
Год назад я переехала в новый дом. Район тихий и соседи нешумные. Лишь иногда днём кто-то сверлил недолго или едва слышно доносился детский плач. Я радовалась, что все так спокойно тут.
Но недолго продолжалась моя радость. Заселились соседи сверху. Их было трое. Вечером я слышала, как они приходят домой, разговаривают, включают музыку. В ночи все громче слышались смех, горячие споры, выкрики.
Я сама ложусь не рано — часа в два ночи, но они — гораздо позже меня. И так происходило не только в выходные, но и по будням. Сначала я пробовала не обращать внимания. Но как не обращать, когда тебе надо спать, а сверху — такой шум?
Я все больше не высыпалась. И стала читать в домовом чате, кто, как прежде решал подобные проблемы. Один человек писал, что вызывал охрану. Другой — стучал по батарее, пытаясь напомнить буйным соседям, что они в этом доме не одни. Какая-то женщина грозила полицией.
Когда у меня наступила, наверное, двадцатая бессонная ночь, уже была близка к тому, чтобы попробовать все предложенные методы.
Но стоп! Я вспомнила, как сама реагировала, когда мои родные рассказывали о конфликтах с соседями. Как с долей какого-то непонимания думала о своей родственнице, подавшей в суд на мужчину, ругавшегося с ней из-за клочка дачной земли. «Неужели мирно нельзя договориться?» — размышляла я. Советовала вспомнить о том, что худой мир лучше доброй ссоры, своей двоюродной сестре, когда соседская собака им не давала спать. А что же собираешься делать ты в подобной ситуации — спросила себя? Ты, которая не любит конфликты и предлагает всем жить дружно?
И тут мне в голову пришла простая мысль. Кто может разрешить все конфликты, успокоить всех и примирить? Бог. Только Он.
Я обратилась с молитвой ко Господу. Потом, успокоившись, стала пытаться изменить отношение к соседям, пробудить к ним в своей душе теплые чувства. Если раньше раздражалась, то теперь старалась представить их как добрых друзей. Ведь они — такие же люди — размышляла я, — усталые, немощные. Возможно, у них проблемы. Поэтому утешаются ночными посиделками, снимают стресс?
Я стала молиться о них, просить Господа им помочь. Да и мне, конечно. Очень уж не хотелось переживать одну бессонную ночь за другой и продолжать это незримое сопротивление.
На следующий вечер заметила, что соседи сверху ведут себя, как будто, тише. Перед сном еще раз помолилась. И, о чудо, — как только я легла, наступила полная тишина. Сразу же. Прошло полчаса, потом еще полчаса, еще ...
Я все боялась, не начнется ли все-таки очередная вечеринка? Нет. Тихо. И я наконец спокойно уснула.
На следующий день была пятница. Я подумала, что если накануне, в четверг, соседи обошлись без шумного застолья, то вполне могут начать свое ночное веселье накануне выходных. Но этого не случилось. И в субботу не случилось, и в воскресенье. И во все последующие дни.
Нет, соседи никуда не уехали. Я слышала их голоса наверху, но уже явно не такой громкости, как было прежде. Не знаю, как изменилась их жизненная ситуация, но перемена была очень заметна. Тут невольно вспомнишь владыку Василия (Родзянко), который писал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».
Конечно, я от души поблагодарила Господа за это чудо. А еще подумала, что на себе испытала действие духовного закона: как только за что-то хоть немного осудишь другого, сам, непременно, попадешь в похожую ситуацию. И вот тут-то придется на деле исполнить все то, что ты с такой легкостью советовал другим — не раздражаться, жить в мире, всех прощать...
И еще раз убедилась — Господь рядом и поможет в сложной ситуации. Главное — самой хотеть пребывать в мирном духе, принимать, терпеть, прощать других. Ведь все мы на этой Земле — соседи.
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.