
В Скорбященском храме села Середа, что в Нерехтском уезде Костромской губернии, было тепло, светло и радостно. На Богослужение в честь Престольного праздника собрались, кажется, все жители села и работники находившейся поблизости ткацкой фабрики. По крайней мере, в храме буквально яблоку негде было упасть.
Храм во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость построил в Середе Иван Иванович Скворцов — владелец нескольких крупных текстильных предприятий, человек, заботившийся не только о приумножении капиталов, но и о духовном благе. Открыв в Середе фабрику, Скворцов был весьма смущен тем фактом, что до ближайшей церкви отсюда было четыре с лишним версты. Добираться туда на Богослужения рабочим будет нелегко, — рассудил Скворцов и в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году решил построить при фабрике свой храм.
Так через год в ткацком посёлке появилась Скорбященская церковь, а рядом с ней — просторный благоустроенный дом для священника, которого Иван Иванович обеспечил постоянным жалованьем. Храм мог вместить больше двухсот человек, был богато украшен и издалека виден всем, кто подъезжал к селу. На постройку церкви Иван Иванович потратил шестьдесят пять тысяч рублей, и все дальнейшие расходу по содержанию храма и прихода полностью взял на себя.
В тот ненастный осенний день на Престольном празднике в храме вместе рабочими молилась и Матрёна Ивановна Скворцова — дочь Ивана Ивановича, унаследовавшая после смерти отца его фабрики. Глядя на тесноту, и понимая, что казавшаяся когда-то большой, церковь уже не в состоянии вместить всех рабочих разросшейся за несколько лет фабрики, Матрёна Ивановна твёрдо решила: храм нужно расширять.
Пятого июня тысяча восемьсот девяносто седьмого года начались работы по перестройке церкви. Матрёна Ивановна вместе со своим супругом Петром Александровичем задумала возвести на месте скромного храма большой собор. Восемь лет трудились архитекторы, инженеры и рабочие; Скворцовы не жалели средств на самые лучшие материалы. В тысяча девятьсот четвёртом году с храма были сняты строительные леса.
Скорбященский собор стал настоящим духовным и культурным центром не только для рабочих Скворцовских фабрик, но и для жителей окрестных сёл и деревень. При нём была открыта библиотека, насчитывающая более трёх с половиной тысячи томов. По выходным в зале библиотеки проводились чтения с показом слайдов, которые пользовались огромной популярностью. Проектор для этих целей Сворцовы специально заказали за границей.
Несколькими годами ранее Матрёна Ивановна, исполняя завещание отца, построила при фабрике в Середе больницу для рабочих. В прекрасно оснащённом медицинском учреждении с амбулаторией и стационаром, родильным и инфекционным отделениями бесплатно лечили не только фабричных работников, но и бедных крестьян. Кроме того, Скворцова открыла в селе школу, в которой могли обучаться грамоте как взрослые, так и дети. А чтобы досуг свой рабочие могли провести достойно, Матрёна Ивановна устроила театрально-концертный зал, куда по её приглашению приезжали известные артисты.
Скворцова заботилась не только о собственных фабриках. Известно, что она постоянно отправляла пожертвования в Московский университет, выделяла средства детским приютам Костромской губернии, способствовала открытию училища для детей рабочих и служащих. И даже внезапная болезнь, до конца жизни приковавшая Матрёну Ивановну к постели, не смогла помешать ей творить добро для ближних. Много лет прошло с тех пор, но главное свидетельство скворцовской щедрости и любви к Богу и людям живёт и по сей день — устремлённые ввысь купола Скорбященского собора, которые по-прежнему издалека видит каждый, кто подъезжает к селу Середа.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.