Сколько игрушек нужно ребенку? Когда дочери исполнилось четыре года, нам в очередной раз пришлось купить контейнеры, чтобы упорядочить накопленное детское добро. Игрушек накопилось столько, что они практически захватили детскую комнату. Усеяли пол мелкие детали конструктора, заняли стол и каждую свободную полку плюшевые медведи и фломастеры с бумажными самолетиками. Наверное, именно тогда и наступил момент, когда мы с мужем решили — достаточно! С тех пор игрушки ребенку мы покупаем только по большим праздникам. А в остальное время всячески реанимируем те, что есть. Придумываем новые игры и время от времени сортируем игрушки по коробкам. Они мигрируют из «актуальной» коробки в «устаревшую», как только дочь теряет к ним интерес.
Почему так происходит, почему мы покупаем больше, чем нужно? Производители игрушек обещают развивать наших детей, даже когда мы очень заняты и не готовы уделять им достаточно времени. А еще новый вертолет или пони — это радостные глаза ребенка, он смотрит с восхищением и так же восторженно — благодарит. Дети действительно радуются очередному грузовику или кукле и, действительно, какое-то время готовы с ними играть. Но в лучшем случае интерес к игрушке продержится неделю — две. А затем, утратив эффект новизны, она отправится на полку — к остальным.
Интерес к игрушке пропадает довольно быстро еще и потому, что современные игрушки в большинстве своем — узконаправленнные. Например, кукла-принцесса из мультфильма — это принцесса из мультфильма. Ребенку трудно представить ее врачом или стюардессой, и с участием такой куклы он раз за разом разыгрывает один и тот же сюжет. С другой стороны, когда у ребенка очень много игрушек, он уже не ценит каждую вещь в отдельности.
Игрушки хороши, когда они в дефиците! Поэтому вместо покупки новых советую вам провести инвентаризацию того, что уже есть. Какие-то игрушки перестали соответствовать возрасту вашего чада? Отложите их в отдельную корзину. А остальные рассортируйте по категориям — конструкторы, пазлы, машинки, мелкие игрушки. А потом подумайте вместе с ребенком, как по-новому можно их использовать? Какие у них есть общие черты? Может, пора открывать игрушечный зоопарк или парк развлечений?
Ну, а если вы, как и я, обнаружили переизбыток игрушек, разделите их на части, и выдавайте ребенку порциями. Велика вероятность, что через какое-то время он встретит знакомую, но забытую, игрушку также радостно, как новую.
А каждый раз, останавливаясь в магазине в детском отделе — спросите себя, есть ли дома похожая игрушка и будет ли эта новая интересна ребенку через месяц-два? И помните, что детям важны не сами игрушки, и точно не их количество, им важно время, проведенное вместе с родителями.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер