
Год назад я переехала в новый дом. Район тихий и соседи нешумные. Лишь иногда днём кто-то сверлил недолго или едва слышно доносился детский плач. Я радовалась, что все так спокойно тут.
Но недолго продолжалась моя радость. Заселились соседи сверху. Их было трое. Вечером я слышала, как они приходят домой, разговаривают, включают музыку. В ночи все громче слышались смех, горячие споры, выкрики.
Я сама ложусь не рано — часа в два ночи, но они — гораздо позже меня. И так происходило не только в выходные, но и по будням. Сначала я пробовала не обращать внимания. Но как не обращать, когда тебе надо спать, а сверху — такой шум?
Я все больше не высыпалась. И стала читать в домовом чате, кто, как прежде решал подобные проблемы. Один человек писал, что вызывал охрану. Другой — стучал по батарее, пытаясь напомнить буйным соседям, что они в этом доме не одни. Какая-то женщина грозила полицией.
Когда у меня наступила, наверное, двадцатая бессонная ночь, уже была близка к тому, чтобы попробовать все предложенные методы.
Но стоп! Я вспомнила, как сама реагировала, когда мои родные рассказывали о конфликтах с соседями. Как с долей какого-то непонимания думала о своей родственнице, подавшей в суд на мужчину, ругавшегося с ней из-за клочка дачной земли. «Неужели мирно нельзя договориться?» — размышляла я. Советовала вспомнить о том, что худой мир лучше доброй ссоры, своей двоюродной сестре, когда соседская собака им не давала спать. А что же собираешься делать ты в подобной ситуации — спросила себя? Ты, которая не любит конфликты и предлагает всем жить дружно?
И тут мне в голову пришла простая мысль. Кто может разрешить все конфликты, успокоить всех и примирить? Бог. Только Он.
Я обратилась с молитвой ко Господу. Потом, успокоившись, стала пытаться изменить отношение к соседям, пробудить к ним в своей душе теплые чувства. Если раньше раздражалась, то теперь старалась представить их как добрых друзей. Ведь они — такие же люди — размышляла я, — усталые, немощные. Возможно, у них проблемы. Поэтому утешаются ночными посиделками, снимают стресс?
Я стала молиться о них, просить Господа им помочь. Да и мне, конечно. Очень уж не хотелось переживать одну бессонную ночь за другой и продолжать это незримое сопротивление.
На следующий вечер заметила, что соседи сверху ведут себя, как будто, тише. Перед сном еще раз помолилась. И, о чудо, — как только я легла, наступила полная тишина. Сразу же. Прошло полчаса, потом еще полчаса, еще ...
Я все боялась, не начнется ли все-таки очередная вечеринка? Нет. Тихо. И я наконец спокойно уснула.
На следующий день была пятница. Я подумала, что если накануне, в четверг, соседи обошлись без шумного застолья, то вполне могут начать свое ночное веселье накануне выходных. Но этого не случилось. И в субботу не случилось, и в воскресенье. И во все последующие дни.
Нет, соседи никуда не уехали. Я слышала их голоса наверху, но уже явно не такой громкости, как было прежде. Не знаю, как изменилась их жизненная ситуация, но перемена была очень заметна. Тут невольно вспомнишь владыку Василия (Родзянко), который писал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».
Конечно, я от души поблагодарила Господа за это чудо. А еще подумала, что на себе испытала действие духовного закона: как только за что-то хоть немного осудишь другого, сам, непременно, попадешь в похожую ситуацию. И вот тут-то придется на деле исполнить все то, что ты с такой легкостью советовал другим — не раздражаться, жить в мире, всех прощать...
И еще раз убедилась — Господь рядом и поможет в сложной ситуации. Главное — самой хотеть пребывать в мирном духе, принимать, терпеть, прощать других. Ведь все мы на этой Земле — соседи.
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер