
Анна Тумаркина
Лет десять назад проживала в нашем доме раба Божия Надежда, а точнее — Нади. Никто не называл ее полным именем, хоть было Наде далеко за восемьдесят. Маленькая, худенькая, в длинной юбке с воланами. Надя всегда носила одну и ту же прическу — две заплетенные косички, и была...совершенно слепая. Слепота, однако, не мешала ей почти каждое утро ходить в храм: маленькая пожилая женщина великолепно ориентировалась в пространстве на слух. Всегда безошибочно определяла, есть ли поблизости люди, время от времени просила помочь дойти до храма.
Я не раз помогала Наде, при этом она всегда знала, где именно находилась и сколько шагов до ближайшего забора или канавки. Случалось пару раз ловить Надю посреди проезжей части и переводить за руку на другую сторону. Никакого светофора на нашем перекрестке не было, а незрячая пожилая женщина, идущая по зебре — зрелище не для слабонервных.
Страшно за нее становилось пешеходам, водителям... но только не самой Наде. Она спокойно шла по пешеходному переходу без сопровождения и тихо молилась.
В храме Надя обыкновенно сидела на лавочке и довольно громко подпевала клиросу. Всегда не в лад, однако никто на нее за это не злился. Бабушки-свечницы буквально выстраивались в очередь, чтобы помочь Наде приложиться к иконам или подойти к Причастию. Добрая и хрупкая Надя была со всеми приветлива и никому не досаждала. Таких, как она в народе называют «Божьими одуванчиками». Слабенькая, немощная... Вот только немощной Надя казалась лишь на первый взгляд.
Как-то вечером я решила зайти в наш храм. То ли знакомых проведать, то ли просто помолиться, сейчас уж не вспомню. Надя, как часто бывало, сидела на скамеечке недалеко от притвора. Бабушка-свечница собиралась домой, тушила свечи, убирала огарки. Внезапно хлынул дождь. Не дождь, ливень. Свечница выразительно посмотрела на меня и спросила:
— Ну, что, кто сегодня проводит Надю до дому?
Разумеется, у меня не было выбора, да и совестно было бы поступить иначе. Выбора не было, не было и зонта. Ни у меня, ни у Нади. Я взяла ее под руку, мы вышли в притвор и стали спускаться по лестнице.
— Вас как зовут? — спросила меня Надя. Никогда раньше она не спрашивала моего имени, хоть и сопровождала я ее много раз.
— Анна — ответила я.
— Господи, помоги Анне! — громко сказала Надя, сойдя с лестницы. Затем широко перекрестилась и так же громко прочла молитву «Взбранной воеводе». А дождь все лил и лил, только усиливался.
— Эх, как же мы с вами до дому дойдем? — сказала я Наде. И тут случилось неожиданное.
— И очень просто! — почти выкрикнула моя спутница, на ходу крестясь и...снимая туфли. Я не успела ничего возразить: холодно, мол, простудитесь. Надя бодро зашагала босиком, одной рукой опираясь на меня, в другой держа обувь.
— Меня с детства Бог бережет! Он нам поможет — добавила она.
Мы довольно быстро дошли до дома. Надя поблагодарила меня, а я, закрыв за ней дверь, побежала в свой подъезд сушиться. Вся моя одежда была мокрая насквозь, о туфлях и говорить нечего. В отличие от Нади, мне не хватило смелости их снять.
На следующий день я специально зашла в наш храм разузнать о Наде. Она спокойно сидела на своей любимой скамейке без малейших признаков простуды и самозабвенно подпевала клиросу: шла всенощная. Меня она, разумеется, не видела.
Я приложилась к иконам и подошла к свечному ящику.
— Ну...как она? Надя? Все хорошо? Дождь ведь был...— спросила я свечницу.
— Да ты за нее не беспокойся, — с улыбкой ответила та — Надя у нас как огурчик. А сама-то как? Не промокла вчера?
Мне было неловко сказать, что промокла. Но моя собеседница все поняла и без слов. Мы попрощались, и я пошла домой. По дороге думала о Надином безграничном доверии Богу. Это и дало возможность силе Божьей совершиться в немощи ее старости и слепоты. «Взбранной воеводе победительная» — звучал у меня в голове Надин голос. «Благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — молилась я сама и благодарила Пречистую Деву за возможность лицезреть удивительную силу духа в немощи человеческого тела. В старенькой незрячей Наде.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема