко удалось воплотить своего персонажа Василию Ливанову.
Я не раз видел картину «Слепой музыкант» в детстве и юности. И с каждым просмотром всё яснее понимал её главный смысл. Фильм о том, что, зацикливаясь на собственных проблемах, мы часто теряем способность видеть нужды других людей. Не замечаем тех, кто каждый день рядом, и с радостью помогает нести наш крест. Одним словом, этот фильм о духовной слепоте и духовном прозрении я искренне рекомендую к просмотру.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема