Москва - 100,9 FM

Сказания о Русской земле. «Детство Святослава, его первый поход»

* Поделиться

Пока княгиня Ольга готовила себя к восприятию Святого Крещения и, наконец, совершила для этого далекий путь в Царьград, вырастал и мужал Святослав...

На четвертом году оставшись без отца, Святослав был передан умной матерью из женских теремов на руки дядьки, а собственно на руки дружины. Тогда водилось, чтобы в это время ребенку делались с большим торжеством постриги, торжественное стрижение первых волос — этот обычай шел из далекой древности и заключался в том, что голову кругом стригли под гребенку, оставляя заветный чуб на лбу, с которым всю жизнь и ходил Святослав. Тут же ребенка сажали на коня и справляли веселым пиром общую радость всей дружины. Дружина и заезжие гости, которые созывались на торжество, получали при этом богатые подарки золотыми и серебряными сосудами, дорогими мехами, паволоками, одеждами и особенно конями. Это было дружинное посвящение ребенка в князья, в ратники. Вот почему маленький Святослав выехал на Древлян на коне: он был уже в постригах, в посвящении.

Конечно, при жизни отца он еще не скоро выбрался бы из-под опеки матери, но теперь он стал князем вполне. Он один был князем во всей Русской земле и потому должен был тотчас перейти на руки дружины, которая стала для него родным отцом, воспитателем и кормильцем.

Вот почему, как прямой сын дружины, Святослав и не перешел на сторону матери, когда она уговаривала его принять христианство, тем более, что все свое детство и молодость Святослав прожил не в Киеве, а в Новгороде, куда новгородцы выпросили его, так как не любили сидеть без князя, а известно, что именно в Новгороде, еще со времен Аскольдовых, была особенная ненависть к киевским христианам. Дружина Святослава была на диво подобрана: в ней были собраны богатыри и храбрецы со всей Русской земли, безразлично к какому бы славянскому племени они ни принадлежали. Это были настоящие сыны своей великой Родины и преданные слуги и друзья своего князя. Сам Святослав ничем не отличал себя от дружины и заодно с ней переносил все труды и лишения походной жизни. Он не возил за собой повозок с разным добром, чтобы утешаться на роздыхе сладкою пищей, хорошим питьем или мягкою постелью. Он не брал с собой даже котла и не варил мяса, а, тонко нарезав конину, зверину или говядину, жарил на углях, быть может, на копье или мече, и так и ел. Он не возил с собой шатра, чтобы укрыться во время отдыха, но, расстелив на земле подседельный войлок, под голову клал седло и отлично спал под открытым небом. Так же жила и вся его дружина. Вот почему, ведя многие войны, он со своей дружиною, стремительно и легко, как барс, переносился из страны в другую, и потому без боязни посылал врагам сказать: «Хочу на вас идти».

Возмужав и собрав много храбрых воинов, Святослав в 964 году направил первый свой поход на Волгу, где у хазар, буртАсов и камских болгар изменнически погибла русская рать, возвращавшаяся в 914 году из похода по Каспию. Теперь внуки шли, по языческому обычаю, мстить за смерть своих дедов.

Выйдя на лодках из Киева по Десне, Святослав волоком перетащил свои суда в реку Оку, чтобы следовать по ней к Волге. По Оке жило в это время славянское племя вятичей, еще не приведенное под руку Русского князя. «Кому дань даете?» — вопросил их Святослав. «Хазарам дань платим», — отвечали Вятичи. Святослав промолчал и поплыл дальше. Разумный князь понял, что не выгодно ему покорить вятичей и, тем возбудив их против себя, оставлять в своем тылу, когда впереди на Волге было много дела. Поход мог кончиться неудачей, а потому на обратном пути и выгоднее было встретить в вятичах друзей, а не врагов.

Этот первый поход Святослава продолжался более трех лет и был необыкновенно счастлив. После него, по словам арабских писателей, не осталось следа ни от камских болгар, ни от буртАсов, ни от хазар. Святослав уничтожил главный город камских болгар — БолгАры; разгромил хазарский СаркЕл, или Белую ВЕжу, на Дону, а затем, спустившись к югу, покорил воинственные племена Ясов и касОгов, жившие на северном Кавказе, в нынешней Кубанской области. Наконец, победоносный Святослав на обратном пути подчинил себе вятичей и возложил на них дань. Огромную добычу привезла с собой в Киев и его храбрая дружина из своего далекого и славного похода на восток.

С тех пор богатая Волга уже перестает быть хазарской, или камско-болгарской, а становиться чисто русской рекой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Азы православия
Азы православия
В церковной жизни - масса незнакомых слов и понятий, способных смутить человека, впервые входящего в храм. Основные традиции, обряды, понятия и, разумеется, главные основы православного вероучения - обо всем этом вы узнаете в наших программах из серии "Азы православия".
Радио ВЕРА из России на Кипре
Радио ВЕРА из России на Кипре
По благословению митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) в эфире радио Лимассольской митрополии начали выходить программы Радио ВЕРА. Популярные у российского слушателя программы переводятся на греческий язык и озвучиваются в студии Радио ВЕРА: «Православный календарь», «Евангелие день за днем», «Мудрость святой Руси», «ПроСтранствия», «Частное мнение» и другие.
Богослужебные песнопения
Богослужебные песнопения
Программа о богослужебной жизни Церкви раскрывает историю, смысл и богослужебный контекст песнопений, которые звучат в православном храме.
Тайны Библии
Тайны Библии
Христиане называют Библию Священным Писанием, подчеркивая тем самым вечное духовное значение Книги книг. А ученые считают Библию историческим документом, свидетельством эпохи и гидом в прошлое… Об археологических находках, научных фактах и описанных в Библии событиях рассказывает программа «Тайны Библии».

Также рекомендуем