
Анна Тумаркина
Лет десять назад проживала в нашем доме раба Божия Надежда, а точнее — Нади. Никто не называл ее полным именем, хоть было Наде далеко за восемьдесят. Маленькая, худенькая, в длинной юбке с воланами. Надя всегда носила одну и ту же прическу — две заплетенные косички, и была...совершенно слепая. Слепота, однако, не мешала ей почти каждое утро ходить в храм: маленькая пожилая женщина великолепно ориентировалась в пространстве на слух. Всегда безошибочно определяла, есть ли поблизости люди, время от времени просила помочь дойти до храма.
Я не раз помогала Наде, при этом она всегда знала, где именно находилась и сколько шагов до ближайшего забора или канавки. Случалось пару раз ловить Надю посреди проезжей части и переводить за руку на другую сторону. Никакого светофора на нашем перекрестке не было, а незрячая пожилая женщина, идущая по зебре — зрелище не для слабонервных.
Страшно за нее становилось пешеходам, водителям... но только не самой Наде. Она спокойно шла по пешеходному переходу без сопровождения и тихо молилась.
В храме Надя обыкновенно сидела на лавочке и довольно громко подпевала клиросу. Всегда не в лад, однако никто на нее за это не злился. Бабушки-свечницы буквально выстраивались в очередь, чтобы помочь Наде приложиться к иконам или подойти к Причастию. Добрая и хрупкая Надя была со всеми приветлива и никому не досаждала. Таких, как она в народе называют «Божьими одуванчиками». Слабенькая, немощная... Вот только немощной Надя казалась лишь на первый взгляд.
Как-то вечером я решила зайти в наш храм. То ли знакомых проведать, то ли просто помолиться, сейчас уж не вспомню. Надя, как часто бывало, сидела на скамеечке недалеко от притвора. Бабушка-свечница собиралась домой, тушила свечи, убирала огарки. Внезапно хлынул дождь. Не дождь, ливень. Свечница выразительно посмотрела на меня и спросила:
— Ну, что, кто сегодня проводит Надю до дому?
Разумеется, у меня не было выбора, да и совестно было бы поступить иначе. Выбора не было, не было и зонта. Ни у меня, ни у Нади. Я взяла ее под руку, мы вышли в притвор и стали спускаться по лестнице.
— Вас как зовут? — спросила меня Надя. Никогда раньше она не спрашивала моего имени, хоть и сопровождала я ее много раз.
— Анна — ответила я.
— Господи, помоги Анне! — громко сказала Надя, сойдя с лестницы. Затем широко перекрестилась и так же громко прочла молитву «Взбранной воеводе». А дождь все лил и лил, только усиливался.
— Эх, как же мы с вами до дому дойдем? — сказала я Наде. И тут случилось неожиданное.
— И очень просто! — почти выкрикнула моя спутница, на ходу крестясь и...снимая туфли. Я не успела ничего возразить: холодно, мол, простудитесь. Надя бодро зашагала босиком, одной рукой опираясь на меня, в другой держа обувь.
— Меня с детства Бог бережет! Он нам поможет — добавила она.
Мы довольно быстро дошли до дома. Надя поблагодарила меня, а я, закрыв за ней дверь, побежала в свой подъезд сушиться. Вся моя одежда была мокрая насквозь, о туфлях и говорить нечего. В отличие от Нади, мне не хватило смелости их снять.
На следующий день я специально зашла в наш храм разузнать о Наде. Она спокойно сидела на своей любимой скамейке без малейших признаков простуды и самозабвенно подпевала клиросу: шла всенощная. Меня она, разумеется, не видела.
Я приложилась к иконам и подошла к свечному ящику.
— Ну...как она? Надя? Все хорошо? Дождь ведь был...— спросила я свечницу.
— Да ты за нее не беспокойся, — с улыбкой ответила та — Надя у нас как огурчик. А сама-то как? Не промокла вчера?
Мне было неловко сказать, что промокла. Но моя собеседница все поняла и без слов. Мы попрощались, и я пошла домой. По дороге думала о Надином безграничном доверии Богу. Это и дало возможность силе Божьей совершиться в немощи ее старости и слепоты. «Взбранной воеводе победительная» — звучал у меня в голове Надин голос. «Благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — молилась я сама и благодарила Пречистую Деву за возможность лицезреть удивительную силу духа в немощи человеческого тела. В старенькой незрячей Наде.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Какую бы сферу деятельности человека мы ни взяли, мы понимаем, что в ней можно быть любителем, а можно стать профессионалом. Конечно, порой для этого приходится приложить массу усилий, но зато профессионализм выше ценится. А что можно сказать о религии? Можно ли стать в ней профессионалом? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянами. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Чем профессионал отличается от любителя? С формальной точки зрения всё просто: уровнем знаний, умений и навыков. Профессионал этот тот, кто хорошо разбирается в сути своей работы и умеет делать её качественно. Можно профессионально владеть резцом по дереву, профессионально излагать исторические факты или оперировать законами. Дело профессионала — это дело техники. В своей теме он знает ответы на все вопросы. В этом смысле, конечно, можно стать профессионалом в религии, если в центре неё стоит то, что похоже на инструкцию, а смыслом её является соблюдение формы. Естественно, зная об искренней вере Авраама, Моисея, пророка Исаии и других праведников Ветхого Завета, мы никак не можем сказать, что вера ветхозаветных иудеев была формальной или сводилась только ко внешним обрядам. В то же время, мы знаем, что большинство иудеев делало акцент на форме, почему именно книжники и фарисеи пользовались особым уважением.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к язычникам города Коллосы, которым проповедовал Христа. Приняв благую весть, они умерли для греха, и Бог оживил их и воскресил вместе с Иисусом. При этом, как это часто бывало, следом за Павлом в новую общину пришли иудействующие и призывали бывших язычников к исполнению закона. Они знали, что закон не исполним, но настолько почитали форму, что не могли от неё отказаться, даже ради самого совершенного содержания. И вот Павел говорит, что самим уверовавшим иудеям, Бог простил все грехи, связанные с нарушением закона. Когда-то на горе Синай они взяли на себя обязательство, которое в итоге не смогли исполнить. Иудеи представляли его себе в виде долговой расписки. Потом приходит Христос и исполняет все обязательства. Будучи послушен Отцу даже до смерти, Он, по словам апостола, прибивает расписку ко кресту и делает бессильными силы зла. При этом Спаситель явил послушание Отцу не в формальном исполнении закона, но в исполнении заповедей любви. Любви к Нему как к Богу и к нам как к ближним. Этим он превзошёл закон как идеальную форму и указал на любовь как на то, чего Бог ждал от людей в действительности. И если закон мог стать делом техники и в исполнении его тонкостей можно было стать профессионалом, то в исполнении заповедей о любви, стать профессионалом нельзя. В ней невозможно ответить на все вопросы, невозможно поставить точку, эту заповедь невозможно исполнить до конца и успокоиться. Возможно только, пребывая во Христе, расти в этой любви к Богу и к людям, но расти не благодаря исполнению формальных правил, а благодаря помощи Бога, который первым возлюбил нас и пришёл нас спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 25. Богослужебные чтения
Христианство — это религия, которая учит терпению. Но как можно терпеть несправедливость и ложь? Действительно ли Священное Писание призывает к этому? Или же оно всё-таки призывает к борьбе за справедливость и правду? Ответ на этот вопрос находим в 25-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Только что прозвучавший псалом — это псалом-жалоба. Очевидно, что его автор страдает под тяжестью ложных обвинений, которые против него выдвигают недруги. Можно предположить, что он отчаялся искать правосудие в гражданских судах. А потому он обращается к тому, кто один может ему помочь, к Богу. Поэтому и начинается псалом словами «Рассуди́ меня́, Го́споди». Но далее мы слышим от псалмопевца весьма странную и необычную просьбу: «Искуси́ меня́, Го́споди, и испыта́й меня́; распла́вь вну́тренности мои́ и се́рдце моё», — молит он Творца.
Бывает так, что человек оказался в неприятной ситуации и понёс убытки. Например, ему был нанесён физический или материальный ущерб. Однако он не идёт в полицию, не обращается в суд, потому что видит в произошедшем и свою вину. Возможно, именно он сам спровоцировал конфликт. Может быть, сам подливал для него масло в огонь. А, вероятно, и сам нанёс ущерб. Его вклад в склоку и разлад может быть небольшим по сравнению с его неприятелями, однако, если он пойдёт к судье как пострадавший, то вскоре может стать обвиняемым. «У самого рыльце в пушку», — говорим мы о такой ситуации.
Псалмопевец ощущает себя иначе. Он предъявляет обвинения против обидчиков и заявляет о своей готовности, если потребуется, пройти любой экзамен. Хоть на детекторе лжи. Вплоть до того, что станут очевидны его самые потаённые мысли и чувства, спрятанные глубоко-глубоко в сердце. Его совесть чиста. Это и даёт ему силы для такой вдохновенной и, можно сказать, дерзновенной молитвы.
Опыт тяжёлых, конфликтных ситуаций есть у каждого из нас. Всякому из нас наносили ущерб, как минимум, моральный. Возможно, мы страдали от лжи и клеветы. Возможно, не могли найти справедливости и нам было больно и обидно от этого. Может быть, мы находимся в таком непростом положении прямо сейчас. Прозвучавший псалом призывает нас не сидеть сложа руки, жалуясь на судьбу. Он призывает нас искать правду. Идти, стучаться в двери, добиваться справедливости. В том числе стучаться и к Богу. Молить Его о наведении порядка.
Однако при этом, есть одно «но». Перед тем, как идти и наводить порядок вокруг себя, необходимо увидеть и признать собственные внутренние проблемы. Необходимо ответить себе на один важный вопрос: а не окажется ли мой поиск правды и справедливости на поверку банальным бегством от себя и от своих проблем. Ведь нередко бывает так, что кто-то идёт в крестовый поход, чтобы послужить Богу, а кто-то, потому что не хочется возвращаться домой. Увидеть, что на самом деле побуждает меня обвинять окружающих — это важная духовная задача.
Если не будем искренни перед собой, очень рискуем, что наши жалобы вернутся нам же на голову. Жизнь поставит нас в такую ситуацию, когда нам откроется бездна собственной неправоты и низости. Если же мы стараемся быть по отношению к самому себе честными, причём честными до безжалостности, Бог прислушается к любой нашей просьбе, даже самой дерзновенной. И устроит всё в итоге наилучшим для всех образом.







