
«Слепой музыкант», студия: Мосфильм, режиссёр: Татьяна Лукашевич
— Послушай, о чём ты плачешь? Жалеешь, что напугал меня?
— Я не хотел тебя напугать, не сердись.
— Я давно не сержусь. А всё-таки ты очень странный.
— Я не странный, нет. Я... я слепой.
Маленький Пётр — Петрик, как зовут его родные — слеп от рождения. Он — единственный сын в семье богатых дворян. Мать пытается оградить мальчика от внешнего мира, считая, что из-за своего недуга он не может вести обычную жизнь и нуждается в постоянной опеке. Противоположного мнения придерживается дядя Петрика — Максим. В прошлом — суровый вояка — он выступает за то, чтобы ребёнку дали возможность самостоятельно изучать всё, что его окружает. Благодаря дяде Петрик научился читать и писать по специальной методике для слепых, самостоятельно ездить верхом и полюбил прогулки у реки. Там он однажды и встретился с Эвелиной — дочерью хозяев соседнего имения. Дети подружились и с тех пор почти не разлучались. Так начинается фильм «Слепой музыкант».
Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы. Режиссёр Татьяна Лукашевич сняла картину в 1960 году. В ней, как и почти во всех своих киноработах, она решила поговорить со зрителями и нравственном и духовном взрослении человека, первых уроках жизни, о главных смыслах человеческого бытия. Богатый материал на эту тему Татьяна Лукашевич нашла у русского писателя Владимира Короленко. Фильм «Слепой музыкант» стал экранизацией его известной одноимённой повести.
Для Петра, главного героя этой истории, мир состоит из одних только звуков и осязаний. Однажды вечером он слышит, как играет на дудочке пастух. Так в его жизнь входит музыка. С помощью матери он учится игре на фортепиано и достигает в этом искусстве блестящих результатов. И по-прежнему каждый день рядом с молодым человеком — Эвелина, та самая девочка, с которой он когда-то познакомился на берегу реки. Время летит незаметно. Дети повзрослели. Дружба между молодыми людьми переросла в нечто большее. Любовь Эвелины к Петру — не просто пылкое юношеское чувство. Оно наполнено глубоким состраданием и готовностью разделить с Петром всю его жизнь. Пётр тоже всем сердцем любит девушку. Но постепенно в нём возрастает ропот на жизнь: ведь он слеп и не может видеть ту, которую сильно любит... Юноша замыкается в своих переживаниях. Перестаёт радоваться жизни. И, в конце концов, отдаляется от любимой. Дядя Петра, Максим, наблюдая за переменами в племяннике, в одном из эпизодов картины вызывает его на откровенный разговор.
— Ты погружён только в себя. Тебя не интересует, что творится кругом. Судьба твоих близких. Судьба людей, окружающих тебя.
— Я не могу думать о других! Моя жизнь заполнена одной слепотой. Вам меня не понять.
— Не стану спорить. Но скажу только одно. Твоё горе слишком эгоистично. Ты, может быть, стал бы лучше, если бы тебе хуже жилось, и ты мог бы разделить с народом его страдания.
Пётр прислушивается к словам дяди. И однажды ночью уходит из дома вместе со странствующими слепцами-бандуристами, которые направляются на богомолье в Почаевский монастырь на Украине. Что ждёт героя на этом пути? Чему он научится, увидев жизнь со стороны, прежде ему совсем незнакомой? Об этом мы узнаем, посмотрев глубокий, драматичный фильм Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант». Главную роль в картине исполнил молодой Василий Ливанов. Это была одна из первых его киноработ. Интересно, что партнёром актёра по съёмочной площадке стал его отец. Борис Ливанов сыграл Максима, дядю главного героя. Ливанов-младший в одном из интервью признавался, что отец помогал ему справиться с непростой ролью. Именно он посоветовал Василию перед съёмками пообщаться с людьми из Общества слепых и научиться у них умению слушать окружающий мир. Примечательно, что премьера фильма состоялась именно перед незрячей аудиторией. Публика не смотрела, а слушала картину, улавливая малейшие нюансы. После показа Татьяну Лукашевич спросили, где она нашла слепого актёра на главную роль. Режиссёр призналась, что актёр на самом деле не слеп. Люди были искренне удивлены. «Мы знаем, как говорят незрячие. Он говорил именно так», — крикнул кто-то из зала. По одной лишь этой реплике можно судить, насколько глубоко удалось воплотить своего персонажа Василию Ливанову.
Я не раз видел картину «Слепой музыкант» в детстве и юности. И с каждым просмотром всё яснее понимал её главный смысл. Фильм о том, что, зацикливаясь на собственных проблемах, мы часто теряем способность видеть нужды других людей. Не замечаем тех, кто каждый день рядом, и с радостью помогает нести наш крест. Одним словом, этот фильм о духовной слепоте и духовном прозрении я искренне рекомендую к просмотру.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема