![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/09/pravoslavnyj-hor-1-1024x512.jpg)
Во время богослужения в Православной Церкви звучат не только песнопения, составленные людьми, но и молитвы, что даны были людям свыше — Самим Богом или Его посланниками, ангелами. Случалось и такое, что Церковь в рамках одного песнопения объединяла ангельскую молитву и молитву, составленную кем-то из христианских авторов. Пример подобного соработничества — «Слава в вышних Богу» — песнопение, исполняемое в ходе вечернего богослужения. Об обстоятельствах появления молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.
Первая часть песнопения «Слава в вышних Богу» возникла благодаря святым ангелам. Когда Иисус Христос родился в Вифлееме, первыми о Его рождении узнали вифлеемские пастухи. В эту ночь они пасли свои стада в поле недалеко от пещеры, где появился на свет Спаситель. Вдруг перед ними предстал ангел Божий. Он возвестил пастухам о рождении Мессии. Затем явилось множество других ангелов. Они славили Бога и радостно пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Словом «вышние» именуется особое духовное небо, где живёт Бог и святые ангелы. То есть фраза «Слава в вышних Богу» обозначает, что на небе Богу постоянно воздаётся хвала и слава неисчислимым количеством ангелов. Слова «и на земли мир» говорят, что с пришествием Спасителя на земле воцарился мир между Богом и людьми. Царствие Божие для людей стало открытым, с людьми пребывает благоволение Божие. По окончании пения «Слава в вышних Богу» хор дважды поёт слова «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Они взяты из 50-го псалма царя и пророка Давида. 50-й псалом имеет покаянный характер — Давид написал его после того, как очень согрешил перед Богом. Поэтому слова «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» значат следующее: «Уста мои теперь заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать и прославлять милости Твои, Господи».
Ангельское молитвословие «Слава в вышних Бог» с прибавлением строк из 50-го псалма звучит на каждом вечернем богослужении и предваряет собой чтение шестопсалмия — шести особых псалмов, в которых Церковью восхваляется величие Бога и одновременно признаётся несовершенство человеческих поступков. Если богослужение праздничное, то «Слава в вышних Богу» поётся, а не читается. Песнопение «Слава в вышних Богу» призывает людей прославлять Господа и каяться о своих грехах. Давайте послушаем это песнопение в исполнении хора Свято-Елизаветинского монастыря города Минска.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема